Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семинар-практикум для педагогов "Обучение дошкольников игре в шахматы" | Альвия Абдулкадировна Шихбабаева. Работа №238949

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Альвия Абдулкадировна Шихбабаева
Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Семинар-практикум для педагогов

«Обучение дошкольников игре в шахматы»

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. 

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие   детей.

 

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

 

Поскольку обучение является   источником   и   движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

 

 

 Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума», Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

 

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

 Стратегия ХМАО-Югре нацелена на шахматное образование, которое начинается в ДОУ и продолжается в школе на всех этапах обучения. Ребенок играющий в шахматы интеллектуально развивается быстрее сверстников, не играющих в эту игру. Сегодня мы поиграем с вами в эту игру и те, кто когда то боялся даже подходить к этой игре-поймет, что ничего страшного в ней нет.

А начнем мы игру с загадок из «шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные.

-Как ходит пешка?

-Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

-Сколько линий на доске и как они называются?

-Какие слоны никогда не столкнуться?

-Где стоят ладьи на доске до начала игры?

-Как взаимодействует ферзь со своими пешками и фигурами?

-Между какими фигурами на доске стоит конь?

Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.

Итак, следующая игра называется «Сбей фигуру противника»

Спасибо.

Как вы уже знаете каждая фигура имеет свою ценность. А теперь попробуем решить примеры?

«Сравни» «Реши примеры».

Спасибо.

А сейчас мы с вами познакомимся с шахматными этюдами. От простого к сложному.

«Побей ферзем незащищенную фигуру», «Напади слоном на неприятельскую фигуру»

Король проигрывал партию за партией,но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил: «Шах-мат!», что в переводе с персидского означает : «Король-умер!» Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

Хотите и вы воскликнуть «Шах-мат!»?

Игра «Объяви Ферзем мат в один ход»

Домашнее задание.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×