Семинар-практикум для педагогов «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

Автор: Загибалова Валентина Николаевна

Загибалова В.Н., старший воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 76», г.Братск, Иркутская область

 

Семинар-практикум для педагогов

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

 

Вхождение в тему. УПРАЖНЕНИЕ «МУДРЫЕ МЫСЛИ».

Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их.(слай 1)

1. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.

А. Г. Асмолов, А. В. Петровский

2. Человек может лишь активно собрать себя в личность.

Макс Шелер

3. В мире индивидуальностей не может быть лучшего. Если будет лишь один человек в мире – ты, то ты уже лучший! Помни это. Все мы имеем какие-либо комплексы, страхи, разочарования; прислушивайся к ним, но не чувствуй ничтожность по отношению к себе. Верь, что ты уникальный, особенный, и ты можешь все!

(Видья Балан)

4. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.

(Марлон Брандо)

1.                 Основная часть (с показом презентации).

Тема нашего семинара «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» (слайд №2). Вы поделились своими точками зрения о понятии индивидуализации.(дискусия)

Рассмотрим, какие определения понятия «индивидуализация» даны в научной литературе (Слайд 3):

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы, и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий  с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО декларирует в качестве основного принципа «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…» (слайд 4).

 

Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации.

 

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Задание № 1. Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия? (работа в подгруппах)

 

индивидуальный подход в образовании и Индивидуализация образования (слайд 5)

задание: выбрать параметры характеризующие подход в образовании и обосновать свой выбор. (задание приложение 1)

Ответы:

индивидуальный подход в образовании

*От педагога

Цель: Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

*Распространяется на небольшую часть детей группы

*Ребенок объект образования

*Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время.

*прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

*диктат и опека

*следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

*ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

*от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.

*Мониторинг освоения программы

 

Индивидуализация образования

*От ребенка

*Цель: Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

*Распространяется на каждого ребенка

*Ребенок субъект собственной деятельности

*Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.

*признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

*сотрудничество и партнерские отношения

*инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

*ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

*от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма

*Карта развития ребенка

 

Подводя итог нашей работы можно выделить основные характеристики индивидуального подхода и индивидуализации образования (слайд 5)

Индивидуальный подход

1.     Есть норма

2.     Поиск индивидуального «ключика» -особенности

3.     Результат- достижение каждым  нормы

Индивидуализация

1.      Интерес, вопрос, намерения, устремление

2.     Среда

3.     Результат - расширение границ, построение новых возможностей

 

ФГОС ДО сохраняя индивидуальный подход, смещается акцент образования на индивидуализацию. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы (примера, модели, образца, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка»

Кем же является ребенок в нашем педагогическом пространстве - объектом или субъектом?

Для начала давайте разберемся, что такое объект, субъект деятельности. 

Понятие “субъект” является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой Советской Энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов. С точки зрения Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.

Следовательно, ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на него обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия. К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его Деятельности. Какой деятельности? (предположения педагогов)

 Хочется отметить, что в любой деятельности, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

Все виды детской деятельности нам известны, надо только определиться при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.

 

Задание 2. Предлагаю Вам разделиться на 7 групп (по количеству видов детской деятельности) и ответив на вопросы для внутри групповой дискуссии, прийти к единой точке зрения и заполнить предложенную Вам таблицу. Каждая из групп представит свой вид деятельности в разных ее формах. (приложение 2)

Обсуждение результатов работы групп.

 

Никто не будет спорить, что современные условия требуют изменения к подходу организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Давайте с помощью шести шляп (шесть групп). Ответим для себя на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра?

Упражнение "Шесть шляп".

Педагоги делятся на шесть групп. Каждая группа представляет свои выводы в соответствии с задачей. (приложение 3)

«Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос.

«Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно.

«Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

«Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей.

«Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

«Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагога?»

 

 

Подводя итог нашей работы можно выделить основные методы индивидуализации образования

1. Составление индивидуальных образовательных маршрутов развития детей. (слайд 8 )

2. Организация кружковой работы ребенка (слайд 9)

 

Тогда модель индивидуализации образования может выглядеть так (слайд 10)

1. Диагностика

2.Планирование

3. Реализация индивидуальных маршрутов развития

4. Развивающая среда

5. Работа с родителями.

 

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение «Что я приобрел?» (мяч по кругу)

Цель: оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Образовательный процесс строится:

*От педагога

Цель: Организация учебно-воспитательного процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

*Распространяется на небольшую часть детей группы

*Ребенок объект образования

*Ребенок – это «пустая корзина», которую надо наполнить ЗУН, для всех детей одинаковый набор ЗУН, они должны все прийти к одинаковому результату их освоения в заданное программой время.

*прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

*диктат и опека

*следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

*ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

*от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы, подготовить для занятия разноуровневые задания.

*Мониторинг освоения программы

 

 

 

 

 

 

Образовательный процесс строится:

*От ребенка

*Цель: Процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

*Распространяется на каждого ребенка

*Ребенок субъект собственной деятельности

*Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.

*признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

*сотрудничество и партнерские отношения

*инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

*ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

*от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма

*Карта развития ребенка

 

 

 

 

 

приложение 2

Основные виды деятельности детей в ДОУ

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Физические упражнения.

Физминутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Спортивные упражнения

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

 

Игровая

Сюжетно-отобразительные игры.

Сюжетно-ролевые игры:

бытовые, производственные, общественные.

Театрализованные игры:

игры-имитации (в том числе игры-этюды),

ролевые диалоги на основе текста,

драматизации,

инсценировки,

игры-импровизации.

Режиссерские игры:

с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями.

Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.)

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

Дидактические игры:

с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки;

игры Никитина, Воскобовича и др.

Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)

Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

Продуктивная

 

Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

лепка (глина, пластилин, пластика);

аппликация(бумага, ткань, природные материалы)

*по замыслу,

*на заданную тему.

Художественный труд(поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.):

*украшения к праздникам,

*поделки для выставок детского творчества,

*подарки, сувениры,

*декорации к театрализованным спектаклям,

*украшение предметов личного пользования и др.

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

*по образцу (схеме, чертежу, модели),

*по условиям,

*по замыслу.

Конструирование из бумаги:

*по выкройке,

*схеме (оригами).

Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).

Творческая продуктивная деятельность

с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

Творческая продуктивная деятельность

на развитие воображения и фантазии  («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

Разнообразная интегративная деятельность:

*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций  с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.

Детский дизайн:

*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);

*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

Организация и оформление выставок.

Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др.

Коммуникативная

 

Свободное общение на разные темы.

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1).

Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

Викторины.

Проектная деятельность, н-р,

«Напиши письмо

Деду Морозу»; «Книжка-малышка».

Трудовая

Самообслуживание.

Дежурство(по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).

Хозяйственно-бытовой труд:

*помощь в уборке группы,

*перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

Труд в природе:

*работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;

*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;

*работа на летнем участке –полив растений.

Ручной труд(поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):

*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской  деятельности и др.

Проектная деятельность, н-р,

«Наша группа»

( детский дизайн) и др.

 

Познавательно-исследовательская

Опыты, исследования; игры-экспериментирования,  с разными материалами(см. раздел 1).

Рассматривание, обследование, наблюдение.

Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

Рассматриваниеиллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

Оформление уголка природы.

Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)

Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1).

Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

Поисково-исследовательские проекты,н-р,«Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др.

Чтение (восприятие) художественной литературы

 

Восприятиелитературных произведений с последующими:

*свободным общением на  тему литературного произведения,

*решением проблемных ситуаций,

*дидактическими играми по литературному произведению,

*художественно-речевой деятельностью,

*игрой-фантазией,

*рассматриванием иллюстраций художников,

придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

*просмотром мультфильмов,

*созданием этюдов, сценариев для театрализации,

*театрализованными играми,

*созданием театральных афиш, декораций,

театральных кукол,

*оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.)

Проектная деятельность, н-р,

«Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению

 

вопросы:

-Вид деятельности, форма

-В чем дети могут быть в ней активны и инициативны?

-Как педагог может поддержать детскую инициативу?

-Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку?

-Через что в ней будет развиваться детская самостоятельность, ответственность и сознательность?

-Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной недиррективной помощью?

-Какую возможность творить в ней каждый получит ребенок?

-В чем в ней может проявиться уникальность ребенка?

-Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него?

-Что нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос.

«Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно.

«Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

«Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей.

«Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

«Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагога?»

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x