самообазование | Грехунова Татьяна Юрьевна. Работа №207197
Автор: Грехунова Татьяна Юрьевна
анализ самообразования по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Дети 3-4 года)
В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. Лично мне, интересно изучать темы, которые соприкасаются с устным народным творчеством. Вот и в этот раз я брала тему для своего самообразования «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».
Я составила годовой план работы по теме самообразования. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Поставила цель ,задачи. И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.
Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание», ресурсов интернета, Программной разработки образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и Комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: «Роль фольклора в развитии ребенка», «Использование фольклора в работе с детьми», «Устное народное творчество как средство духовно нравственного развития личности ребенка», «Роль сказки в воспитании детей», «Влияние сказки на психику ребенка», «Театрализованные игры как средство развития речи детей».
В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов, создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах.
Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами ридумать и загадывать загадки.
Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика).
С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками. Был обустроен небольшой уголок ряженья с русскими национальными костюмами. Русские народные сказки и читались, и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото.
Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы: «Роль фольклора в развитии детей», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для ребенка ».
Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текст демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). К концу года я научила детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо. Дети стали менее агрессивны, стали собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
. Загадки использовала в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение). Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.
Большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.
Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка, в свои способности. Из детей, которые старались быть в тени других детей, получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы:
В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты.
Цель:
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству .
Обогатить речь, воображение, чувства детей.
Приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей
Литература по теме:
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры». Учеб.-метод. пособие 2-е изд., 2008г.
2. Козырева Л. М. «Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет». М.,2005г
3.Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
4. Использование Интернет-ресурсов.