Статья Самостоятельная работа студентов-заочников-главный стержень подготовки конкурентоспособного специалиста. Автор: Зеленская Алла Александровна

Автор: Зеленская Алла Александровна
Организация самостоятельной работы студента-заочника, оказание ему помощи в этой работе при изучении учебных дисциплин.


Автор: Зеленская Алла Александровна
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ
Методическая разработка
Самостоятельная работа студентов-заочников
главный стержень подготовки
конкурентоспособного специалиста
Разработала: преподаватель специальных дисциплин Зеленская А.А
с.Ленинское
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
3.Вывод
4.Используемая литература
Введение
У обучения только одна задача: развивать ум
К.Д.Ушинский
Почти полуторостолетнняя история заочного обучения свидетельствует о его стабильности и жизненности. Социологи считают: людей привлекает тот факт что, учась заочно, можно овладеть учебным материалом в собственной квартире, у своего компьютера. Подкупает и то, что темп овладения учебным материалом определяет сам студент-заочник. И в тоже время нельзя не видеть реальных трудностей, стоящих на пути заочного образования. Ведь заочник вовлечен одновременно в сферы производственную, учебную, общественную, семейную. Жесткая ограниченность бюджета времени приводит к тому, что большинство студентов-заочников находятся в хроническом цейтноте. Сложность заочной учебы состоит и в том, что большую часть учебной работы студент выполняет без непосредственного участия преподавателя, вот поэтому заочное обучение имеет ряд специфических особенностей.
Ключевой задачей современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста для рыночной экономики. Какую же смысловую нагрузку несет понятие конкурентоспособный специалист? Для работодателя главным является наличие у работника или претендента на вакансию целого комплекса профессиональных и личных качеств: системы знаний, умений, навыков, ответственности и исполнительности, способности к коммуникации, а также опыта самостоятельной работы.
В частности, в общих требованиях стандартов нового поколения к уровню к уровню образования отмечается, что выпускник должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию.
2. Самостоятельная работа студентов-заочников главный стержень подготовки конкурентоспособного специалиста
Организация самостоятельной работы студента-заочника, оказание ему помощи в этой работе при изучении учебных дисциплин и приобретению умений и навыков этой работы является одной из главных, задач стоящих перед преподавателями, работающими на заочном отделении.
Какие же формы помощи студентам-заочникам оказывают преподаватели в освоении навыков самостоятельной работы? Это – традиционные методы обучения студентов: установочные занятия, консультационные занятия по отдельным темам программы, письменные консультации, рецензирование домашних и классных контрольных работ, обзорные лекции.
Культура самостоятельного учебного труда является результатом довольно длительной работы, но основные практические рекомендации по самостоятельной работе преподаватели дают уже на установочной сессии и перед изучением новой дисциплины. На этих занятиях преподаватели Гурский А.А, Шилобокова Н.В, Медведева Л.И, Зеленская А.А и другие, знакомят студентов-заочников с объемом и содержанием дисциплины, дают рекомендации по методике самостоятельной работы, по темам дисциплин, рациональному использованию учебников и методических указаний, останавливаются на анализе общих ошибок, встречающихся при выполнении домашних контрольных работ. Акцентируют внимание на основных темах курса, рассказывают об истории науки. Говорят о правилах оформления контрольных работ, сроках их выполнения, о работе над ошибками. Вручают памятки Учись учиться.
В личностном плане студента-заочника установочная сессия играет адаптационную роль: создание нового коллектива со своими целями и задачами. Основная цель на этой стадии создания коллектива – это пробудить интерес к учебе, познакомить с традициями и историей техникума, с режимом работы студента-заочника.
Заочное отделение техникума и преподаватели работают над улучшением, указанных выше традиционных методов обучения студентов-заочников, стараясь обеспечить их качественными методическими указаниями по самостоятельному изучению дисциплины, пособиями по выполнению курсовых работ и циклами лекций, электронными учебниками которые можно использовать для подготовки к экзаменационной сессии индивидуально.
Реальная возможность совмещать работу с учебой в значительной мере зависит как от условий современной жизни, так и от организации самостоятельной работы студентов. Часто из-за непонимания специфических особенностей заочного обучения, преподаватели стремятся максимально приблизить обучение без отрыва о производства к стационарному, порой механически перенося различные элементы очного обучения, причем межсессионное время отдается на откуп самим студентам.
Лабораторно-экзаменационная сессия – стержень работы со студентами-заочниками, но тридцать – сорок дней, отведенных на их проведение, не решает судьбу подготовки квалифицированных специалистов. Эту проблему может решить упорная, систематическая, самостоятельная работа студентов-заочников в течении всех лет обучения.
Но этой работой нужно руководить, т.к. сама идея заочного обучения может быть кратко сформулирована так: управляемое самообучение.
И хотя в последние годы контингент заочного отделения помолодел, студенты-заочники - это люди в основном старшего и среднего возраста, у которых организм уже менее пластичен, более консервативен, чем в юности. Поэтому так важно и многое зависит от того, на что настроена группа и каждый студент группы. Какие цели они перед собой поставили на определенный отрезок времени. К какого рода действиям себя психологически подготовить, т.е. успех учебы студентов группы во многом зависит от так называемой психологической установки.
Преподаватель дисциплины Социальная психология Ковалева И.В. с помощью бесед, анкетирования, дискуссий помогает психологически перестроиться и действовать в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Беседуя, рассуждая с преподавателем, с сокурсниками, с собой студенты-заочники учатся управлять своими мыслями. Цель преподавателя -составить психологический портрет группы, чтобы проверить интеллектуальный потенциал группы: подготовленность или неподготовленность студентов к самостоятельной работе, потом предлагаются рекомендации для преподавателей, работающих в группах. В рекомендациях советуется более тщательно подбирать литературу по составлению методических пособий, проведению практических занятий и лабораторно-практических работ, строить их так, чтобы распределить студентов таким образом, что разница между более подготовленными и не подготовленными студентами как бы нивелировалась,но это не означает, что менее подготовленный студент устраняется от работы. Психологический портрет нужен для того, чтобы выявить студентов психологически не готовых к восприятию активных методов обучения. В этом случае активные методы обучения вводятся постепенно при использовании традиционных методов обучения. Психологический подход к организации самостоятельной работы в процессе обучения и выбору его методов позволят повысить успеваемость студентов и избежать стрессовых ситуаций.
Студенты-заочники в большинстве своем рассматривают процесс обучения как дополнительное образование или как начало своей будущей профессиональной деятельности. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Набор дисциплин является отображением мира профессии. И даже хорошо успевающие студенты не могут обойтись без помощи преподавателя в этом мире профессии.
По сложности организации первое место занимают приемы изучения нового материала. В связи с сокращением часов на изучение по некоторым дисциплинам по новым государственным стандартам, преподаватели ищут эффективные приемы обучения.
Преподаватель специальных дисциплин, по специальности Механизация сельского хозяйства, Черенков А.Ю. понимая, как увеличивается умственная нагрузка студентов-заочников во время сессии, находится в постоянном поиске таких методических приемов, которые активизируют студентов, стимулирую их к самостоятельной работе над изучением дисциплины и рациональному использованию времени, отведенного на изучение дисциплины. В соей работе он использует методику преподавания дисциплины в системе педагогического алгоритма, которая отвечает современным требованиям обучения. Алгоритмизация обучения- это алгоритмизация деятельности студента и преподавателя. Алгоритмизация деятельности студента-это обучение студента алгоритмам и по алгоритму. Алгоритмизация деятельности педагога-это составление и использование алгоритмов в обучении. Владение алгоритмом – это умение осуществить алгоритмический процесс в изучении и применении знаний, умений и навыков дисциплины, как для преподавателя, так и для студента. Педагогический алгоритм регулирует экстенсивный и интенсивный подходы к обучению путем индивидуализации и дифференциации обучения в режиме зачета и самостоятельной подготовки студентов.
В ходе первой опорной лекции по дисциплине преподаватель знакомит студентов с понятием опорного сигнала и дает понятие опорного конспекта, показывает на примере, как они составляются, знакомит их с памяткой их составления. Домашние контрольные работы - форма самостоятельной работы. Она является подготовкой к восприятию нового материала и его осмыслению. Объем и содержание домашней контрольной работы определяется методическими указаниями по соответствующей дисциплине. Но т.к. запас знаний у студентов-заочников, в большинстве своем не велик, то необходима помощь преподавателя. Такой помощью являются письменные консультации по дисциплинам Статистика, Налоги и налогообложение и др. - преподаватель Зеленская А.А., Основы бухгалтерского учета, Аудит и др. - преподаватель Шилобокова Н.В., подробные методические рекомендации для выполнения домашних контрольных работ по специальности Агрономия - преподавателя Медведевой Л.И. Эти работы можно назвать дополнением к установочным занятиям по дисциплинам. Каждый студент – заочник может индивидуально воспользоваться этими рекомендациями. Они включают в себя четкое, краткое без лишних слов содержание текста, указывают литературу, которую можно взять в библиотеке или читальном зале техникума, необходимые чертежи, таблицы с примерным их заполнением. Однако, написание контрольной работы часто напоминает простое переписывание материала, в лучшем случае из нескольких учебников. Поэтому для студентов думающих, умеющих работать самостоятельно, преподаватели заменяют домашнюю контрольную работу творческим заданием: рефератом по теме , которая заинтересовала студента. Такие задания стимулируют не только развитие творческих способностей, но и увязывают темы с жизненными ситуациями. Работа над рефератом формирует у студента потребность к планированию и прививает навыки исследовательской работы. Домашние работы такого типа являются средством подготовки к самообразованию. Рефератами как средством расширения информационного поля пользуется преподаватель Яковлева Е.Ю.
Исследовательский характер рефератов способствует развитию интеллекта, логического и творческого мышления, формирует умения и навыки самостоятельной работы с литературными источниками, которые студенты находят в библиотеках или с помощью интернета. В конце сессии преподаватели проводят конкурсы творческих работ, отмечая наиболее информационно значимые.
Преподаватель Оленникова Л.В., по дисциплине Экологические основы природопользования часто использует в своей работе со студентами-заочниками такую форму учебных занятий, как семинар, Семинар - это активная форма учебного процесса, когда студенты максимально самостоятельно изучают различные источники информации по заданным вопросам. Формы проведения семинара различны. В нашем техникуме чаще применяют формы в виде дискуссии и КМД, т.е. во время семинара группа разбивается на подгруппы и сначала проблема обсуждается в малых группах, а затем в ходе дискуссии выявляется истина, которая становится собственным открытием студентов.
Важным, серьезным вопросом для преподавателей во время занятий, является проверка знаний студентов – заочников. Самыми экономичными формами контроля являются диктанты (обычные и творческие) и тесты, т.к. традиционные виды опроса отнимают много учебного времени. Тестирование экономит время при закреплении и контроле знаний. Перечисленные формы контроля знаний являются только часть оценки знаний студентов при обучении. Эти методы проверки знаний используют преподаватели бухгалтерско-экономических дисциплин Шилобокова Н.В., Зеленская А.А.
Среди различных форм работы со студентами – заочниками лекция является основополагающей. Большинство преподавателей, работающих на заочном отделении, являются опытными лекторами – профессионалами, которые четко, компактно излагают в лекции темы дисциплин. Применяя инновационные формы работы. В лекциях преподаватель использует новейшие данные и сведения о достижениях изучаемой науки.
Бинарные уроки, уроки – экскурсии, уроки путешествия и др. интегрируют знания, которые позволяют правильно ориентироваться в профессиональных ситуациях. Деловые игры создают модель профессиональной среды и предполагают защиту практического опыта, полученного в коллективных формах. Все эти виды занятий способствуют освоению общих и профессиональных компетенций членов группы.
Основная цель заочного обучения и обучения вообще не только вооружать студентов научными фактами, законами и теориями, но и учить овладевать методами познания, т.е. методами, которые развивают умения самостоятельно приобретать знания (наблюдение, эксперимент, сбор, обработка и классификация данных, умение работать со справочным материалом, литературными источниками, прогнозирование, моделирование явлений и т.д.). Все это необходимо при подготовке к курсовой работе, которая является комплексной самостоятельной работой студента на завершающем этапе обучения.
И начинать эту работу необходимо с установочных занятий, чтобы исключить перегрузку студентов и делать упор на развитие мышления с участием памяти и других психологических процессов. Выполнение курсовой работы способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, полученных в процессе изучения специальных дисциплин. Защита курсовых работ студентами является генеральной репетицией к государственной аттестации. Студент защищая свою курсовую работу, отчитывается о проделанной работе, обменивается опытом, рассказывает о трудностях, которые он испытывал и как их преодолевал. Такой обмен опытом является важным средством формирования умений и навыков самообразования, помогает избавиться от зажима перед аудиторией. Студент учится говорить четко и лаконично, содержательно и грамотно.
Проблемным в настоящее время является прохождение практик студентами-заочниками в условиях производства. Подготовку к ней преподаватели начинают заблаговременно, проводя на уроках анализ типичных ошибок, допускаемых студентами на практики, отрабатывая фрагменты практики на занятиях в виде деловой игры.
На установочных занятиях, перед выходом студентов-заочников на практику, им выдаются требования по выполнению практики, задания по профессиональным модулям, памятки по технике безопасности.
3. Заключение
Итак, формирование путей, способов самостоятельной работы необходимо рассматривать в качестве важнейшей задачи организации самостоятельной работы студентов-заочников. Самостоятельная работа является таковой, если в рассуждениях студентов присутствуют приемы логического мышления и методы, которые организуют работу ума. Таким образом, проблема самостоятельной работы – это проблема педагогической организации самостоятельной работы. Вовлекая студента в процессы постановки целей предстоящей самостоятельной работы. Формируя на основе исходных данных учебную проблему, обращая его внимание на пути ее осуществления и совместно с ним оценивая ее итоги (Самоконтроль), преподаватель активно способствует накоплению студентом необходимого опыта самостоятельной деятельности. Самостоятельность, как качество личности служит своеобразной первоосновой развития творчества и социального поведения. Самостоятельная работа должна показать студенту возможности преодоления познавательных затруднений, и указывая, пути их устранения с помощью соответствующих форм проявления познавательной активности. Совершенствование этих форм оказывают наибольшее влияние на развитие самостоятельности будущего специалиста.
Но результат будет только в том случае, если студент овладевает знаниями в результате собственной деятельности.
4. Используемая литература
1.Р.С.Немов Психология- М.: Гуманитарный издательский центр, 2015г
2.Сборник статей Самостоятельная деятельность учащихся при обучении -М.: Просвещение
3.Журналы Среднее профессиональное образование
4.Журналы Специалист
5.Журналы Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций
6.Методические указания по специальным дисциплинам–Сергиев Посад
HYPER13PAGE HYPER15
14
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x