Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Раковская Изабелла Юрьевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Выступление на МО.

При подготовке выступления на МО я использовала открытые источники сети интернет.

Одна из основных задач учителя иностранного языка - научить ребёнка учиться,  а для этого необходимо создать условия, когда учащиеся осознанно стремяться овладеть новыми знаниями

Обучение школьников иностранному языку осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Можно сказать, что учитель ставит перед собой несколько задач:

-  развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности,

- научить их самостоятельно овладевать знаниями,

- формировать свое мировоззрение,

- научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Но в тоже время, самостоятельная работа не является самоцелью, а, скорее всего, средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок, который приходит в первый класс, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, планировать свои действия, корректировать их, соотносить полученный результат с поставленной целью. Иностранный язык начинают изучать во втором классе, но за первый класс ребёнок ещё не достаточно получил  навыков самостоятельной работы. Хотя здесь надо отдать должное учителям начальных классов, которые в условиях ФГОС уделяют достаточно внимания формироанию навков самостоятельности. Учитель иностранного языка, конечно же, включается в эту работу с самых первых уроков. Самостоятельная работа применяется на протяжении всего курса обучения иностранному языку. В процессе обучения учащийся должен достичь определенного уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Возникает вопрос- сколько же времени следует затрачивать на этот вид работы, чтобы её результаты были ощутимы? Методисты утверждают, что общее время работы учащихся над иностранным языком должно составлять не менее 3-3,5 часов в неделю, сюда можно включить и работу под руководством учителя, и различные формы самостоятельной работы.

На начальном этапе обучения иностранному языку время, отводимое на самостоятельные виды деятельности, составляет от 5 до 7 минут в 5 классе и 8-10 минут в 6-м классе. В 7 - 8-м классе это время увеличивается до 15-20 минут, а на старшем этапе обучения достигает 20-25 минут.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И.Пидкасистый в своей работе “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении” выделяет 4 типа самостоятельных работ:

─ по образцу;

─ реконструктивные;

─ вариативные;

─ творческие.

Каждый из них имеет свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Учитель должен дать правильное направление самостоятельной работе учеников. Очень важно, чтобы самостоятельная работа учащихся представляла для них интерес, материал не терял новизну, но и в то же время, был доступен для восприятия.

В методике преподавания иностранного языка выделяют три уровня самостоятельной работы: воспроизводящий, полутворческий и творческий.

Воспроизводящий уровень лежит в основе других видов и «ответственен» за формирование вербальной произносительной, лексической, грамматической базы, за создание эталонов в памяти.

Учащимся первого года обучения предлагается, например, чтение за диктором, списывание с учебника. В ходе самостоятельного воспроизведения происходит «пропускание через себя» нового материала. Несмотря на некоторую скучность и монотонность подобной работы, форсировать её не стоит, так как она учит ребят правильно и в нужном темпе воспроизводить усваиваемый языковой и речевой материал, который нужен для решения задач более высокого уровня.

Следующий по сложности выполнения и, пожалуй, чаще всего используемый на практике уровень – полутворческий. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на другие, но аналогичные ситуации, в частности чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без эталона, задаваемого диктором или учителем; не простое списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме и, наконец, формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Самостоятельная работа этого уровня требует от выполняющего её большей мыслительной активности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация.

Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач как в устной речи, так и при чтении, например: действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на заданную тему, прослушать сообщение и высказать своё отношение к его содержанию; прочитать рассказ и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста. Именно при выполнении самостоятельной работы этого уровня формируется творческая личность.

Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.

Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:

а) все учащиеся выполняют одно, общее задание или разные, в зависимости от возможностей ребят (работа по карточкам, индивидуальные домашние задания, с учётом интересов учащихсяся)

Большой простор для деятельности представляет самостоятельная работа в группах. Эта форма самостоятельной работы применяется чаще всего на этапе развития речевого умения. Например, один из приёмов - Carousel brainstorm ( « Карусель»)

Последовательность работы:

1) Тема и вопросы пишутся на отдельных больших листах бумаги (на доске, разделённой на части).

2) Класс делится на группы (по количеству тем, вопросов).

3) Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами всё, что они думают, знают относительно данной темы, вопроса. Время ограничивается.

4) Каждая группа переходит к следующему заданию (передвигается по часовой стрелке) Свой ответ учащиеся другой группы фиксируют другим цветом или записывают под чертой, отделяя от предыдущего

5) Таким образом все группы отвечают на все вопросы и возвращаются к своему первоначальному заданию, чтобы в ограниченное время просмотреть всё, что оказалось записанным на данном листе с тем, чтобы подвести итог, высказать своё мнение.

Приём под названием “Jigsaw” (составная картинка-загадка) используется при развитии навыков чтения и перевода, но может быть использован и при работе над другими видами речевой деятельности .

Класс делится на группы, каждая группа выполняет одно и тоже задание

(например читает и слушает 5 текстов)

Каждый член группы имеет конкретное задание. В данном случае необходимо, чтобы в группе было 5 учащихся и каждый работал над одним из текстов (A,B,C,D,E ). Учащиеся из разных групп с одинаковым заданием объединяются в «экспертные группы». В этих группах учащиеся совместно выполняют предложенные задания, уточняют, обдумывают, обсуждают. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные группы и каждый учит других тому, что он узнал, прочитав текст. Задача «экспертов» заключается в том, чтобы хорошо научить остальных, так как в результате группа должна выдать совместный «продукт».

Как групповая, так и парная самостоятельная работа призваны в первую очередь увеличить время говорения каждого учащегося. Парная работа чаще всего применяется на начальном этапе обучения при работе над разговорными ситуациями (диалогами), а также при работе с текстами .

Что же требуется для развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка?

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать что он будет делать, каков конечный результат.

Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учитель должен вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности.

В- третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, дидактический материал)

Иными словами, при выполнении самостоятельной работы учащийся должен знать что делать, как делать и при помощи чего можно выполнить задание с наибольшим успехом. И задача учителя научить его этому.

Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим повышается необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения.

В заключении следует отметить, что проблема организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку является актуальной и сложной, и её решение требует значительных совместных усилий со стороны как учёных-методистов, так и учителей-практиков.

Подготовила Раковская И.Ю., учитель английского языка.

  

Использованная литература:

При подготовке выступления на МО я использовала следующую литературу и открытые источники сети интернет.

1. Ариян М. И. // Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. – М., 1999.

2. Арстанов М.Ж., Пидкасистый п.и., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата, 1980. – 267 с.

3.Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2

4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1991. –

5. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. – 3-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005.

6. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения // Иностранные языки в школе. – 2000. - №1. – с. 58-61.

7. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках // М.: АПДН РСФСР , 1983.

8. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1990.

9. Толстова В.М. Организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку // Материалы конференции (6-8 декабря 2004 г). – Салаватский педагогический колледж, 2004.

10.    -  БУЛХАРАУСКЕНЕ МАРИНА, учитель английского языка СШ № 5 г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область

 

Пожалуйста, подождите.
x
×