Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет. ☼
Автор: Дашина Наталия Владимировна
Тема: « Ложки деревянные - хочешь, играй, а хочешь щи хлебай!»
Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
2. Познакомить с театром деревянных ложек.
3. Формировать устойчивый интерес к предметам, выполненными руками людей.
4. Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Оборудование: презентация «Праздник деревянной ложки»,
атрибуты для театра ложек, коллекция деревянных ложек.
(Зал в русском стиле украшен)
(Воспитатель в русском народном костюме)
Звучит музыка (р.н.). Дети заходят в группу.
Воспитатель: - Заходите гости дорогие! Я всегда рада гостям! Милости просим к столу! Отведайте каши гречневой!
Каша из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтоб деточки ели.
Каша с пылу с жару да с маслом сливочным. Очень старалась! Угощайтесь, гости дорогие! А почему вы не кушаете?
Ребенок: « Сыты тетушка, а ложки-то нет!»
Воспитатель: - Да и правда, ребята, совсем забыла. А какие ложки-то нужны?
А загадаю я вам сейчас загадку:
Воспитатель: «Сами не едим,
А людей кормим » (ложки)
Хотите, я расскажу вам историю про ложку?
« Давным-давно жил человек в пещере,
Он на огне варил обед, ну а ел он чем?
А пищу ел руками,
Вы представьте сами,
Как же трудно было
Есть жидкий суп руками.
Но подумав: «Выход есть», -
Сделал ложку человек ».
Сначала он сделал ее из камня, она была тяжелой. Потом человек переехал из пещеры в хижину и сделал ложку из дерева, она была легкой. Посмотрите, со временем она превратилась в настоящую красавицу, с узорами, легкую, красивую. У деревянной ложки есть сестренки из бронзы, металла. Сейчас едят металлическими ложками, потому, что они прочные и удобные, блестяще, не ломаются, не бьются. Сейчас мы проведем опыт. У меня есть 3 ложки. Я никак не могу определить из чего они сделаны? Я к вам решила обратиться, чтоб вы мне помогли это узнать. Вы поможете?
Дети: - Да, поможем.
Воспитатель: - ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть 3 предмета из разного материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит), - кубик из дерева, он какой? (деревянный), кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый) – магнит из железа, он какой? (железный).
Воспитатель: - В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдёт?
3. ОПЫТ 1:
Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а магнит утонул.
Воспитатель: - что вы видите? (ответы детей)
- Да, это здорово! Теперь мы знаем, что пластмасса легче дерева! А железо самое тяжёлое и оно сразу тонет. – А можно также проверить мои ложки?
Воспитатель и дети: - Конечно!
ОПЫТ 2:
Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная – утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая – на поверхности воды.
Скажите, а что можно делать ложкой? (ответы детей)
А еще на ложках можно играть.
(дети читают стихи)
1.«Деревянные ложки
Постучи - ка немножко
Хочешь вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!»
2.«Чем суп хлебать, тем и музыку играть!»
Звучит музыка. Дети играют на ложках.
Какой веселый концерт у нас получился.
А вы знаете загадки стихи про ложку?(дети читают загадки про ложку)
1.«По моей тарелке
Лодочка плывет
Лодочку с едою отправляю в рот»
2. «Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой,
Ждет лошадка у ворот
Открывай пошире рот!»
А знаете ли вы о том, что ложки берегли: у каждого была своя личная ложка. Папа дарил ложку на рождение ребенка, а мама расписывала ее красивыми узорами. Дети этими ложками играли, наряжали и как игрушками играли. Хотите поиграть со мной? (дети достают из коробки героев сказки Колобок).
Что это за сказка? Никак вспомнить не могу. А вы узнали?
Давайте вместе расскажем эту сказку.
В процессе сказки говорю: - Лисонька, давай ты не будешь есть колобка, посмотри какой он хорошенький, да пригоженький. Пойдемте к столу, гости дорогие! А вот и ложки наши нашлись. Совсем забыла, что на полочку поставила.
Я к столу вас приглашаю
И всех кашей угощаю!