самообразование педагога

Автор: Довыдова Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26

г. Алексин

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа  по самообразованию на тему

 

«Познавательно-исследовательская деятельность

детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

Воспитатель: Довыдова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Тема:  Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Актуальность темы: 

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

   Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

 Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе познавательно -исследовательской деятельности.

     Задачи:

·                    Создание условий для исследовательской активности детей;

·                    Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

·                    Изучение методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности по возрастам.

 

 

     Список литературы

1.                Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Министерства образования и науки Российской Федерации (утвержденного Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 31 декабря 2013 г.)

2.               Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3.               Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4.               Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

5.               Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6.               Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

7.               Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

 

8.               Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9.               Экспериментальная деятельность детей 3-7 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы самообразования на 2014-2017 гг.

 

Срок

 

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2014 г.

 

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

 

Октябрь

2014 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

 

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность в ДОУ» (презентация)

Ноябрь-декабрь

2014 г.

Создание предметно-развивающей среды и опытно-исследовательской  деятельности в ДОУ для детей 3-4 год.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини- лабораторий с объектами неживой природы;

Перспективное планирование  для работы с детьми 3-4 года.

Родительское собрание

«Организация  проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет»

 

 

Январь

2015 г.

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

 

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.  

Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

2015 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

 

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Март

2015 г.

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

2015 г.

Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж

Описание приемов и методов, их использование на занятиях.

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

«Что? Зачем? Почему?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение метода игрового, проблемного обучения

 

 

 

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

 

 

Сентябрь 2015 г.

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Октябрь-ноябрь  2015 г.

«Круглый стол»

Создание предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе

Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»

Декабрь 2015 г.

 

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Январь

2016 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

 

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2016 г.

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

 

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2016 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2016 г.

Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности

 

Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач

Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Сентябрь

2016 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

 

Беседа, рассуждение, умозаключение

Октябрь-декабрь

2016 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

 

Подборка материалов

Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

Январь -февраль

2017 г.

«Проект как метод обучения»

Изучение структуры создания проекта

Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

 

Март-май

2017 г.

Самоанализ по

изучаемым темам

 

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОАНАЛИЗ:

 

В нашей группе мы создали мини - лабораторию (со всем необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов: лупами, шарами, трубочками, зеркалами, магнитами мыльными пузырями и др.) Постепенно мини-лаборатория пополняется. В своей работе с детьми я активно использую обору Наборы биологов, пробирки, мерные стаканы, весы и многое другое оборудование находится в нашем активном пользовании. Все это делалось для поддержания интереса у детей, для возможности воспроизвести опыты самостоятельно.

     Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям  младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри.

       Занимаясь с детьми  экспериментальной деятельностью, я обратила внимание, что познавательный интерес от занятия к занятию вырастает.

        Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая мною, привела к большим результатам. Они стали намного внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать. делать обобщения, умозаключения. Это - своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей.

      В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x