Статья Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми. Автор: Сунчалиева Елена Геннадьевна

Автор: Сунчалиева Елена Геннадьевна
В данной статье описана роль вопитателя в музыкальной деятельности детей.

Формы работы с детьми в этом направлении, роль воспитателя в самостоятельной музыкальной деятельности детей


Автор: Сунчалиева Елена Геннадьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 264 г.о. Самара
Консультация
для воспитателей
Роль воспитателя
в музыкальной работе с детьми
Подготовила
музыкальный руководитель
Сунчалиева
Елена Геннадьевна
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, — следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя, нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточной практики, не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музыкальных занятиях как бы на положении практикантов, которые работают под наблюдением музыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним;
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях — с детьми и воспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог-музыкант все больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.
Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который даётся детям. Воспитатель проводит с детьми на занятиях отдельные его элементы: поет новую песню или разучивает с детьми новую пляску, организует музыкальную игру, показывает упражнение.
Давая воспитателям задания, музыкальный руководитель должен дифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы и возможности.
Какие же формы работы с воспитателями наиболее эффективны?
Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповые занятия.
На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы, и о том, кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни, пляски.
На групповых занятиях воспитатели знакомятся с основными теоретическими и методическими вопросами музыкального воспитания, а также разучивают детские песни, пляски, игры, упражнения. Кроме того, разучиваются песни взрослых и песни, которые доступны дошкольникам для слушания. Это песни педагогический коллектив исполняет детям на занятиях как слушание музыка или на праздниках, концертах. При разучивании с воспитателями песни обращается внимание на чистоту интонации, на четкость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию.
На групповых занятиях воспитатели выполняют также некоторые самостоятельные задания. Цель их двоякая: проверить, насколько ими усвоен материал, и развить инициативу воспитателя. Например, задание составить пляску, упражнение на определенную музыку. Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.
Нужно научить воспитателя пользоваться аудиозаписями, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог исполнить по нотам детскую песенку, спеть ее. Хорошо привлечь к групповым занятиям технический персонал и актив родителей. Это приближает их к педагогической работе.
Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость, особенно при проведении праздников.
Для того чтобы наладить должным образом работу музыкального руководителя с воспитателем, необходим контроль и помощь заведующего учреждением.
Роль воспитателя в музыкально-педагогическом процессе
Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Степень активности воспитателя он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешно музыкальном воспитании детей.
Н. А. Метлов пропагандировал такие формы повышения музыкальной грамотности и культуры воспитателя:
Совместное с музыкальным руководителем планирование музыкальных занятий;
Открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением;
Индивидуальные и групповые консультации;
Практические занятия музыкального руководителя с воспитателями;
Обучение воспитателя методике пользования техническими средствами, детскими музыкальными инструментами.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x