Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Русский язык. 4 класс "Урок русского языка в 4 классе. Мягкий знак в глаголах после шипящих. ФГОС" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Наумова Лариса Николаевна

Русский язык. 4 класс

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих. ФГОС

Тип урока: рефлексия материала (по теме второй урок из 2-ух)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий и алгоритмов.

Планируемые результаты:

1.              Предметные: научится находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

2.              Метапредметные:

Познавательные: общеучебные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применять правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать  в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

3.              Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности; соотносить собственный ответ с предложенным вариантом; развивать умение  аргументировать свою точку зрения; контролировать и оценивать выполненную работу; расширять учебно-познавательные интересы; стремиться к улучшению результатов учебных действий; понимать и осознавать необходимость выполнения школьных требований.

  Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф»;  рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф»; карточки для работы, интерактивная доска, ноутбук, памятки алгоритма.

Формы работы на уроке:

·                  работа в группах;

·                  работа в парах;

·                  самостоятельная работа;

·                  самопроверка;

·                  взаимопроверка;

·                  самоанализ;

·                  анализ;

·                  контроль результата

Педагогические технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие,   интерактивные.

Принципы: научности, проблемности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.

Методические приёмы на уроке:

наблюдение за языковым материалом,

коллективное формулирование правила,

классификация слов с мягким знаком после шипящих,

 

формирование универсальных учебных действий.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Орг. момент. Мотивация учащихся.

-Добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать.

А работать и писать.

- А с какой целью мы пришли на урок?

-Сегодня понадобится внимание, поддержка и помощь. Готовы?

-Помните: все в наших руках!

- Приготовим рабочее поле…

 

Сл.1 - А отправляемся в гости к..

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто, что делает – расскажет,

Чертит, пишет  иль  поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам … (глагол)

 

-Что такое глагол?

-Внимание…

Пожелание друг другу удачи.

 

 

 

+узнать что-то новое

+записывают число

ЛУУД: мотивация к учебной деятельности.

Данный этап настраивает на определённый вид работы

2.Актуализация знаний.

Сл 2 На доске рисунки: мяч, камыш, плащ…

-Ребята, постарайтесь каллиграфически правильно записать буквы последних звуков в словах.

- Что их объединяет?

-Какой буквы не хватает?

-Как они связаны с глаголом? Почему заострили внимание на них?

-В каких частях речи встречается эта орфограмма?

 

-Эта тема новая для нас?

-Давайте вспомним…

 

+ записывают:  ч  ш  щ

 

 

+буквы шипящих звуков.

-Надо знать правила правописания после шипящих…

+ сущ., прил., гл

+нет

ПУУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-сравнение и классификация по заданным критериям;

-использование знаково-символических средств;

-систематизация имеющихся знаний о правописании ь после шипящих.

3.Постановка учебной задачи.

Работа в группах

(цветок-лепесток) У нас 3 группы. У вас карточки, найдите лишнее и определите правило, на которое опирались…

1гр: удач.., туч.., могуч.., пахуч.., мяч...

 

2 гр: доч.., брош…,обруч…,вещ…,помощ…

3 гр: пишеш…, отвечаеш…, забываеш…, доч…, испеч…

-Какую бы группу добавили?

- приведи примеры…

-Какую часть речи изучаем?

 

-оцени свой результат в карте

Выходят и на доске выставляют и объясняют

 

+ мяч, не прил. в краткой форме, это м.р.

+обруч, не ж,р,3 скл

+ дочь, не гл, а ж,р

 

+сущ,. м.р, оканчивающиеся на шипящий звук

+правописание глагола

ПУУД: - анализ объектов с целью выделения признаков, побуждение к осознанию противоречий, постановка проблемы, выдвижение гипотез и предположений;

-умение работать в группе;

-развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление.

4. Целеполагание

Сл 3 -Так какая тема урока?

-А кто сможет определить цели нашего урока?

У-учиться ….Чему мы сегодня будем учиться?.

Р- развивать ….Что будем развивать?

О- объяснить …..Что будем объяснить?

 К - контролировать…..Что будем контролировать?

-Какими средствами будем пользоваться для достижения данных целей?

-Что нам поможет в достижении поставленных целей?

 

 

 

– учиться правильно писать Ь после шипящих …

-будем развивать внимание и орфографическую зоркость

-написание слов

-ответы товарищей

+из учебника, словаря, от учителя. (Предлагают разные варианты).

-формулирование темы урока, использование знаково-символических средств.

РУУД:

целеполагание как постановка учебной задачи;

-оценка—выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

5. Работа с правилом на доске

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

Сл 4 - Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят?

-Докажи

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Тише едешь – дальше будешь.

 

Что интересного вы заметили в написании глаголов?

Сл 5 – Какой вывод можно сделать?

 

- Проверим себя по учебнику…стр.110

- кто прав…

-Проговорим алгоритм написания Ь после шипящих у глаголов.

 

-Оцени свой результат в карте

 

 

+объясняют

 

 

 

 

 

+гл.2 лицо, ед.ч

 

+ у гл. всегда пишется Ь после шипящих

 

+Катя

 

+Определим часть речи, если это: глагол, то ь знак пишется во всех формах

 

ПУУД:

-анализ объектов с целью выделения признаков,

-развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление.

Работа с пословицами по словарю

 

 

 

Работа над предложением.

-Что такое пословица? Найди в словаре на Сл 5 внизу

 

- объясни орфограмму и смысл пословицы

- чтобы быть внимательным, хорошо видеть…

Сл 6 Физминутка для глаз

-Оцени свой результат в карте

 

Сл 7 - Обратите внимание на экран.

- Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении?

- это наша тема…

- Сл 8 Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( можно 1 уч.-у доски)

-дайте характеристику предложению

--Объясните расстановку знаков препинания.

 

-Оцените результат своей работы в карте

+ ищут в словаре

+списывают

 

 

 

 

 

 

+В форме 1 –го лица ед. числа

 

+Утром ты встаешь, делаешь зарядку,умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.

 

+Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми,  распространенное.

Умение работать со словарями, находить и преобразовывать информацию

физминутка

 

 

 

 

 

 

 

Мы работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

 

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

- Над чем нужно поработать?

 

-Оцените результат своей работы в карте

 

-оценивают и контролируют работу свою и одноклассников

-умение работать на слух

6. Работа по карточкам.

1.Работа по карточкам в паре. красные

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь),  колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).

 

- Прочитайте задание и задайте  вопросы  на понимание.

-Оцените результат своей работы в карте

Проверка по эталону желтые

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п.

5)беречь, отрежь, поешь - глагол

ПУУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-сравнение и классификация по заданным критериям;

-использование знаково-символических средств;

-систематизация имеющихся знаний о правописании ь после шипящих.

Вывод.

 

 

Работа с  алгоритмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс – опрос.

 

 

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

-Чтобы правильно писать соберём правило. «Собери букет». Закрепление.

- у каждой группы на столе лепесток цветка. На каждом лепестке записано слово.

 Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих)

1. Определим часть речи, если это:

а) Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.

б) Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.

в) Глагол, то ь знак пишется во всех формах.

 

Сл 9 Система голосования.

( или на листе размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ;  есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?

- Какое слово вызвало затруднение?

- Почему?

- Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

- Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.

 

-Оцените результат своей работы в карте

 

1) Какой  частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

 

 

 

 

 

 

 

+записываюткаждое правило

 

 

 

 

 

1)         ночь  +

2)         луч  -

3)         беречь  +

4)         кирпич  -

5)         знаешь  +

6)         отрежьте  +

7)         хорош  -

8)         зажечь  +

9)         дремлешь  +

10)       могуч  -

11)       чертишь  +

12)       желаю удач  -

13)       фальшь  ?, +

+взаимопроверка

 

ЛУУД:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи;

КУУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Работа в рабочей тетради.

-Верно, неверно

-р/т №1 стр.36 упр 3

 

-Оцените результат своей работы в карте

взаимопроверка

КУУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Самостоятельная работа разноуровневая

-выбери себе задание.

                                        1 уровень

Спиши. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак  после шипящих на конце глаголов»

    Век без ошибки нет проживёшь. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь.  Шила в мешке не утаишь.  В окно всего света не увидишь. За ум возьмёшься – до дела доберёшься. За большим погонишься – и  малого не увидишь.

 

                                        2 уровень.

Сделай буквенную запись. Слова записывай в три столбика.

Не забывай про  ь!

 

беречь         думаешь         съешь

 

 [с п р? а ч?] , [а б ж э ч?] , [с т а и ш] , [г а в а р? и ш] , [п а д ж э ч?] , [с? и д? и ш] 

[б?и ж ы ш] , [с т р? и ч?] , [и д? о ш] , [п а й? о ш] ,  [л? и т? и ш] , [к р? и ч? и ш] , [л? й? о ш] , [п а м о ч?]

                                          3 уровень.

Спиши, вставь в слова пропущенные орфограммы, а в предложения – подходящие глаголы. Тебе помогут слова для справок.

 

   Вселенная ничего не ра…казывает, пока у неё хорошенько не ___________.

Лу…ше всех умеют спрашивать учёные. Это они з…дают   Вселенной вопросы, а потом, получив ответы,  ра…казывают об этом всем остальным.

   Может быть,  и ты когда-нибудь научишься разг…вваривать со Вселенной, _________ так у неё спрашивать, чтобы на каждый в…прос получить ясный и точный  …твет.

   И чем больше ты _______________ знать, тем больше _______________ узнать. И тогда всем будет инт…ресно с тобой п…гов…рить.

 

Слова для справок: спросиш…, будеш…, сможеш….

4 вариант

 

 

-Оцените результат своей работы в карте

 

+выбирают

РУУД:

-учитывать алгоритм;

-планирование действия для достижения цели;

-осуществление итогового и пошагового контроля, самоконтроля.

-коррекция—внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

ЛУУД:

-смыслообразование - связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Сл 10 -Какие цели ставили? Достигли ли вы цели? Определитесь по знаниям.

-Дети отвечают на вопросы. Рассказывают и отмечают где они ощущают себя по знаниям.

ЛУУД:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Самооценка по памятке.

Памятка.

-Что нужно было сделать?

-Удалось ли сделать?

-Всё выполнено верно или есть недочёты?

-Сделал всё сам или с чьей-то помощью?

-Какую поставишь себе отметку?

 

-Оцените результат своей работы в карте

Ответы учеников по памятке.

ЛУУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД:

-оценивание правильности выполненного действия;

-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.

 

Домашнее задание.

 Сл 11 *Уч. стр. 112 упр.4 или 5; (по выбору).

*найти загадку, стихотворение, и т. д. про правописание глаголов.

Выбирают посильное задание.

ЛУУД:

-самоопределение.

Дополнительно

 

Тест на компьютере доп

 

Каталог ЦОР

 

Учебник с 112 упр.3

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×