Статья Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе на тему: «Возвратное местоимение­-существительное себя». Автор: Сергеева Наталья Леонидовна

Автор: Сергеева Наталья Леонидовна
Сценарий  открытого урока русского языка в 5 классе

на тему: «Возвратное местоимение-­существительное себя»


Автор: Сергеева Наталья Леонидовна
Всероссийский Конкурс материалов по программно-методическому обеспечению педагогической деятельности в области развития детской одаренности Одаренный школьник
Сценарий открытого урока русского языка в 5 классе
на тему: Возвратное местоимениесуществительное себя
Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУ башкирская гимназия с.Малояз
МР Салаватский район РБ
Сергеева Наталья Леонидовна
2017г.
Тема: Возвратное местоимениесуществительное себя.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели:
Л: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов.
М/к: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в том числе с помощью электронных ресурсов), выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, оценивать речевое высказывание.
ЛР: анализировать использование разных форм возвратного местоимениясуществительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.
ЛР: опознавать и правильно оформлять на письме различные формы возвратного местоимениясуществительного себя.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
-Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Наталья Леонидовна. Я проведу у вас конкурсный урок.
Что вы видите на слайдах? Куда собрались все эти герои?
-В поход.
-А вы ходили в настоящий поход, куда, с кем, когда?
Какие бывают походы? Приглашаю вас в виртуальный лингвопоход.
II.Мотивация.
IIсихологический настрой.
1. - Посмотрите, мы оказались в лесу. Перед нами дорога, ведущая вглубь леса. А вот мы уже на поляне, залитой лучами солнца. Как легко и свободно дышится в лесу. Слышите журчание весёлых ручейков? А вот и первые весенние цветы. Чувствуете, какой приятный запах? Какая красота, как хорошо, спокойно, легко в лесу. Давайте сохраним это состояние до конца урока.
- Прежде чем отправиться в поход, откройте свои тетради. Которые сегодня будут служить нам маршрутными листами. Запишите число, оставьте строчку для темы урока.
– А вы знаете, что такое поход? Сделаем лексический разбор данного слова. Какой Словарь нам понадобиться? (Толковый)
Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты,
1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.
2. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями (с опорой на презентацию).
Познавательые УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
2. Владеть разными видами аудирования.
3. Уметь пользоваться словарем.
III. Актуализация знаний. Орфографическая пятиминутка.
Взаимопроверка
3. -Что нужно взять с собой в поход? Мы узнаем об этом. Когда напишем необычный фотодиктант.
К доске для орфографической дуэли приглашаются два ученика. Остальные работают в маршрутных листах
Организуем взаимопроверку и оценивание.(вручается приз)
-Чтобы поход был организованным, произнесём речёвку:
Я, ты, он, она, вместе целая страна.( вопросы на слайдах)
IV. Введение в тему и постановка учебной проблемы.
(показываю мяч)
- Без этого предмета трудно обойтись в походе.
О мяче написано много стихов. Разыграем диалог в парах по стихотворению С.Маршака.(на партах карточки)
Подчеркните личные местоимения.
Давайте проверим ( одну-две работы проверяем с использованием документ-камеры и исправляем вместе на интерактивной доске)
- Ребята, как вы думаете, какой частью речи является слово себя?
Работа с учебником
- Обратимся к учебнику (стр.93,упр.486)
Прочитайте текст.
–Итак, о чем же мы с вами говорим? Сформулируйте тему урока.
2. Перед вами дерево целей. Определите цели сегодняшнего урока. (у каждого на столе или одно на интерактивной доске).
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
V. Открытие новых знаний. Решение проблемы.
РАЗМИНКА
3. Слайд с девочкой.
- Ребята, посмотрите на слайд и сравните предложения по значению. В чём отличие?
Ответы уч-ся.(Возвратное местоимение себя обозначает , что действие как бы возвращается к действующему лицу).
4.Морфологический практикум с мячом.
А) - Просклоняем личное местоимение ты.( я бросаю мяч, называю падеж, вы, образовав нужную форму возвращаете мяч мне)
Б) - В маршрутных листах просклоняйте местоимение себя. ( у доски –двое уч-ся: на обычной и интерактивной доске)
- Какой вывод можно сделать?
(Возвратное местоимение себя изменяется по падежам, но не имеет форму именительного падежа).
- Устали? Давайте отдохнем. Посмотрите на экран.
В) Синтаксический практикум.
– Как вы думаете, ребята, каким членом предложения является возвратное местоимение? Докажите.
(на слайдах предложения. Определить падеж и каким членом предложения является возвратное местоимение)
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Находить в тексте информацию, необходимую для решения учебных задач.
3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (рисунок, текст, система форм), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.
4. Самостоятельно выбирать разные виды чтения (изучающего, детального).
VI. Развитие учебноязыковых, речевых и правописных умений.
5.Игра Корректор.
-Вы знаете кто такой корректор? Давайте представим, что вы работаете в редакции детского журнала корректором. (Какие детские журналы вы читаете, может быть, выписываете?) Исправьте речевые ошибки.
Выполнение упр.488
-Часто возвратное местоимение себя используются во фразеологизмах. Например, пришёл в себя. Как вы понимаете значение этого фразеологизма.
Ответ можно найти в Школьном фраз. Словаре.
Я предлагаю вам сделать это дома: упр.488. выполнение этого упр. Обязательно для всех. По выбору: упр.489 – написать рассказ о себе в форме письма ветерану ВОВ или любимому литературному герою
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Создавать устные и письменные тексты заданного стиля и типа с учётом замысла, ситуации общения.
Личностные результаты
Осознавать ценность языка как национально-культурного феномена.
VII. Рефлексия.
Наш виртуальный поход завершается. Нам нужно подвести итоги. Для этого мы поиграем в игру Верно-неверно
Пред вам лежат пульты. (Тестирование с использованием системы Вотум). На экране появится вопрос и два ответа к нему – да и нет. Вы выбираете правильный ,на ваш взгляд, ответ и нажимаете соответствующую кнопку на пульте.
К возвратным местоимениям относятся местоимения себя, я, ты.(нет)
Изменяется ли по падежам местоимение себя? (да)
Имеет ли местоимение себя форму именительного падежа? (нет)
В предложении местоимение себя является подлежащим? (нет).
В предложении От меня отвёл, а к себе не привёл местоимение себя стоит в дательном падеже. (да)
Итак, посмотрите на результаты вашей работы на уроке. (на экране - оценки за тест). Довольны ли вы результатом своей работы, интересно ли было на уроке? Чтобы узнать мнение каждого из вас, предлагаю вам поиграть в игру Закончи высказывание
Сегодня на уроке я узнал о….
Мне особенно понравилось (запомнилось)……
Я чувствовал себя на уроке (кем? Как?)……..
Самое интересное задание….
Мне было трудно (тяжело, неплнятно)….
Хочется ..(узнать, пожелать, сказать)…
- Ребята! Мне было приятно с вами работать! Спасибо вам!
Приглашаю вас на каникулах в поход в Салаватский район, на родину легендарного Салавата Юлаева . Я даже подготовила для вас схему маршрута. Посмотрите. Приедете? Ну, тогда до свидания! Спасибо за урок.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VIII. Домашнее задание.
Дифференцированные задания.
Упр.488. выполнение этого упр. обязательно для всех.
По выбору: упр.489 – написать рассказ о себе в форме письма ветерану ВОВ или любимому литературному герою.
Сочинить грамматическую сказку о возвратном местоимении или нарисовать комиксы, снять мультфильм.
Литература
Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. русс. яз. – М.: Дрофа, 1997. – 432 с.
Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. - М.: 2015; Кн.1 - 256с., Кн.2 - 240с
Сергеева Н.Л. Возвратное местоимение-существительное себя. (Открытый урок по учебнику Бунеева Р.Н.)
Страница 6
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x