"Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей " из опыта работы ☼
Автор: Леготина Валентина Викторовна
Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей
/Из опыта работы Леготиной Валентины Викторовны/
Я выбрала профессию такую,
Что лучше мне на свете не найти.
И с каждым годом убеждаюсь,
Что я иду по верному пути!
Дошкольное
образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно
здесь закладываются основы будущей личности. Современное дошкольное образование
направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения
ребенка, что напрямую связано с профессиональным уровнем педагогов. Введение
новых технологий в систему методической работы педагогов несет за собой смену
парадигм: с научно – технологической на личностно – ориентированную.
Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Среди
задач дошкольного воспитания – формирование у воспитанников инициативности и
самостоятельности, являющихся составными компонентами созидательности личности.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает на дошкольной
ступени решение следующих задач:
·
приобщение
детей к ценностям здорового образа жизни;
·
обеспечение
эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного
самоощущения;
·
развитие
инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому
самовыражению;
·
формирование
различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах
деятельности;
·
включение
детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного
возраста).
Период
детства очень важен в формировании личности и небезразлично, должно быть нам,
что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – в
итоге у ребёнка теряется вера в себя, а богатство скрытое внутри, тускнеет,
чернеет, умирает. Дети прячут свои способности в себя, перестают интересоваться
удивительным разнообразием мира, становятся как все.
Я не просто
воспитатель, Я – первый «учитель»,
который входит в жизнь ребёнка и его семью. Родители доверяют мне самое
дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного
родителя, которого бы не волновало, какие взаимоотношения сложатся у ребенка со взрослыми, со сверстниками,
насколько его развитие будет для него радостным и полезным.
И от
меня, зависит, как сложится жизнь
ребёнка в коллективе, в обществе, от меня зависит, как родители будут
относиться к учреждению, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Цель моей педагогической работы – воспитание творческой, гуманной,
социально-активной личности через развитие художественно-эстетического
восприятия окружающего мира и творческих способностей у детей дошкольного
возраста посредством работы с природным
и бросовым материалом. Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей
очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно
четкие задачи и незаметно передать инициативу в игре детям, умело организовать
совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без
внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов
касающихся лично каждого ребенка: его эмоций, переживаний, реакции на
происходящее, на трудности с которыми дети сталкиваются.
Дошкольный
возраст - уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка, когда
закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение,
активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все эти
важнейшие качества формируются в процессе специальной образовательной и игровой
деятельности. Огромное значение для
всестороннего развития ребенка является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения
ребенка в собственное творчество с различными материалами, в процессе которого
создается что-то красивое. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество
открытий, добивается личных достижений. Занятия художественным трудом призваны
воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому
самовыражению,
Задачи, которые я перед собой ставлю:
Ø Работать над созданием предметно –
развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие творческой
активности детей, участвующих в художественно-творческой деятельности, а также формирование у
воспитанников познавательных интересов.
Ø Развивать художественно-эстетическое
восприятие, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику
пальцев рук, речь в продуктивной детской деятельности через интеграцию
образовательных областей.
Ø Способствовать воспитанию у детей
добрых чувств к окружающему, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить
начатое дело до конца.
Для успешного достижения этих задач я применяю различные
подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных особенностей группы и
отдельного ребенка.
Сегодня, когда широко и
фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания,
когда появился новый Федеральный государственный образовательный стандарт, проблема
развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Художественный труд, так же как игра и рисование, особая
форма детской деятельности. Интерес к
ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда
позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а
именно:
Ø желание практически действовать с
предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как
это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного
результата;
Ø желание чувствовать себя способным
сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение
окружающих.
Тема по самообразованию «Развитие
художественно-эстетического восприятия у
детей дошкольного возраста в работе с природным
и бросовым материалом»
мною была выбрана не зря, ведь художественный
труд способствует развитию творческих способностей, восприятия,
фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости,
интеллектуальной и творческой активности;
в процессе изготовления поделок
у детей развивается умение видеть
и понимать прекрасное, формируются
навыки действия с разными
материалами.
Ведущее место в
осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и
роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно
полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей
станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно
воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,
музыкальный слух, элементарные навыки художественного творчества.
Вся моя работа строилась
в тесном контакте с родителями и педагогами ДОУ, с использованием разнообразных
форм: от индивидуальных консультаций, до участия в праздничных концертах, постановок
театральных представлений самих родителей.
В работе с родителями я выделила несколько форм работы:
1. Родительские собрания.
2. «Круглый стол»
3. Наглядные формы работы – информационные
стенды.
4. «Дни открытых дверей»
5. Консультации, индивидуальные
беседы.
6. Организация праздников и
развлечений, постановка театральных представлений совместно с родителями.
7. Совместная работа по реализации
социально-значимых проектов
В рамках реализации
социально-значимых проектов предполагается организация и проведение ряда
совместных мероприятий. Считаю, что реализация этих проектов позволила создать
эмоционально-комфортные условия для развития позитивных личностных качеств,
расширила представления детей о социальном мире людей.
Я считаю, что такие формы
работы с родителями дают положительные результаты.
Новое время требует
и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших
детей. Крайне важно, чтобы основной составной частью работы педагогов
дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
Сотрудничество с
родителями строю на принципах диалога, доверия, партнерства; с учётом структуры, традиций и педагогической
компетентности семьи.
Таким образом, с помощью
традиционных и нетрадиционных форм работы мною достигнуто взаимопонимание,
тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания, развития, обучения
детей. Я ответственно подхожу к организации и участию в конкурсных мероприятий
разного уровня, повышаю уровень своей профессиональной квалификации.
Уделяю огромное внимание проекту
собственного развития: систематически пополняю и совершенствую свои знания,
связанные с особенностями детей дошкольного возраста, в обеспечении для них
индивидуального, дифференцированного и деятельностного подхода, а также в
использовании современных методик, компьютерных и мультимедийных технологий,
методических приемов, идей и педагогических средств в построении
образовательного процесса с воспитанниками ДОУ, систематически принимаю участие
с воспитанниками в конкурсных мероприятий разного уровня.
В заключении можно сказать, что на протяжении дошкольного
детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности
ребенка имеет художественно-творческая
деятельность, которая развивает у
детей наблюдательность, познавательную
активность, внимание, логическое мышление,
речь, мелкую моторику пальцев рук;
расширяет представление об окружающем
мире, углубляет знания, приучает
к усидчивости, аккуратности, стремление
доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь.
Дальнейшие перспективы на будущее своей педагогической профессиональной
работы:
- Совершенствоваться в освоении и использовании современных
образовательных технологий;
- Продолжать
принимать активное участие в методических мероприятиях города и детского сада,
участвовать в конкурсах, как с воспитанниками, так и в конкурсах
педмастерства различного уровня.
- Продолжать освоение работы с ИКТ – наполнять созданные сайты.
- Внедрять в работу интересные, инновационные формы взаимодействия с
детьми и родителями
- Внедрение ФГОС ДО.