Семья и школа: социальное партнерсто. Воспитание. Развитие. Социализация.

Автор: Якунина Елена Сергеевна

Семья и школа: социальное партнерство.

Воспитание. Развитие. Социализация.

 

Социальное партнерство - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители обучающихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог, и в своей работе с родителями мы стараемся использовать именно их.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение общих задач воспитания детей:

  • обеспечение качественного образования обучающихся,
  • развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии,
  • формирование нравственности и культуры поведения у обучающихся,
  • подготовка школьников к семейной жизни,
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Говорят, что самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Главными задачами в этом направлении являются, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности?

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан используются такие формы работы педагога с родителями, как:

Семья и школа: социальное партнерсто. Воспитание. Развитие. Социализация.     Изучение семей школьников:

1.     Составление социальных паспортов;

2.     Проведение анкетирований;

3.     Проведение опросов;

4.     Посещения на дому;

5.     Наблюдение;

6.     Беседы.

 

Семья и школа: социальное партнерсто. Воспитание. Развитие. Социализация.     Информирование родителей происходит на общешкольных родительских собраниях, которые проводятся 2 раза в год,  на классных родительских собраниях, которые проводятся не реже 1 раза в четверть, а так же на школьном сайте (htt://elban3s.edusite.ru) и в ИОС «Дневник.ру» через новостную ленту и объявления. Помимо этого в школе размещены информационные стенды «Школьная жизнь», «Визитка школы», «Всеобуч», на которых размещаются все материалы, необходимые для информирования.

Семья и школа: социальное партнерсто. Воспитание. Развитие. Социализация.     Проводится работа по взаимодействию с органами и  учреждениями системы профилактики с целью установления благоприятных отношений между родителями и детьми:

- посещение семей классными руководителями;

- рейды в социально неблагополучные семьи социальным педагогом, совместно с инспектором ПДН (проведено 33 рейда, 111 профилактических бесед с родителями и детьми);

- беседы родителей со школьным психологом по вопросам недопустимости жестокого обращения с детьми и установления в семье комфортного психологического климата (проведено 53 беседы). Основная цель бесед – убеждение родителей, что они могут положительно повлиять на успех своих детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в него, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие;

- посещение семей, дети в которых находятся под опекой, социальным педагогом школы.

Семья и школа: социальное партнерсто. Воспитание. Развитие. Социализация.     Семейно-патриотическое воспитание.

В соответствии планом работы учреждения, Уставом МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан, во исполнение приказа Управления образования администрации Амурского муниципального района, в целях укрепления и развития сотрудничества школы и семьи, привлечения родителей к управлению и поддержке воспитательного процесса  25 сентября 2015 г. в школе было проведено общешкольное родительское собрание «Семья и школа: культурно-исторические ценности семьи,  как вектор воспитания молодого поколения». 

Такие собрания проводятся ежегодно по темам, сформулированным краевым родительским комитетом Хабаровского края. К собранию в обязательном порядке проводятся конкурсы, способствующие организации совместной семейной деятельности.

Так, например в 2015-2016 учебном году были проведены конкурсы семейного мастерства:

?  Конкурс рисунков «Мой любимец» – приняли участие 13 человек, все стали победителями и призерами конкурса.

?  Конкурс сочинений «Мое имя (фамилия)» – приняли участие 12 человек.

?  Конкурс сочинений «Профессия наших мам и пап» – приняли участие 3 человека.

?  Конкурс проектов «Моя родословная»  - приняли участие 7 человек.

?  Конкурс проектов «Герб нашей семьи» - приняли участие 11 человек.

В общей сложности в конкурсах приняли участие 46 семей. Учитывая, что для выполнения конкурсных заданий  было необходимо участие и родителей, можно сказать, что семьи проявили  заинтересованность.

Дети всегда очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, потому что они чувствуют поддержку своей семьи. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, обустройстве кабинета и т.д.

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают в конце учебного года за достигнутые их детьми успехи в учебе, за достойное воспитание ребенка. В начале учебного года вручаются благодарности за вклад в создание условий для обучения и воспитания обучающихся.

Так в 2015 году грамоты от администрации учреждения на общешкольном родительском собрании получили 18 родителей и грамоты Управления образования на районном родительском собрании 3 родителя. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

На традиционном общешкольном родительском собрании, которое состоялось в середине мая был проведен ежегодный отчетный концерт «Школьный калейдоскоп». Обычно посещаемость общешкольных родительских собраний  по всем параллелям классов составляет 60-70%, что является довольно высоким показателем.

Также на общешкольных родительских собраниях выступают и делятся лучшим опытом семейного воспитания сами родители. Так, в этом учебном году выступили семьи Курдюмовых («Социализация детей-инвалидов»), Сабадаш («Роль предмета ОРКСЭ в семейном воспитании младшего школьника»), Воропаевых («Активный ребёнок в семье – дело родителей»),  Алексеевых («Семейная родословная»), Домошонкиных («Многодетная семья – это здорово!»).

Только в этом учебном году семья Алексеевых-Мартыненко стали победителями всероссийского конкурса «Моя родословная», проводимого общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация поддержки семей и защиты семейных ценностей» в номинации «Лучшая семейная летопись», а родители семьи Домошонкиных: Оксана Викторовна и Евгений Николаевич награждены почетным знаком «Родительская слава Хабаровского края».

Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

Уже замечено, что наиболее успешными в рейтинге ежегодного конкурса «Самый классный класс» становятся те классы, где есть активно работающие родительские комитеты.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе учащихся. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

 

 

 

Социальный педагог                                             Е.С. Якунина

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x