"Русская народная музыка в творчестве русских композиторов" | Барабаш Галина Константиновна. Работа №275746
Автор: Барабаш Галина Константиновна
Разработка урока по музыкальной литературе в Детской школе искусств седьмом классе с восьмилетним сроком обучения. Тип урока - урок-исследование.
Урок проводится в первом полугодии в разделе "Общее знакомство с русскими композиторами 19 века.
В процессе беседы, учащиеся слушают фрагменты музыкальных произведений, анализируют, приобретают новые знания.
Урок оснащен интеактивной доской, на которой размещен весь материал: музыка, портреты композиторов, картинки с изображением музыкальных инструментов, картинки к произведениям.
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методическая разработка
урока по музыкальной литературе
Тема: «Русская народная музыка в творчестве русских композиторов»
Подготовила:
Барабаш Галина Константиновна –
Преподаватель теоретических дисциплин высшей категории.
Белогорск 2020 г.
Урок музыкальной литературы в 7 классе с восьмилетним сроком обучения.
Урок проводится в первом полугодии в разделе «Общее знакомство с русскими композиторами второй половины 19 века». Тема урока является с одной стороны повторением творчества М.И. Глинки, с другой стороны подготавливает «почву» для подробного изучения творчества композиторов «Могучей кучки», а главное – их общего принципа – опоры на русскую народную песню.
Тема урока: Народная музыка в творчестве русских композиторов.
Цели урока:
Воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;
Развитие интереса к познавательной деятельности.
Формирование слушательской музыкальной культуры учащихся и восприятия музыки
как содержательного искусства
;
Знакомство с самобытным творчеством выдающихся русских композиторов.
Задачи урока:
Углубить знания в области народного фольклора, природы русского хорового пения и инструментального исполнительства;
Осмыслить выразительное значение наиболее характерных черт русской музыки;
Показать на примерах музыкальных произведений приемы развития композиторами русских народных песен и наигрышей;
Освоить терминологию
музыковедческого характера.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), слайдовая презентация с вставленным музыкальным материалом.
Музыкальный материал: М.И. Глинка «Камаринская (фрагменты: развитие темы лирической протяжной песни «Из-за гор, гор высоких», плясовой наигрыш с вариациями); русская народная песня «Вниз по матушке по Волге»; народный наигрыш на жалейке; А. Лядов «Восемь русских народных песен для оркестра» «Протяжная», «Коляда-маляда»; М. Балакирев «Увертюра на три русские народные темы».
План урока
Организационный момент. Объявление темы урока.
Основная часть.
Обобщение пройденного материала. Запись основных моментов в тетрадь.
Домашнее задание.
Ход урока
Сегодня на уроке нам потребуется ваше внимание и ваше умение
вдумчиво слушать музыку. А также активно вступать в разговор и не стесняться высказывать свое мнение.
Тема нашего урока «Русская народная музыка в творчестве русских композиторов».
Слайд 1(тема урока)
Ребята, кого из композиторов считают основоположником русской классической музыки?
(ответы детей)Михаила Ивановича Глинку.
Слайд 2 (портрет композитора)
- Какова заслуга этого композитора, почему именно он?
- Потому что он создал первую национальную русскую классическую оперу и симфоническую музыку.
- Но ведь во времена Глинки было много других замечательных композиторов – современников Глинки?
- В своих произведениях Глинка нередко использовал русские напевы. А сочиняя собственные мелодии, вводил в них характерные для русских песен интонации, попевки и мелодические обороты.
- Совершенно верно. Глинка свой музыкальный язык создал на основе русской народной музыки. Эстафету Глинки подхватили последующие русские композиторы. Они учились на его произведениях, каждый по-своему разрабатывая различные стороны Глинкинского творчества.
Известны его крылатые слова: «Музыку создает народ, а мы – композиторы ее аранжируем». Что означает слово «аранжировка»?
- Делать переложение, обрабатывать.
Слайд 3(определение)
То есть, Глинка стал для них примером, как использовать и разрабатывать народные мелодии в своих собственных сочинениях.
Говорят, что песня – это душа народа, зеркало его жизни и быта. Давайте перечислим виды песен. Какие они бывают?
- Трудовые и праздничные, хороводные, плясовые, свадебные, лирические протяжные, солдатские, частушки, городские, былины.
Слайд 4(выписаны виды песен)
Надо сказать, что некоторые композиторы собирали песни, записывали, обрабатывали их и составляли сборники. Наиболее известными являются сборники народных песен в обработке Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и Лядова.
Послушаем фрагмент народной песни. Подумайте, к какому жанру относится песня и прислушайтесь к ее развитию.
Звучит народная песня «Вниз по матушке по Волге».
- Песня лирическая протяжная. Сначала запевает один, затем присоединяются остальные голоса, подстраиваясь к основному мотиву.
- Действительно, нередко народную песню сравнивают с рекой, которая течет, а затем разливается на протоки и сливается опять в единое русло. Так и в песне подголоски то появляются, то исчезают и в конце сливаются в унисон. В музыке это называется – подголосочнаяполифония.
- Мы подробно знакомились с вами с симфонической фантазией «Камаринская» Михаила Ивановича Глинки. Давайте вспомним ее и послушаем небольшой фрагмент.
Обратите внимание на то, как в дальнейшем звучит тема, после ее первого проведения?
Звучит тема свадебной протяжной «Из-за гор, гор высоких» из симфонической фантазии «Камаринская».
- Широкая и плавная мелодия свадебной песни сначала звучала одноголосно, затем расширялась, звучала более мощнее и громче. стала оплетаться все новыми и новыми подголосками.
- Все верно. При повторении сама мелодия остается неизменной. Но, каждый раз Глинка оплетает ее подголосками наподобие русских протяжных песен и таким образом, образуется многоголосие. И «поют» эту песню здесь инструменты симфонического оркестра. А какие, и почему Глинка выбирает именно эти инструменты?
- Деревянные духовые, потому что они близки по звучанию народным инструментам – пастушескому рожку, жалейке, дудке.
Слайд 5(изображения инструментов)
У русского композитора Анатолия Лядова есть произведение для оркестра «Восемь русских народных песен». Послушаем одну из них. «Протяжная».
Звучит «Протяжная» А. Лядова.
- Что мы можем сказать, прослушав это произведение? Из названия нам понятно, что это такое?
- Похоже на пение хора, но в начале «запевает» один инструмент.
- Средствами оркестра Лядов воспроизводит характерное звучание народного хорового пения.
- А какой инструмент «запевал»?
- Виолончель.
- Медленно и широко печальная лирическая мелодия звучит у одинокой виолончели. Ее теплый и насыщенный тембр в среднем регистре близок человеческому голосу.
Далее, как в хоре, вступают еще несколько голосов. Они то расходятся, образуя аккорды, то сливаются в унисон.
А теперь послушаем народный инструментальный наигрыш. Он будет сыгран на жалейке.
Звучит инструментальный наигрыш.
- Что представляет из себя этот наигрыш?
Постоянно повторяющийся мотив, но каждый раз он повторяется с изменениями.
- Такой прием называется варьирование или вариации. Сама природа инструментальной народной музыки в этом и заключается: из одного простейшего короткого мотива образуется множество вариантов. В старину бродячие музыканты-скоморохи, играя плясовые наигрыши во время гуляний, каждый раз на ходу изобретали все новые и новые варианты одной и той же мелодии, даже соревнуясь при этом, друг с другом.
Слайд 6 (изображение скоморохов)
Глинка с детства знаком был с деревенскими музыкантами. Слышал народное пение и игру музыкантов с детства. Все это глубоко запало ему в память, потому что, как он сам говорил: «Что ж поделать, музыка – душа моя!».
Слайд 7(Глинка слушает деревенских музыкантов)
Давайте вспомним фрагмент из «Камаринской» М. Глинки.
Звучит фрагмент «Камаринской».
- Это прозвучал плясовой наигрыш. Скажите, что здесь было неизменным, а что вносило каждый раз изменение?
- Плясовой мотив звучал постоянно, но каждый раз менялись подголоски, обыгрывающие мотив, причем каждый разразными инструментами.
- То есть, вариации затрагивают не тему, а именно подголоски. Очень изобретательна здесь оркестровка, которая все время меняется. Каким инструментам подражают здесь пиццикато струнно-смычковых?
- Балалайкам.
- Глинка стал примером для русских композиторов в том, как сочинять произведения, используя русские напевы и наигрыши.
Послушаем с вами еще одну пьесу А. Лядова из сюиты «Восемь русских народных песен для оркестра» «Коляда-маляда». Что такое Коляда, колядки?
- Это новогодние поздравительные песни.
Слайд 8 (картинка с изображением колядующих)
Слушаем А. Лядов «Коляда-маляда».
- Она звучит легко, весело. Мы здесь услышали много раз повторяющийся мотив. Каждый раз он по-новому обыгрывался. Также, как и Глинка, А. Лядов использует вариационное развитие и инструментовку, приближенную по звучанию к народным инструментам.
Итог урока.
Мы с вами исследовали природу народного исполнительства, которую изучил Глинка и применил уже в профессиональной музыке. А именно: подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству. И приемы оркестровки: использование деревянных духовых, пиццикато струнных и оркестровые вариации. В последствии, все эти особенности использовали в своем творчестве русские композиторами – последователи Глинки.
В заключении, мы послушаем с вами «Увертюру на три русские темы» М.А. Балакирева. Постарайтесь теперь отметить про себя все, о чем мы с вами говорили на уроке.
Слайд 9
В качестве домашнего задания вам будет дано послушать еще раз это произведение и записать свои наблюдения.
Литература:
1.Русская музыкальная литература, выпуск 1. Составление и общая редакция Э.Л. Фрид. «Музыка» 1982.
2. Русская музыкальная литература, выпуск 3: Учебное пособие для музыкальных училищ. «Музыка» 1976.