Семинар для педагогов по теме "Приемы и методы критического мышления в условиях ФГОС второго поколения"

Автор: Лебедева Наталья Ивановна

800x600

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Цель: познакомить коллег с методами и приемами развития критического мышления, которые формируют универсальных учебных действий, обмен опытом среди педагогов школ Северного куста.

Задачи:

- продемонстрировать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД;

- создать условия для активного взаимодействия участников мастер-классов  между собой;

-организовать рефлексию семинара с целью определения его результативности.

Эпиграф семинара:

 

Учитель и ученик растут вместе:

обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

 

                Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашем семинаре, в ходе которого  мы с Вами познакомимся с методами и приемами технологии развития критического мышления. А начать семинар я хотела бы притчей:  

Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».

     Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, на нём стояла огромная чаша, вкусно пахнущая пищей. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

800x600

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

     Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только выглядели они сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

     Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю». Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».

Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?

       Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать слаженно и продуктивно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания.

- Сообщение темы семинара, цели, задач.

 

Актуальность темы:          Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения. Она обусловлена требованиями общества и государства к образованию. Президент России в Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. отметил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ... школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

 

1 этап семинара «Вызов» - таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» (участники семинара заполняют 1 и 2 графы, 3-я графа заполняется на 3 стадии «рефлексии»).

 

Введение в тему семинара (выступление зам.директора по УВР Н.И.Лебедева):

                

      Технология развития критического мышления (ТРКМ) применяется в разных странах и во многих российских регионах. Ее название отчасти условно. Выражение «критическое мышление» подразумевает некую сосредоточенность на недостатках, недоверчивость, нежелание принимать что-либо на веру. Однако в российской образовательной традиции термин «критическое мышление» связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения как учителем, так и учениками. Людям с критическим мышлением присуща открытость новым идеям.                                                                                                                                                                    Технология развития критического мышления стала известна у нас в стране с 1997 года. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

              Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

       Д.Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического  мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное.

             Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

              В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:   Вызов, Реализация (осмысление), Рефлексия.

          Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.                                                        

           В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?     Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

          Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На этом этапе учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы на которые хотели бы получить ответ, ставят собственные цели.    На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". При этом  учитель может использовать следующие приемы, позволяющие повысить мотивацию к изучению материала: 

  •  Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
  •  Таблица «Плюс-минус-интересно»
  •  Лестница успеха
  •  Дерево целей
  •  Графический организатор «Рыбья кость»
  •  Высказывания по кругу
  •  Мозговой штурм
  •  «Тонкие» и «толстые» вопросы
  •  Графический организатор «Кластеры (гроздья)»
  •  Ключевые слова
  •  Высказывания «верю / не верю»
  •  «Шесть шляп мышления»

800x600

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

               Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

         Для  активного получения информации, соотнесение нового с уже известным, систематизации, отслеживания собственного понимания учащимися учитель может использовать различные приемы и методы работы, характерные для данного этапа:

  • Таблица «Знаю, хочу узнать , узнал»
  •  Таблица «Плюс-минус-интересно»
  •  Концептуальная таблица
  •  «Тонкие» и «толстые» вопросы
  •  Разбивка текста на логические блоки
  •  Чтение с остановками
  •  Разметка текста
  •  «Бортовой журнал»

                     Развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ребенку в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем, способствует рефлексия – третья стадия урока. Рефлексия - это что-то вроде снимка того, с чем ребёнок уйдёт с урока. Попытка дать ему возможность высказать своё мнение, рассказать о своём впечатлении от урока, оценка себя и товарищей и учителя.

На данном этапе происходит возврат к стадии вызова, для этого учитель может использовать следующие приемы:

  • Рефлексивный экран «Закончи фразу»
  •  Анкетирование
  •  Условная разметка
  •  Оценка по алгоритму
  •  Синквейн
  •  Эмоциональный экран
  •  Модель (результат проекта)

         Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?  Какие предположения подтвердились?  Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?       Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого).

         На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

          В общем, на уроках с использованием технологии критического мышления учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что  использование приемов технологии критического мышления  может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.

Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Однако,  есть и недостатки: нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий, что является непременным условием данной технологии. 

2 стадия  семинара «Осмысление» (посещение уроков коллег, внеклассного мероприятия , мастер-классов - самоанализ и анализ коллегами каждого мероприятия).

3 стадия семинара «Рефлексия»

А) Заполнение 3-ей графы таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»

Б) методика «Солнечный зайчик»:

- В моих руках зеркало, а зеркало - это отражение. Оно отражает нас, наши эмоции и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. Я предлагаю вам выбрать по одному солнечному зайчику в соответствии с вашим настроением: белый - спокойствие, желтый - радостное, синий  - некомфортно или скучно. На «зайчиках» напишите, пожалуйста, «смс сообщения» о вашем впечатлении о нашем семинаре.

В)        Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x