Русский язык. 4 класс "Урок русского языка в 4 классе. Мягкий знак в глаголах после шипящих. ФГОС" ☼
Автор: Наумова Лариса Николаевна
Русский язык. 4 класс
Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих. ФГОС
Тип урока: рефлексия материала (по теме второй урок из 2-ух)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий и алгоритмов.
Планируемые результаты:
1. Предметные: научится находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
2. Метапредметные:
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применять правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.
3. Личностные: применять приобретенные навыки в практической деятельности; соотносить собственный ответ с предложенным вариантом; развивать умение аргументировать свою точку зрения; контролировать и оценивать выполненную работу; расширять учебно-познавательные интересы; стремиться к улучшению результатов учебных действий; понимать и осознавать необходимость выполнения школьных требований.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф»; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф»; карточки для работы, интерактивная доска, ноутбук, памятки алгоритма.
Формы работы на уроке:
· работа в группах;
· работа в парах;
· самостоятельная работа;
· самопроверка;
· взаимопроверка;
· самоанализ;
· анализ;
· контроль результата
Педагогические технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие, интерактивные.
Принципы: научности, проблемности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.
Методические приёмы на уроке:
наблюдение за языковым материалом,
коллективное формулирование правила,
классификация слов с мягким знаком после шипящих,
формирование универсальных учебных действий.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Орг. момент. Мотивация учащихся. | -Добрым утром начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать. А работать и писать. - А с какой целью мы пришли на урок? -Сегодня понадобится внимание, поддержка и помощь. Готовы? -Помните: все в наших руках! - Приготовим рабочее поле…
Сл.1 - А отправляемся в гости к.. Интересная часть речи В русском языке живет: Кто, что делает – расскажет, Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит, Все расскажет нам … (глагол)
-Что такое глагол? -Внимание… | Пожелание друг другу удачи.
+узнать что-то новое +записывают число | ЛУУД: мотивация к учебной деятельности. Данный этап настраивает на определённый вид работы |
2.Актуализация знаний. | Сл 2 На доске рисунки: мяч, камыш, плащ… -Ребята, постарайтесь каллиграфически правильно записать буквы последних звуков в словах. - Что их объединяет? -Какой буквы не хватает? -Как они связаны с глаголом? Почему заострили внимание на них? -В каких частях речи встречается эта орфограмма?
-Эта тема новая для нас? -Давайте вспомним… |
+ записывают: ч ш щ
+буквы шипящих звуков. +ж -Надо знать правила правописания после шипящих… + сущ., прил., гл +нет | ПУУД: -поиск и выделение необходимой информации; -сравнение и классификация по заданным критериям; -использование знаково-символических средств; -систематизация имеющихся знаний о правописании ь после шипящих. |
3.Постановка учебной задачи. Работа в группах | (цветок-лепесток) У нас 3 группы. У вас карточки, найдите лишнее и определите правило, на которое опирались… 1гр: удач.., туч.., могуч.., пахуч.., мяч...
2 гр: доч.., брош…,обруч…,вещ…,помощ… 3 гр: пишеш…, отвечаеш…, забываеш…, доч…, испеч… -Какую бы группу добавили? - приведи примеры… -Какую часть речи изучаем?
-оцени свой результат в карте | Выходят и на доске выставляют и объясняют
+ мяч, не прил. в краткой форме, это м.р. +обруч, не ж,р,3 скл + дочь, не гл, а ж,р
+сущ,. м.р, оканчивающиеся на шипящий звук +правописание глагола | ПУУД: - анализ объектов с целью выделения признаков, побуждение к осознанию противоречий, постановка проблемы, выдвижение гипотез и предположений; -умение работать в группе; -развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление. |
4. Целеполагание | Сл 3 -Так какая тема урока? -А кто сможет определить цели нашего урока? У-учиться ….Чему мы сегодня будем учиться?. Р- развивать ….Что будем развивать? О- объяснить …..Что будем объяснить? К - контролировать…..Что будем контролировать? -Какими средствами будем пользоваться для достижения данных целей? -Что нам поможет в достижении поставленных целей?
|
– учиться правильно писать Ь после шипящих … -будем развивать внимание и орфографическую зоркость -написание слов -ответы товарищей +из учебника, словаря, от учителя. (Предлагают разные варианты). | -формулирование темы урока, использование знаково-символических средств. РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи; -оценка—выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
5. Работа с правилом на доске
Работа с учебником
| Сл 4 - Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят? -Докажи За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Семь раз отмерь, один отрежь. Тише едешь – дальше будешь.
– Что интересного вы заметили в написании глаголов? Сл 5 – Какой вывод можно сделать?
- Проверим себя по учебнику…стр.110 - кто прав… -Проговорим алгоритм написания Ь после шипящих у глаголов.
-Оцени свой результат в карте |
+объясняют
+гл.2 лицо, ед.ч
+ у гл. всегда пишется Ь после шипящих
+Катя
+Определим часть речи, если это: глагол, то ь знак пишется во всех формах
| ПУУД: -анализ объектов с целью выделения признаков, -развитие умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление. |
Работа с пословицами по словарю
Работа над предложением. | -Что такое пословица? Найди в словаре на Сл 5 внизу
- объясни орфограмму и смысл пословицы - чтобы быть внимательным, хорошо видеть… Сл 6 Физминутка для глаз -Оцени свой результат в карте
Сл 7 - Обратите внимание на экран. - Прочитайте предложение. (Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.) - В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? - это наша тема… - Сл 8 Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед.числа. Запишите получившееся предложение.( можно 1 уч.-у доски) -дайте характеристику предложению --Объясните расстановку знаков препинания.
-Оцените результат своей работы в карте | + ищут в словаре +списывают
+В форме 1 –го лица ед. числа
+Утром ты встаешь, делаешь зарядку,умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.
+Повествоват., невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное. | Умение работать со словарями, находить и преобразовывать информацию |
физминутка
| Мы работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным». - Контролируйте свои действия, чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат. - Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте. Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.
- Сядьте те, кто не ошибся! (Обращаюсь к тем, кто ошибся.) - Над чем нужно поработать?
-Оцените результат своей работы в карте |
| -оценивают и контролируют работу свою и одноклассников -умение работать на слух |
6. Работа по карточкам. | 1.Работа по карточкам в паре. красные Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор. Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), колюч(ь), плащ(ь), поеш(ь).
- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание. -Оцените результат своей работы в карте | Проверка по эталону желтые 1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение. 2)кирпич, плащ, морж –м.р., 2-склон. 3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат. 4)много задач, жду встреч – 1- скл., мн.ч., Р.п. 5)беречь, отрежь, поешь - глагол | ПУУД: -поиск и выделение необходимой информации; -сравнение и классификация по заданным критериям; -использование знаково-символических средств; -систематизация имеющихся знаний о правописании ь после шипящих. |
Вывод.
Работа с алгоритмом.
Экспресс – опрос.
|
- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи? -Чтобы правильно писать соберём правило. «Собери букет». Закрепление. - у каждой группы на столе лепесток цветка. На каждом лепестке записано слово. Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих) 1. Определим часть речи, если это: а) Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем. б) Краткое прилагательное, то ь знак не пишется. в) Глагол, то ь знак пишется во всех формах.
Сл 9 Система голосования. ( или на листе размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13). Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами. - Обозначения: нет Ь в слове - ; есть Ь в слове - +. - Если затрудняетесь написать -? - Какое слово вызвало затруднение? - Почему? - Как узнать лексическое значение слова – фальшь? - Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.
-Оцените результат своей работы в карте |
1) Какой частью речи выражено слово. 2) Лексическое значение слова. 3)Правило написания орфограммы в слове.
+записываюткаждое правило
1) ночь + 2) луч - 3) беречь + 4) кирпич - 5) знаешь + 6) отрежьте + 7) хорош - 8) зажечь + 9) дремлешь + 10) могуч - 11) чертишь + 12) желаю удач - 13) фальшь ?, + +взаимопроверка
| ЛУУД: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи; КУУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Работа в рабочей тетради. | -Верно, неверно -р/т №1 стр.36 упр 3
-Оцените результат своей работы в карте | взаимопроверка | КУУД: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
Самостоятельная работа разноуровневая | -выбери себе задание. 1 уровень Спиши. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» Век без ошибки нет проживёшь. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь. Шила в мешке не утаишь. В окно всего света не увидишь. За ум возьмёшься – до дела доберёшься. За большим погонишься – и малого не увидишь.
2 уровень. Сделай буквенную запись. Слова записывай в три столбика. Не забывай про ь!
беречь думаешь съешь
[с п р? а ч?] , [а б ж э ч?] , [с т а и ш] , [г а в а р? и ш] , [п а д ж э ч?] , [с? и д? и ш] [б?и ж ы ш] , [с т р? и ч?] , [и д? о ш] , [п а й? о ш] , [л? и т? и ш] , [к р? и ч? и ш] , [л? й? о ш] , [п а м о ч?] 3 уровень. Спиши, вставь в слова пропущенные орфограммы, а в предложения – подходящие глаголы. Тебе помогут слова для справок.
Вселенная ничего не ра…казывает, пока у неё хорошенько не ___________. Лу…ше всех умеют спрашивать учёные. Это они з…дают Вселенной вопросы, а потом, получив ответы, ра…казывают об этом всем остальным. Может быть, и ты когда-нибудь научишься разг…вваривать со Вселенной, _________ так у неё спрашивать, чтобы на каждый в…прос получить ясный и точный …твет. И чем больше ты _______________ знать, тем больше _______________ узнать. И тогда всем будет инт…ресно с тобой п…гов…рить.
Слова для справок: спросиш…, будеш…, сможеш…. 4 вариант
-Оцените результат своей работы в карте
| +выбирают | РУУД: -учитывать алгоритм; -планирование действия для достижения цели; -осуществление итогового и пошагового контроля, самоконтроля. -коррекция—внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. ЛУУД: -смыслообразование - связь между целью учебной деятельности и её мотивом. |
Рефлексия деятельности (итог урока). | Сл 10 -Какие цели ставили? Достигли ли вы цели? Определитесь по знаниям. | -Дети отвечают на вопросы. Рассказывают и отмечают где они ощущают себя по знаниям. | ЛУУД: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Самооценка по памятке. | Памятка. -Что нужно было сделать? -Удалось ли сделать? -Всё выполнено верно или есть недочёты? -Сделал всё сам или с чьей-то помощью? -Какую поставишь себе отметку?
-Оцените результат своей работы в карте | Ответы учеников по памятке. | ЛУУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: -оценивание правильности выполненного действия; -умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; -адекватное восприятие оценки учителя и товарищей.
|
Домашнее задание. | Сл 11 *Уч. стр. 112 упр.4 или 5; (по выбору). *найти загадку, стихотворение, и т. д. про правописание глаголов. | Выбирают посильное задание. | ЛУУД: -самоопределение. |
Дополнительно
Тест на компьютере доп
Каталог ЦОР
| Учебник с 112 упр.3
|
|
|