Самоанализ педагогической деятельности

Автор: Кунцевич Дмитрий Станиславович

                            Самоанализ педагогической деятельности

                                    учителя технологии и ОБЖ

                                  МОУ Удельнинская СОШ № 34

                            Кунцевича Дмитрия Станиславовича.

 

            Я, Кунцевич Дмитрий Станиславович, работаю в данной школе 1 год.  Мой педагогический стаж 1 год.

В 1987 г. окончил Коломенское высшее артиллерийское  командное училище.

.Свою педагогическую деятельность осуществляю на основе Федерального компонента,  программ среднего (полного) общего образования по технологии  и ОБЖ.

В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуюсь программой развития школы, образовательной программой школы. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии и ОБЖ помогают решить эту проблему.

       Цель моей профессиональной деятельности: подготовить подрастающее

поколение к самостоятельной жизни, связанной  с трудовой деятельностью, наполненной творчеством и инициативой, их безопасностью в дальнейшей жизни

Для достижения своей цели ставлю перед собой  перспективные задачи:

l     Использовать метод проектов на уроках технологии и ОБЖ для развития самостоятельности в изучении нового материала, в процессе закрепления и применения на практике.

l  Совершенствовать умения и навыки трудовой деятельности путем   развития творческих способностей  учащихся

l Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеурочную;

Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

l  учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

l информационные компетенции: учить самостоятельно, готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

l коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Поскольку моя задача - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих учеников необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и есть основа индивидуализации обучения.  Проектная деятельность – это деятельность, где дети учатся  самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражают свои чувства в   творческих работах.

 Проектная деятельность может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. В конце учебного года на школьную научно-практическую конференцию мои ученики вышли с 2 проектами: Изготовление вулкана (с этой работой учащиеся 6 класса защищали честь школы на городском конкурсе Юный географ) – работа получилась удачная. А работа по теме Влияние вредных привычек – очень интересная и значимая,  оказалась объемной, и мы ее продолжим дорабатывать на следующий год. Отличительной чертой этих работ явилась интеграция предметов, что является ценным опытом.

Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения и творческий потенциал учащихся, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого обучающегося.

Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности учеников, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.

  Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания.

 За этот  года мои ученики показывают стабильно хорошие результаты обучения.

      Качество знаний – более 90%.

  90% учащихся имеют стойкий интерес к предмету.

Анализ и своевременная коррекция собственной педагогической деятельности, диагностика текущего состояния обеспечивают положительную динамику учебной деятельности учащихся по предметам, приводит к повышению качества знаний учащихся (от 85 % до 100 %) , подтверждению итоговых оценок  обучающихся.

Неуспевающих по технологии нет, но нельзя сказать, что у меня нет проблем. Например, некоторые мальчики с удовольствием готовят различные блюда, то не всегда с желанием берутся за моделирование и конструирование изделий.  Есть дети с низкой мотивацией и низкими способностями к обучению. Для них необходимы личностно-ориентированный подход в обучении, реализующий технологию формирования учебной деятельности, и учебно-игровая деятельность, способствующая без перегрузок включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.

 При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность.   Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

Один из видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.

           Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Например: Своя игра, Игры-шутки, игры-минутки, Крестики-нолики, Безопасность человека в жизненных ситуациях, Если хочешь быть здоров.

Для формирования творческих способностей учащихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: урок-викторина 8 класс «Экскурс в мир профессий», КВНы, побуждающие мыслительную активность. Например – составить кроссворд или ребус по одному из разделов. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

 Я преподаю 2 предмета и на своем небольшом  опыте убедилася в большой важности для эффективного обучения  использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления. Поэтому одним из видов развития творческих способностей считаю проведение интегрированных уроков.  

 Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира. Такие уроки заканчиваются небольшой творческой работой. Это дает возможность каждому ученику проявить себя и развить свои способности. Мною были проведены интегрированные уроки по темам: Значение соблюдений техники безопасности в жизни, Вредные привычки их влияние на человека, Пожары и др.

В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя - помочь каждому ученику достичь такого успеха.  Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы, проекты, интеллектуальные игры. Детей с повышенной мотивацией к обучению данного предмета отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

В ноябре,  мы приняли участие в городской олимпиаде школьников по технологии, ОБЖ, которым предшествует школьный тур олимпиад. 

В формировании устойчивого  интереса к изучаемому предмету огромную роль играет классная, внеурочная, кружковая деятельность. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка.

 Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.  На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах). На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих учениках волю к победе и стремление к преодолению трудностей.

 Традиционным видом внеклассной работы является: проведение предметной недели «Естественно – научного цикла»: я проводил конкурсы, кроссворды, ребусы, игры: «Счастливый случай», «Разговор о правильном питании»,   «Спор трёх королев», «Поле чудес», КВН по искусству «В мире прекрасного ».

   Был проведен конкурс творческих работ: «Страна Безопасности», «Зеркало природы», «Мир в радуге профессий».

Я  являюсь классным руководителем , в этом году у меня  предвыпускной  класс. Как классный руководитель 8 класса, я вместе с детьми участвую во всех коллективных делах школы и  школьной организации по плану школы.  Взаимодействую с воспитанниками в различных видах деятельности: групповой, учебной, творческой, коммуникативной.

Оказываю поддержку учащимся в преодолении трудностей и проблем, в становлении личности и ее самоопределении.

Принили участие во всех общешкольных мероприятиях , например, «Смотр песни и строя».

 Т.к. в 8 классе все дети спортивные, то в соревнованиях по всем видам спорта занимаем призовые места.   Думаю, станут традицией  такие мероприятия,  как первый урок, чаепитие в честь праздников,  экскурсии .  Эти мероприятия сплачивают коллектив и приучают детей к ответственности.

Учащиеся класса не все активны, ответственны,  не все имеют постоянные и текущие поручения, которые добросовестно выполняют.

Класс очень сложный ,ребята  не очень уважают и ценят мнение друг друга. Сплотить коллектив -  моя главная задача на следующий год.

Учащиеся не объективны   в самооценке своей учебы и поведения.

Регулярно участвую в работе МО классных руководителей, постоянно учусь и совершенствуюсь, приобретаю опыт.

Постоянно приобретаю, изучаю и использую в работе новинки методической литературы по воспитательной работе. Активно взаимодействую с родителями на родительских собраниях, в личных беседах, на заседаниях родительского комитета. Знакомлю  не только с успехами детей в учебе, но и с результатами психологических исследований, диагностик. Использую различные формы проведения родительских собраний:

·                     обмен мнениями, собрание – диспут;

·                     собрания – презентация;

Родители привлекаются для участия в организации эффективной работы класса.

 В 2015 году прохожу курс повышения квалификации  в ЧОУ

ДПО «Институт новых технологий в образовании» по программе дополнительного

профессионального образования «Психолого-педагогические аспекты профессиональной

компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС» (144 часов).

 За год работы я понял - учитель                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            не делает карьеры.   Он – артист, но его слушатели и зрители ему не аплодируют. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.  Мы навечно вызваны к доске. И сдаем экзамен каждый день. Экзамен по доброте, душевности, справедливости, взаимопониманию. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце учителя.

 

 

Учитель технологии и ОБЖ                                    Кунцевич Д.С.

                                                                                  

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           2014 – 2015 учебный год.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x