Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Шесть черт творчества Сергей Прокофьева | Шакирова Гульнара Марсовна. Работа №305955

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых оригинальных музыкантов нашего столетия. Про него можно с уверенностью сказать, что он не написал ни одного такта, который не отражал бы его необыкновенную индивидуальность. Своей разносторонностью он напоминает композиторов-классиков. Он писал оперы, балеты, интермеццо, музыку к кинофильмам, хоры, симфонии, камерную музыку, пьесы для фортепьяно песни для детей и для взрослых, на тексты сказок и на стихи Пушкина.

 Прокофьев перечисляет пять основных черт, характерных и для его жизни, и для его творчества.

Первая — начавшееся еще в раннем детстве любовь к музыке классиков. Его мать, прекрасная пианистка, прививала интерес ребенка к музыке сонатами Бетховена и Шопена

Начальное образование Прокофьев получил дома.

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

 

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых оригинальных музыкантов нашего столетия. Про него можно с уверенностью сказать, что он не написал ни одного такта, который не отражал бы его необыкновенную индивидуальность. Своей разносторонностью он напоминает композиторов-классиков. Он писал оперы, балеты, интермеццо, музыку к кинофильмам, хоры, симфонии, камерную музыку, пьесы для фортепьяно песни для детей и для взрослых, на тексты сказок и на стихи Пушкина.

 

Прокофьев перечисляет пять основных черт, характерных и для его жизни, и для его творчества.

 

Первая — начавшееся еще в раннем детстве тяготение к музыке классиков. Его мать, прекрасная пианистка, возбуждала интерес ребенка к музыке сонатами Бетховена.

 

Вторая — дух новаторства, проявившийся у Прокофьева уже в консерватории, что не раз приводило к резким конфликтам между профессорами и юным революционером в музыке. Сам Прокофьев так рассказывал о возникновении у него склонности к новаторству. Поступая в Петербургскую консерваторию, он явился перед приемной комиссией, сгибаясь под тяжестью принесенных с собой партитур. Эти партитуры были, конечно, его собственные произведения. Профессор Танеев (любимый ученик Чайковского) не без иронической улыбки вытащил из связки самую пухлую папку. На обложке, по-детски украшенной завитушками, стояло заглавие «Великан», опера в трех действиях. Так как поступающему в консерваторию композитору было всего 13 лет, профессора стали с интересом просматривать партитуру. «Великан» не был шедевром, но тем не менее свидетельствовал о незаурядном музыкальном даровании мальчика. Танеев сделал лишь одно критическое замечание: «Мелодии как будто немножко простоваты!..»

 

Это замечание навсегда осталось у Прокофьева в памяти. Когда через несколько лет Танеев упрекнул своего ученика в том, что он специально выискивает музыкальные «обороты», чтобы озадачить слушателей, Прокофьев ответил:

 

«На этот путь меня когда-то направило ваше замечание».

 

Третья характерная черта творчества Прокофьева — тяготение к динамичности. Кто хоть раз слышал его музыку к балету «Ромео и Джульетта» или великолепный марш из оперы-сказки «Любовь к трем апельсинам», тому не нужно объяснять, сколь велико динамическое напряжение в музыке Прокофьева.

 

Четвертая, не менее важная черта творчества Прокофьева, — его лиризм. Лирическими моментами богата опера «Война и мир» (по роману Льва Толстого), циклы песен и бесчисленные камерные пьесы, пронизанные целомудренной лирикой современного человека, часто выраженной вполголоса или даже шепотом.

 

Пятая основная черта Прокофьева — гротеск, сатира, проникающая в самую глубь, до сути вещей. Здесь мы вновь можем сослаться на «Любовь к трем апельсинам». Удивительно своеобразен юмор Прокофьева в симфонической сказке «Петя и волк», в его фортепианных пьесах и камерных произведениях.

 

Тринадцатилетнего мальчика, конечно, приняли в консерваторию, и ему повезло, что во время учения его передавали друг другу лучшие профессора — Глазунов, Римский-Корсаков, Лядов, Че- репнин и всемирно известная пианистка Есипова.

 

Что касается стиля музыки, которую сочинял композитор, то однажды вообще очень терпеливый Лядов не выдержал:

 

«Скажите, зачем вы учитесь у нас? Вам, быть может, было бы лучше пойти на выучку к Рихарду Штраусу!»

 

Молодой студент консерватории усердно работает: он сочиняет две симфонические поэмы, оперу, целый ряд фортепианных пьес, дза концерта для фортепиано с о кестром и одновременно готовится сразу к трем дипломным экзаменам: по классу композиции, дирижирования и фортепиано. Он выдерживает все три экзамена, причем, последний с таким успехом, что в награду получает от консерватории большой концертный рояль.Как исполнитель, он, конечно, тоже выработал себе новый стиль. В противовес «тающим» мелодиям, «чувствительному» свободному ритму и мягкому колориту романтиков он предпочитает бурный ритм, более отчетливые интонации современного человека и зачастую повышенный темп. Однако даже самые ожесточенные
его противники считают, что, несмотря на все свои «новые» теории, Прокофьев гениальный пианист, несравненный и оригинальный исполнитель.

 

В 1914—1918 году во время бурь первой мировой войны Прокофьев пишет знаменитую «Классическую симфонию», завоевавшую мировую известность, оперу «Игрок» по мотивам романа Достоевского и полную гуманизма кантату «Семеро нас, господи, семеро». Затем следует скрипичный концерт и прелестная песня «Гадкий утенок». Горький, первым заметивший новые интонации Прокофьева, писал о том, что суровый современный человек, который считает, что он изгнал всякие романтические чувства, поет в этой песне о милосердии, любви и тайнах сердца.

 

В 1918 году по совету Луначарского (можно было бы даже сказать: по его указанию) Прокофьев покидает Россию и отправляется в кругосветное турне. Он дает концерты в Японии, Соединенных Штатах, во Франции и затем временно поселяется в Париже. Там он сочиняет оперу «Любовь к трем апельсинам» по пьесе Гоцци, выступает как исполнитель, завоевывая репутацию одного из лучших пианистов мира.

 

По возвращении Прокофьева на родину в его творчестве начинается новый этап. Он пишет массовые песни, обращается со своей музыкой к детям, то есть упрощает свой музыкальный язык. Он пишет не только в расчете на изысканный вкус знатоков, но для миллионов и десятков миллионов простых людей, под знаком борьбы за новый гуманизм, мир и свободу. Так в этот период он написал музыку к детскому кинофильму по повести Юрия Тынянова «Подпоручик Киже». Какой-то военный чиновник случайно занес в реестры несуществующее имя Киже, которое таким образом приобретает иллюзорную жизнь: получает новое назначение, женится, умирает. В фильме и в музыке высмеивается бюрократическая машина, казарменная обстановка эпохи Павла I. Музыка носит ярко программный характер и полуиронически воскрешает среду.

 

Новый творческий этап увенчивается балетом «Ромео и Джульетта». Читатель с полным правом может спросить: что нового мог сказать Прокофьев после того, как целый ряд композиторов — Венда, Цингарелли, Гуно, Беллини, Берлиоз, Чайковский, Зандонаи, Ваккаи — уже воспел эту тему? Но вряд ли надо убеждать кого-нибудь в том, что Прокофьев создал нечто совершенно оригинальное. Изваянные твердой рукой музыкальные портреты двух семей, воюющих не на жизнь, а на смерть, облик юной, восторженной Джульетты, драматическое звучание музыки на балу, прощанье Ромео и Джульетты, — все это великолепные, незабываемые шедевры. Композитор не ищет в музыке старины, как не ищет и попыток осовременить музыкальный фон. Наоборот, он показывает в истории Ромео и Джульетты то, что вневременно, вечно.

 

Балет «Ромео и Джульетта» был окончен в 1936 году, а в 1938 году Прокофьев создал новое замечательное произведение — кантату «Александр Невский». Внешне она как бы воссоздает старину, поскольку использованному в кантате историческому материалу 700 лет. Ледовое побоище, когда Александр Невский разгромил рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера и освободил от немецких захватчиков земли Пскова и Новгорода, произошло в 1242 году. Поэтому внешне в кантате Прокофьева речь идет о прошлом, в действительности же композитор обращается к настоящему и будущему, выражая властным языком музыки завет Александра Невского:

 

«Если чужеземец посещает Русь и стучится к нам как гость, то мы охотно принимаем его. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!»

 

Всеми своими мыслями кантата «Александр Невский» предупреждает: кто готовится к нападению, кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

 

Вторжение в Советский Союз фашистских полчищ обращает внимание Прокофьева на гениальный роман Льва Толстого «Война и мир». Сожженные деревни, убитые дети, взрослые, ставшие бездомными скитальцами, и живой эпос сопротивляющихся врагу советских войск ведет Прокофьева к более глубокому пониманию романа. Композитор лишь сейчас постигает, какие исторические силы заставляют Болконского покинуть свой дом, почему, ища свой путь, блуждает Наташа, в каком видении предстает перед Пьером Безуховым будущее, почему становится авантюристом Курагин и почему «непобедимый» Бонапарт не может победить Кутузова... Прокофьев понимает теперь, что в драматической борьбе, описываемой в «Войне и мире», исход решает не оружие, не личные таланты и не качество стали, не военная дисциплина, а великая сила, иногда более действенная, чем все оружие и снаряжение, вместе взятое. В «Войне и мире» решающий фактор борьбы — народ... Один народ видит, что его принудили служить неправому делу. Другой народ не боится смерти, знает, что на его стороне правда, справедливость, человеческое достоинство, свобода и правое дело мира, и поэтому побеждает.

 

Для скромности Прокофьева характерно, что он никогда не называл свое произведение оперой. В заголовке стоит: «Война и мир», лирические и драматические сцены по мотивам одноименного романа Л. Толстого. Прокофьев следовал в этом случае примеру Чайковского, давшему подобное название выдающемуся произведению оперной литературы «Евгению Онегину».

 

Эта скромность — шестая характерная черта творчества Прокофьева.

 

Он был скромен, как все подлинно великие музыканты, и будучи великим музыкантом, оставил нам гениальное наследие. Его симфонии, пять концертов для фортепьяно с оркестром, концерты для скрипки и виолончели с оркестром, два струнных квартета, сонаты для скрипки и фортепьяно, романсы, шесть балетов, а также оперы: «Маддалена», «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел», «Семен Котко», «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), «Война и мир», — классические ценности музыкального искусства.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×