СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Автор: Семенюта Галина Юрьевна

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы

с ребенком в ДОУ и дома»

 

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи.

 

Игра «Давайте поздороваемся»

Ведущий: Сейчас я попрошу вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встреча­ется вам на пути. Здороваться надо определенным образом:

·                на хлопок – здороваетесь за руку и произносите любое приветствие;

·                на свисток – здороваетесь плечиками и произносите «добрый вечер»;

·                на звук бубна – молча здороваетесь спинками.

 

Установочный доклад об актуальности выбранной темы мероприятия

(Далее с помощью карточек участники тематического вечера делятся на 3 группы. Работа в учебных группах рассчитана на 45 мин с учетом перехода участников из одной группы в другую. В каждой группе работа длится по 15 мин. Форма работы: организационно-деятельностные игры.)

 

Работа учебной группы

«Старайся, упражняйся – моторика развивайся»

Цель: углубить и систематизировать знания участников группы по развитию моторных навыков у детей.

Рабочий материал: зеркала, карточки с образцами, цветные палочки, веревочки, лотки с рисовой и гречневой крупой, шаблоны для штриховки.

Игротехник: Я покажу вам некоторые игры и упражнения, с помощью которых можно весело и непринужденно выполнить с ребенком артикуляционную и пальчиковую гимнасти­ку. Ваша задача – ненавязчиво контролировать правильность и точность их выпол­нения, а для этого вам надо самим знать, как расслаблять или напрягать язык, удер­живать его в нужном положении, правильно работать губами и вырабатывать нуж­ную воздушную струю. С детьми младшего возраста используются простые упраж­нения, для детей старшего возраста – они усложняются.

(Участникам группы показываются карточки с изображением артикуляционных укладов и предлагается выполнить их, глядя в зеркало. Упражнения сопровождаются забавными стишками и комментариями об их назначении. Затем проводится игра.)

 

Игра «Насмеши дружочка»

(Участники объединяются в пары, в которых один показывает чередование упражнений: «обезь­янка – бульдог», другой – смотрит, пока не рассмеется. Потом они меняются и показывают чередование упражнений: «толстячки – худышки».)

Игротехник: На сегодняшний день издается большое количество книг с описанием пальчиковых игр. Многие из них вы применяете в работе с детьми. Но мы знаем и о других видах работы по развитию мелкой моторики. О них я вам и напомню.

(Участникам группы предлагается объединиться в 4 «семейки» и каждой из «семеек» дается практическое задание:

- превратиться в «золушек» и разобрать рис и гречку;

- в «строителей» и построить из цветных палочек, по образцу, архитектурное сооружение;

- в «швею» и выложить по образцу из веревочек орнамент;

- в «Волшебный карандаш» и заштриховать в разных направлениях фигуру.

Задания выполняются в течение 2–3 мин.)

Игротехник: Эти всем известные задания решают сразу две задачи: положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовят руку к овладению навыками письма, что является немаловажным для успешного школьного обучения. Для активного развития у ребенка свободы движений, чувства пространства, образ­ного мышления, памяти, внимания и речи немаловажное значение имеют физкультминутки, подвижные игры, игровые упражнения.

(Далее проводится игра «Расскажи стихи руками»по карточкам с текстом и изображением движений тела и рук.)

Игротехник: Таким образом, применяя в индивидуальной работе с ребенком игры и упражнения на развитие моторных навыков, вы поможете учителю-логопеду ускорить процесс постановки звуков и получите возможность более продуктивно организовать учеб­ную и воспитательную работу.

 

Работа учебной группы

«Не спеши, не торопись, говори – не ошибись!»

Цель: углубить и систематизировать знания участников группы по автоматизации и дифференциации звуков.

Рабочий материал: маленькие мячи с шипами, «волшебная» палочка, распечатки: «правила работы с загад­кой и правила разучивания скороговорки», 2 ведерка с игрушками на звуки: «с» и «ш», карточки со словами.

Игротехник: Закрепление звука в речи возможно лишь после того, как ребенок с помощью учи­теля-логопеда научится правильно произносить его изолированно. В этой трудоемкой работе очень важна последовательность от простого к сложному. Речевой материал должен нарастать постепенно и на этапе автоматизации полностью исключать все похожие звуки. Например, в словах, фразах на звук «ш» не должно быть ни одного слова с другими шипящими (ж, щ, ч), а также со свистящими (с, з, ц). При несоблю­дении этого условия ребенок начинает смешивать сходные звуки, что недопустимо. Автоматизация звука начинается с произнесения его в слогах.

 

Упражнение «Пальчики здороваются»

(Участникам группы предлагается произнести слоговой ряд: ша-шо-шу-ши-ше, поочередно прика­саясь пальцами левой руки к пальцам правой руки. Затем произнести слоговой ряд: жа-жо-жу-жи, прикасаясь на каждый слог большим пальцем поочередно к другим (одновременно на двух руках).)

Игротехник: Для автоматизации звука в слогах можно использовать и такие упражнения, как: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Прищепи прищеп­ку», а работу с закрытыми слогами можно проводить через упражнения: «Слоговые цепочки», «Запомни и повтори» или «Подскажи последний слог».

 

Упражнение «Подскажи последний слог»

Участники группы договаривают слова:

В коляске лежит мал…(ыш).

На болоте растет кам…(ыш).

Миша построил шал…(аш).

Маша взяла альбом и каранд…(аш).

Игротехник: Теперь перейдем к чистоговоркам, звучалкам, считалкам, потешкам, прибауткам, в которых присутствует многократное звукоподражание. Их лучше проводить в действии для развития речедвигательных навыков и обучения детей неосознанному чле­нению слов на слоги.

 

Упражнение «Веселый мячик»

Родители и воспитатели берут по мячику и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую:

ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;

ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;

ШУ-ШУ-ШУ – по-мо-ги-те ма-лы-шу;

ШО-ШО-ШО – го-во-рим мы хо-ро-шо.

Игротехник: Для автоматизации, а также развития фонематического слуха полезны такие игровые упражнения: «Замени первый звук», «Назови новое слово», «Измени слово», «Звук потерялся», «Подставь звук», где ребенок должен преобразовать слово, например, заменяя первый (последний) звук на заданный. Эти упражнения проводятся с мячом, персонажем или «волшебной» палочкой.

 

Игра «Волшебная палочка»

Игротехник называет слово и дает любому участнику «волшебную» палочку. Участник заменяет пер­вый звук в слове на звук «ш» и возвращает палочку:

тапки – ...(шапки) мыло – ...(шило)

жаль – …(шаль) фланг – ...(шланг)

губы – …(шубы) мах – ...(шах)

майка – …(шайка) стык – ...(штык)

Игротехник: Проводя такие игры, обязательно меняйтесь с ребенком местами, т. е. принимайте на себя роль ученика, и вы увидите в глазах ребенка благодарность и повышенный инте­рес. Заключительный момент в автоматизации звука – это работа с загадками и про­говаривание скороговорки, которая разучивается по определенным правилам.

(Участникам группы раздаются «правила разучивания скороговорки» и «правила работы с загадкой».)

Игротехник: Теперь переходим к дифференциации, т. е. различению смешиваемых ребенком звуков. Для этого в первую очередь уточняем артикуляцию звуков. Например, при произношении звука «c» – губы в улыбке, язычок внизу, за нижними зубками, а при произнесении звука «ш» – губы округлены, широкий язычок вверху. Теперь пока­чаем язычок и произнесем эти звуки. Участники произносят звуки изолированно и в чистоговорке: «язык вверх – ша-ша-ша – кашка, пышка и лапша, язык вниз – са-са-са – масло, сыр и колбаса».

 

Игра «Стой или шагай, слушай и выбирай!»

(Участники выполняют следующее задание: если в слове слышится звук «с», надо стоять, если «ш» – шагать: стакан, шуба, шапка, самолет, шишка, суп, свет, шарик, штангист, солнце, сокол, шея, спинка и т. д. Игра проводится с ускорением темпа.)

Игротехник: А теперь через игровые ситуации необходимо самостоятельно называть слова и строить с ними простые предложения.

 

Игра «Разложи игрушки»

(Игротехник представляет участникам следующую ситуацию: «летел попугай, очень торопился и уронил ведерки. Теперь все игрушки перепутались и их надо разложить по ведеркам, объяснив, из какого ведерка игрушка и почему». Участники делятся на две группы, разбирают игрушки, в названии которых есть звуки «c» и «ш», с объяснениями.)

Игротехник: Для развития словотворчества и закрепления дифференцируемых звуков применя­ется игровое упражнение «Придумай рифму».

 

Игровое упражнение «Придумай рифму»

(Участники объединяются в две команды. Каждой команде дается карточка. Команды должны в течение 30 с придумать рифму с заданными словами:

1-я карточка: усы – уши, крыса – крыша;

2-я карточка: сутки – шутки, басня – башня.)

Игротехник: Таким образом, работа по автоматизации и дифференциации звуков у ребенка тре­бует огромного терпения от взрослых, творческого подхода, иллюстративного мате­риала и разнообразия в дидактических пособиях.

 

Работа учебной группы

«Слова соедини – красиво говори!»

Цель: углубить и систематизировать знания участников группы по введению поставленных звуков в самостоятельную речь ребенка.

Рабочий материал: наборы сюжетных картинок, схемы, наборы: «цветные коробочки».

Игротехник: Введение поставленных, автоматизированных и дифференцированных звуков в самосто­ятельную речь ребенка проходит по нарастающей сложности: от составления предложе­ний до самостоятельного творческого высказывания. В процессе данной работы глав­ное – это формирование речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Составление предложений по картинкам, игрушкам, опорным словам, вопросам не только упражняют ребенка в правильном произношении отрабаты­ваемых звуков, но и одновременно формируют грамматически правильную речь.

 

Игра «Закончи предложение»

(По предметной картинке (солнышко) участники группы заканчивают предложения: «Рано утром запел петух, потому что …», «Мы зажгли свет, потому что…». По другой картинке (шапка, шарф) заканчивают предложения: «Лужицы покрылись ледяной коркой, и…», «Миша вешает шубу, а…».)

Игротехник: Такие упражнения трудны для детей, т. к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении. Объединение предложений в рассказ предполагает разные виды работы: это составление рассказа по вопросам и схемам, по предметно-графическому плану, словам на определенный звук.

(Игротехник предлагает участникам объединиться в три подгруппы. Каждой подгруппе дается задание:

- по картине: «Проказница» составить рассказ по вопросам (Для чего девочки принесли аквариум в ванную? Какая опасность грозила рыбке? Кто и как спас рыбку?). Дается установка на четкое произношение звука «р»;

- по картине: «Шмель Шуня» – составить рассказ по схеме. Дается установка на четкое произ­ношение звука «ш»;

- по картине: «Во дворе» – найти слова со звуком «с» и объединить эти слова в рассказ. Дается установка на четкое произношение звука «c».

Каждая подгруппа в течение 1 мин готовится, выбирает «рассказчика» и отвечает.)

Игротехник: Основная цель всех этих заданий – добиться от ребенка развернутых ответов, научить составлять короткие рассказы, закрепляя при их изложении правильное произноше­ние звука. Этому же способствует использование в индивидуальной работе серий сюжетных картинок, которые должны быть занимательны внешне и интересны детям своим нравственным содержанием. Упражнения на основе сюжетных картинок раз­вивают у ребенка логику, вырабатывают умения связывать слова в простых и сложных предложениях, прослеживать последовательность событий и соблюдать структуру рассказа. Также они способствуют и развитию творческого воображения, но более активное участие творческого воображения присутствует при использовании мелких игрушек. Использование цветных игрушек на определенный звук способствует мно­гократному повторению их в связных предложениях и развитию детской фантазии.

(Каждой подгруппе дается «цветная коробочка» (зеленая, синяя, желтая), в которой находятся игрушки того же цвета. Задача участников – придумать «цветную» историю с правильным произношением соответствующих звуков. Каждая подгруппа в течение 2 мин готовится, затем инсценирует свою историю.)

Игротехник: Подводя итог, можно сказать, что взрослые – это посредники между ребенком и внешним миром. И потому так важно говорить с малышом, рассказывать сказки, объяснять значение новых слов, читать ему книжки и показывать картинки. При закреплении звуков в рассказывании можно использовать следующее:

- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

- пересказ просмотренного мультфильма;

- рассказ о событиях прошедшего дня;

- рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

- заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?) и пр.

Все эти систематические упражнения постепенно приучат ребенка последовательно излагать мысли, контролируя свое звукопроизношение.

 

Рефлексия

(После работы в учебных группах участникам предлагается игра «Прямой эфир».)

 

Игра «Прямой эфир»

Игротехник: Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче: «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способство­вать их эффективному развитию речи:

- 1-я подгруппа адресует свое выступление родителям;

- 2-я подгруппа – педагогам;

- 3-я подгруппа – детям.

Время в «эфире» – 2 мин. Вести «передачу» может как один представитель подгруп­пы, так и несколько.

(Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 3 мин. Затем каждая подгруппа «показыва­ет» свой вариант «передачи в прямом эфире».)

 

Игротехник: Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки. Мы благодарим вас за участие в тема­тическом вечере. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу: «Всем-всем, до свидания!».

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x