Статья Самообразование как необходимое условие при переходе на профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Автор: Вяльцева Ольга Александровна

Автор: Вяльцева Ольга Александровна
Данные рекомендации способствуют повышению творческого потенциала педагога, работе над темой по самообразованию, обоснованию необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.

В рекомендации самообразование рассматривается как инструмент профессионального роста, изложены основные формы организации самообразования, диагностика и планирование процесса самообразования, отчет о работе над темой.

Методические рекомендации призваны оказать помощь в работе над единой методической темой педагогов дополнительного образования.

Рекомендация предназначена для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования и педагогов реализующих программы дополнительного образования в общеобразовательных организациях.


Автор: Вяльцева Ольга Александровна
Муниципальное бюджетное учреждения
дополнительного образования
Районный Дом детского творчества
Самообразование как необходимое условие при переходе на профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования
детей и взрослых
Методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования
Составитель:
Вяльцева Ольга Александровна
методист
Мордово 2017
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………………...4
Обоснование необходимости постоянного повышения
профессиональной компетентности педагога………………………………..6
Самообразование как инструмент профессионального роста………………6
Формы организации самообразования………………………………………..7
Диагностика и планирование процесса самообразования………………….10
Выбор темы самообразования и этапы работы над ней…………………….10
Примерный план работы педагога над темой самообразования…………...12
Примерный алгоритм выстраивания системы в работе по самообразованию………………………………………………………………14
Примерная программа собственного роста и самосовершенствования педагога…………………………………………………………………………14
Примерный индивидуальный план профессионального роста педагога…...15
Примерный отчет педагога по самообразованию……………………………15
Примерная памятка по изучению вопросов самообразования педагога…....16
Заключение…………………………………………………………………….. 17
Список рекомендуемой литературы………………………………………….. 18
Приложения……………………………………………………………………..19
Приложение 1. Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"
Приложение 2. Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования.
Аннотация
Данные рекомендации способствуют повышению творческого потенциала педагога, работе над темой по самообразованию, обоснованию необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.
В рекомендации самообразование рассматривается как инструмент профессионального роста, изложены основные формы организации самообразования, диагностика и планирование процесса самообразования, отчет о работе над темой.
Методические рекомендации призваны оказать помощь в работе над единой методической темой педагогов дополнительного образования.
Рекомендация предназначена для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования и педагогов реализующих программы дополнительного образования в общеобразовательных организациях.
Пояснительная записка
За последнее десятилетие в нашей стране произошли серьезные изменения: Россия стала открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство. В таком обществе первостепенное место занимает человек, обладающий гораздо большей степенью свободы и ответственности как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Основным ресурсом развития страны становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, что, безусловно, требует достижения нового качества массового образования. При этом совершенно ясно, что новое качество образования обеспечивается, в первую очередь процессами обновления, разворачивающимися в образовательных учреждениях, основным фактором развития которых сегодня являются инновационные изменения.
Учреждения дополнительного образования, как и школы, озабочены сегодня поисками иного содержания труда педагога, поиском и апробацией новых средств и способов его работы, обеспечивающих более яркое самовыражение личности педагога, способствующих развитию профессионального самосознания и определения траектории профессионального роста. Время непреклонно требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей среды, быть готовым к постоянному самообразованию. Под самообразованием следует понимать специально организованную самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно-
значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой
спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой
стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с
постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной
активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой
умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.
Цель составления данных методических рекомендаций: развитие личности педагога и повышение на этой основе уровня его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности при переходе на профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Особенность и новизна: организация образовательного процесса, повышающего компетентность педагогов в области ИКТ, поддержка его в жесткой конкуренции с Интернет, учебными сайтами фирм, реферативных сайтов, превращение педагога в консультанта по личным образовательным
траекториям воспитанника, создание условий для формирования единого информационного пространства.
Обоснование необходимости постоянного повышения
профессиональной компетентности педагога
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом
своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность
ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным
человеком в широком смысле этого слова.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего
развития.
Самообразование как инструмент профессионального роста
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование. Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
• осуществляется добровольно;
• управляется самим человеком;
• необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.
Самообразование педагога учреждения дополнительного образования
многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДО могут быть:
ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам
дополнительного воспитания;
изучение учебной и научно-методической литературы;
ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии,
анатомии, физиологии;
изучение новых программ и педагогических технологий;
ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
повышение общекультурного уровня.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
• "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
• "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
• "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Формы организации самообразования
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов дополнительного образования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность
получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
• эпизодичность прохождения курсов;
• недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;
• время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением
образовательной программы;
• качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
• возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к.
структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
• система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
• нехватка у педагогов свободного времени;
• занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;
• дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
• возможность пройти их в удобное для педагогов время;
• возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для
конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
• дистанционные курсы проводятся на платной основе;
• документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации;
• не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет- технологиями.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
• научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
• посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной
литературы;
• участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
• посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
• теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий,
воспитательных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.
Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
• освоение информационных концепций, знаний и навыков;
• наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
• обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
• методическая помощь является персональной и адресной;
• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:
• Интернет-государство учителей (intergu.ru) основными задачами считает оказание поддержки учителю в профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
• Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:
популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и
формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
• Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
• Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
основными своими задачами считает содействие повышению доступности и
качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах
образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
• Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности
называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального
развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
• Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и
материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
Диагностика и планирование процесса самообразования
Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда – это лишь неполный перечень форм работы методического аппарата дома детского творчества.
Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Практикум " Выявление способности педагога к развитию"
Самообразование педагога начинается с создания определенного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постановки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов. На этом этапе может помочь анкета "Выявление способности педагога к развитию" - для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение1).
Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Выбор темы самообразования и этапы работы над ней
Система методических мероприятий в ДДТ подчинена главной цели –
стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. При выборе и работе над темой самообразования каждому педагогу необходима серьёзная методическая поддержка.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
В индивидуальной беседе с методистом педагог определяет, какая
проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Тема должна быть актуальна, её изучение –
необходимо самому педагогу. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Методист может оказать им помощь в подборе педагогической литературы по теме.
Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для
самообразования на этот период. Однако, педагогу может быть предложено
поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Несколько педагогов могут объединиться в работе над темой, близкой к содержанию к одной из годовых задач УДО.
Все темы педагогов должны находиться в одной логике с единой методической темой учреждения. В настоящее время единая методическая тема в Мордовском РДДТ следующая: Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях обновления содержания образования.
В приложении 2 даётся список примерных тем, опираясь на который педагоги могут определить интересную для себя тему самообразования, после чего обратиться за консультацией в методический кабинет (педагогам
предлагается ознакомиться со списком примерных тем).
Совместно с методистом разрабатывается план работы над темой самообразования, основа для составления которого представлена в приложении 3 (педагогам предлагается изучить и обсудить примерный план работы над темой самообразования).
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 -и этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.
2 -и этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и
прогнозирование результатов.
3-й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы,
постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа
продолжает сопровождаться изучением литературы.
4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы
использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Подводя итог, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
изучение материалов глобальной сети Интернет;
участие в работе научных конференций, семинаров;
участие в сетевых сообществах;
ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,
рост его профессионального мастерства.
Примерный план работы педагога над темой самообразования
Приложение 3
Этапы
Содержание работы
Сроки
Форма представления
1.Диагностический
Анализ затруднений
Постановка проблемы
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта
I год работы над темой
собеседование с руководителем МО, зам. директора по научно-методической работе.
2.Прогностический
Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
I год
работы
над
темой
Выступление
на МО
сроки
3. Практический
Внедрение ППО, системы мер,
направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных
результатов.
Корректировка работы.
II год
(III, IV)
Открытые
уроки,
выступления
на МО,
выставка
практических
наработок
(дидактического
материала) и
т.д.
4. Обобщающий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме.
Представление материалов.
III год
(IV, V)
Выступления
на МС, на
педагогическом совете.
5.Внедренческий
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей
работы.
Распространение.
В ходе
дальней
шей
педагогической деятельности
Реферат,
инд.творческий проект и др.
Каждому этапу соответствует конкретное содержание работы, сроки, форма представления итогов работы. Такое планирование предупреждает
поверхностный подход к самообразованию. Методист ведет учет тем самообразования, курируют деятельность педагогов по их реализации,
консультирует, оказывает необходимую методическую помощь. Отслеживание этапов работы над темами самообразования можно проводить по следующей форме.

п\п
ФИО
педагога
Тема по
самообразованию
Сроки
Год
работы
над
темой
Отслеживание результатов
реализации темы по
самообразованию
Форма
отчета
Место проведения
отчета
Графа год работы над темой помогает отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог и, если требуется, оказать методическую помощь.
Форму отчета выбирает педагог, место проведения отчета рекомендует
руководитель МО. Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и
выбрать формы распространения. Таким образом, всё будет подчинено решению задач, поставленных перед образовательным учреждением.
Примерный алгоритм выстраивания системы в работе по самообразованию включает в себя:
1). Самодиагностику, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксацию проблем и их причин;
2). Принятие решения о необходимости самосовершенствования
(определяется на основе анализа профессиональной деятельности, личностно-профессиональных потребностей, мотивов, целей);
3). Актуализацию проблемного поля;
4). Интернализацию информационных потоков;
5). Определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработку программы;
6). Реализацию программы саморазвития;
7). Самоконтроль выполнения запланированного;
8). Корректировку при необходимости хода выполнения программы, содержательной ее составляющей:
9). Самоанализ и самооценку выполнения программы, уровня своего профессионализма;
10). Определение (обновление) перспектив творческого роста: постановку целей, формулировку задач.
Примерная программа собственного роста и самосовершенствования педагога
Принципы построения программы: научность, прогностичиость, актуальность, оптимальность, реалистичность, целостность, контролируемость.
Основные этапы работы над такой программой могут быть следующими:
1. Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей;
2. Формирование общей концепции Я в перспективе. Мои достижения;
3. Выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой;
4. Определение задачи этапов деятельности; конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты);
5.Составление плана действий по самосовершенствованию (самообразование, профессиональный рост);
6.Самооценка роста;
7.Передача опыта коллегам.
Примерный индивидуальный план профессионального роста педагога
• цели профессионального развития;
• варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и
методической литературы;
• разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• получение консультаций от администрации учебного заведения, методистов
отдела образования, научных работников;
• обсуждение возникающих проблем с коллегами;
• взаимопосещение учебных занятий;
• работа по апробации полученных знаний на практике;
• участие в системе методической работы Дома творчества;
• самообобщение результатов работы;
• передача опыта коллегам.
Примерный отчет педагога по самообразованию (желательно использовать на промежуточном этапе)
• ФИО педагога_____________________________________________
• Объединение_____________________________________________________
• Категория____________________________________________________
• Над какой темой, проблемой Вы работаете____________________________
• Чем обусловлен выбор темы_________________________________________
• Какую литературу Вы изучили в ходе работы над темой_________________
• К какому результату пришли в процессе работы над данной темой ________
• С какими трудностями столкнулись__________________________________
• Какое влияние оказала работа над проблемой на практическую учебно-воспитательную работу?____________________________________________
• Анализируя результаты, намерены ли Вы продолжать работу над данной
темой_____________________________________________________________
• Каким образом (выбор форм и методов дальнейшей работы) ____________
Примерная памятка по изучению вопросов самообразования педагога
(используется при собеседовании руководителя методического объединения с педагогами)
1. Изучение личного творческого плана педагога (при условии его наличия). Оправдал ли себя план, как он сочетался с проблемой Дома творчества и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с
индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература изучалась: педагогическая, психологическая, методическая и др.
3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности
(уровень преподавания, качество знаний обучающихся).
4. Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными).
5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
6. Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
7. Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретических и методических уровней; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
8. Дальнейшие планы педагога по самообразованию.
Несколько советов занимающимся самообразованием:
ВАЖНО, чтобы знания по какому- вопросу, приобретаемые из одного
источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет
занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами
Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной
информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного обучающегося, но и педагогическое сообществ.
Заключение
Методические рекомендации помогут повысит профессиональные компетентности педагога. Организовать работу с молодыми специалистами. Совершенствовать работу по всестороннему развитию личности педагога дополнительного образования, повышение его квалификации, профессионализма, продуктивности деятельности при переходе на профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Список рекомендуемой литературы:
1. Антюфеева Н.К. Повышение квалификации педагога дополнительного образования как личностная траектория его профессиональной карьеры // Внешкольник. – 2007. - №3. – с.17-18.2. Алексеев С.А. Внутренний механизм самости личностных качеств учителя в процессе непрерывного образования //Учитель в школе.-2009.-№2.- с.120-123.3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога // Директор школы.-2008.,№5,с.169.4. Кутовая Е.А. Повышение профессионализма педагогов – фактор повышения качества образования //Учитель в школе.-2009.-№2. - с.124-126.5. Новокшонова М. Имидж педагога: знание, опыт, мастерство // Учитель. – 2005.,№3.с.69-73.6. Проказа А.Т. Педагогическая проблема Самости и её реализация //Педагогическое образование и наука.-2005.-№3.,с.54-57.7. Словарь – справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н.Буйлова, И.А.Дрогов и др. – М: ЦРСДОД, 2002.8. Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика.-2003.-№2. – с.42 – 47.
Приложение 1
Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив
каждого утверждения балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
Утверждение
Баллы
Я стремлюсь изучить себя
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и
домашними делами
Препятствия стимулируют мою активность
Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить
Себя
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время
Я анализирую свои чувства и опыт
Я много читаю
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам
Я верю в свои возможности
Я стремлюсь быть более открытым человеком
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю
положительные результаты
Я получаю удовольствие от освоения нового
Возрастающая ответственность не пугает меня
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе
Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов - Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36-54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на
развитие сильно зависит от условий.
15-35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
Приложение 2
Примерные темы самообразования
для педагогов дополнительного образования
Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии.
Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе …..
Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе……..
Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе ……………. посредством современных педагогических технологий.
Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе ……………….
Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе ……….. посредством современных педагогических технологий.
Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования.
Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях картингом через личностно-ориентированные подходы в обучении.
Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в театральной студии как средство успешной социализации личности.
Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования научно-технической направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности.
Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной общеобразовательной программы ………
Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.
Использование педагогических возможностей вокально-инструментального ансамбля для формирования гражданской идентичности подростка.
Формирования гражданской идентичности ребёнка средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности.
Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования ………………..
Детская одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности.
Развитие творческой активности обучающихся.
Формирование у детей ранней мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья, физическому и спортивному совершенствованию.
20
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x