САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ☼
Автор: Зубрицких Оксана Леонидовна
Зубрицких О.Л.,
педагог дополнительного образования 1кв.к.,
МКУ ДО «СЮТ» ГО Ревда
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от педагога овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. [2,c.59]
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении детей по индивидуальным образовательным маршрутам. [4, c.91]
Деятельность УДОД направлена на проектирование пространства творческого развития личности с определенным запасом дополнительных возможностей их выявления (самоопределение) и использования самими детьми (творческая самореализация), что способствует формированию у детей нового опыта постановки и решения задач.
Эффективным средством стимулирования творческой самореализации является программа «Кудесница» (вязание крючком и на спицах), отличающаяся широким спектром возможностей для выбора ребенком своего пути в творческой деятельности. Одним из способов творческого развития является проектирование индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это замыслы ребенка относительно его собственного продвижения, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогом. Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога дополнительного образования - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. [5, c.25]
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
· особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
· профессионализмом педагога;
· возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий, а именно:
· осознание обучающимися необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и самореализации;
· осуществление целенаправленной деятельности по формированию у обучающихся устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;
· включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута. [1, c.50]
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута может быть представлена тремя этапами: самоопределение, построение маршрута и оформление.
Этап самоопределения включает в себя определение образовательной цели, прогнозирование результатов и выбор пути реализации поставленной цели. Одной из задач педагога на данном этапе является включение обучающегося в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями, определения сферы деятельности, раскрывающей его интерес.
Этап построения индивидуального образовательного маршрута включает себя следующие шаги: определение содержания, уровня и режима освоения программы дополнительного образования, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки собственных достижений. Функция педагога на данном этапе заключается в помощи обучающемуся через конкретизацию целей и задач, предложение средств их реализации.
Этап оформления индивидуального образовательного маршрута предполагает своего рода фиксацию замыслов в определенном документе. Как показала практика, к числу таких документов могут быть отнесены схемы, таблицы индивидуальных достижений, индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программы. [3, c.46]
Таким документом в объединении «Кудесница» является Карта индивидуального маршрута, где обучающийся прописывает свой образовательный маршрут – вначале на 1е полугодие, затем - на 2е полугодие или на конец обучения по образовательной программе.
Ребенок имеет возможность выбрать свой индивидуальный маршрут и проверить: верен ли он, все ли удалось, проанализировать результаты, составить маршрут на выполнение других задач или по результатам образовательной программы.
Работа с детьми по таким картам ведётся в объединении с 2011года. Сама карта была усовершенствована.
Цель-притязание, задачи |
Планируемый результат |
Средства, условия |
Отметка о выполнении |
Самооценка |
Коррекция педагога |
|||
Знания, умения, навыки |
Материалы, оборудование |
Время |
Начало работы |
Окончание работы |
||||
Рассмотрим на примере ИОМ одного ребёнка (Бадайкина Настя). Тема: «Вязаные игрушки». Настя запланировала связать символ наступающего года – змею, ёлочку, котёнка, куклу. Все, запланированные работы, выполнены в срок. Работы получились хорошие, куклу мы ещё вяжем.
Т.о. выбрав свой индивидуальный маршрут, обучающийся проявляет свою индивидуальность, развивает (при педагогическом воздействии) личностные социально положительные качества. Благодаря индивидуальному подходу в виде индивидуального образовательного маршрута, при условии оптимальной организации и эффективного осуществления педагогического процесса происходит творческая самореализация личности.