Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Зубрицких Оксана Леонидовна

Зубрицких О.Л.,

                                                                              педагог дополнительного образования 1кв.к.,

МКУ ДО «СЮТ» ГО Ревда

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

           Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны». Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от педагога овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. [2,c.59]

         В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.  Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении  детей  по индивидуальным образовательным маршрутам. [4, c.91]

Деятельность УДОД направлена на проектирование пространства творческого развития  личности  с определенным запасом дополнительных возможностей их выявления (самоопределение)  и использования самими детьми (творческая самореализация), что способствует формированию у детей нового опыта постановки и решения задач.

Эффективным средством стимулирования творческой самореализации является программа «Кудесница» (вязание крючком и на спицах), отличающаяся широким спектром возможностей для выбора  ребенком своего пути  в творческой деятельности. Одним из способов   творческого развития  является проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это замыслы ребенка  относительно его собственного продви­жения, оформленные и упорядоченные им в содействии с педаго­гом. Развитие школьника может осуществляться по нескольким образователь­ным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. От­сюда вытекает основная задача педагога дополнительного образования  - предложить учащемуся спектр воз­можностей и помочь ему сделать выбор. [5, c.25]

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

·         особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его роди­телей в достижении необходимого образовательного результата;

·         профессионализмом педагога;

·         возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий, а именно:

·         осознание обучающимися необходимости и значимости индивидуального образова­тельного маршрута как одного из способов самоопределения и самореализации;

·         осуществление целенаправленной деятельности по формированию у обучающихся устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;

·         включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута. [1, c.50]

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута может быть представлена тремя этапами: самоопределение, построение маршрута и оформление.

Этап самоопределения включает в себя определение образовательной цели,  прогнозирование результатов и выбор пути  реализации поставленной цели. Одной из задач педагога на данном этапе является включение обучающегося в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями, определения сферы деятельности, раскрывающей его интерес.

Этап построения индивидуального образовательного маршрута включает себя следующие шаги: определение содержания, уровня и режима освоения  программы дополнительного образования, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки собственных достижений. Функция педагога на данном этапе заключается в помощи обучающемуся через конкретизацию целей и задач, предложение средств их реализации.

Этап оформления индивидуального образовательного маршрута предполагает своего рода фиксацию замыслов в определенном документе. Как показала практика, к числу таких документов могут быть отнесены  схемы, таблицы индивидуальных достижений, индивидуальный учебный план,  индивидуальная образовательная программы. [3, c.46]

Таким документом в объединении «Кудесница» является  Карта индивидуального маршрута, где обучающийся  прописывает  свой образовательный  маршрут – вначале на 1е полугодие, затем - на 2е полугодие или на конец обучения  по образовательной программе.

Ребенок имеет возможность выбрать свой индивидуальный маршрут и проверить:  верен ли он, все ли удалось, проанализировать результаты, составить маршрут на выполнение других задач или по результатам образовательной программы.

 Работа с детьми по таким картам ведётся в объединении с 2011года. Сама карта была усовершенствована.

Цель-притязание, задачи

Планируемый результат

Средства, условия

Отметка о выполнении

Самооценка

Коррекция педагога

Знания, умения, навыки

Материалы, оборудование

Время

Начало  работы

Окончание работы

Рассмотрим на примере ИОМ одного ребёнка (Бадайкина Настя). Тема: «Вязаные игрушки». Настя запланировала связать символ наступающего года – змею, ёлочку, котёнка, куклу. Все, запланированные работы, выполнены в срок. Работы получились хорошие, куклу мы ещё вяжем.

 

Т.о. выбрав свой индивидуальный маршрут, обучающийся  проявляет свою индивидуальность, развивает (при педагогическом воздействии)  личностные социально положительные качества. Благодаря индивидуальному подходу в виде индивидуального образовательного маршрута, при условии оптимальной организации и эффективного осуществления педагогического процесса происходит творческая самореализация личности.

Пожалуйста, подождите.
x
×