Школьный обмен как инструмент развития метапредметных умений ☼
Автор: Мухайлова Нина Ивановна
Школьный обмен как инструмент развития метапредметных умений
Вступление: Введение ФГОС поставило перед школой новые задачи в обучении и воспитании школьников и предъявило новые требования к формам взаимодействия в ходе образовательного процесса. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника в современном многонациональном и поликультурном мире и дает новый «портрет выпускника школы», формированию которого может служить международный школьный обмен, призванный сформировать у выпускника способность к компетентностному, творческому и ответственному диалогу культур.
Основная часть. С 2011 года наша гимназия реализует образовательный проект по обмену школьниками с гимназией им Теодора Либе (Гера, Германия ) и европейским молодежным центром (Веймар, Германия).
Задачи:
· Познакомить с татарскими и башкирскими традициями и обычаями через организацию мастер- классов, экскурсии в музеи района.
· Организовать межкультурное взаимодействие через организацию творческих мастерских и участие в них.
· Вовлечь родителей в диалог культур через организацию приема школьников из Германии в семьях по принципу «homehospitality».
· Формировать толерантность и воспитывать уважение к другой культуре, чужому мнению.
· Расширять культурный кругозор учащихся ,углублять их знания немецкого и английского языков, совершенствовать коммуникативные навыки.
· Расширить географию межэтнических отношений
· Воспитывать патриотов своей Родины
· Позиционировать опыт многонационального Пермского края
· Познакомиться с культурой, традициями и обычаями немцев
Как правило, в июне и октябре молодые люди из России и Германии работают вместе в течение недели в Пермском крае и в федеральной земле Тюрингия. В ходе недельной программы ученики посещают школьные уроки, внеклассные мероприятия ,экскурсии, музеи, концерты, совершают прогулки по городу, работают над совместными проектами и творческими заданиями, и вместе проводят свободное время .
В ходе проекта, презентацию своего Я ребята реализовали в разных, значимых для развития личности плоскостях: (слайд)
Я- как личность
Я – как россиянин
Я – как участник международного проекта
Участники проекта презентовалисебя и свою культуру еще до выезда в Германию: при обмене электронными презентациями, рассказывая о себе, семье, хобби. (Я - как личность)
За рубежомсамопрезентация проходила как ,своего рода, публичное выступление – в форме монологического высказывания, как правило, на иностранном (немецком или английском) языке. Самопрезентации используются при первом знакомстве, в принимающей семье, в совместной работе на семинарах. (Я как гражданин России, как представитель своего народа, как носитель культуры).
|
Приехав из Германии, мы организуем презентацию своего опыта, полученного в поездке, мы привносим культуру другой страны обратно в гимназию, но уже в сравнении со своей, пропуская ее через призму своей культуры и личности. Дети выступают не только от своего имени, но и как участники международного проекта.
Все мероприятия обмена организованы так, чтобы учащиеся смогли в реальных условиях межкультурного взаимодействия креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, сотрудничать в ходе проектной деятельности.
Следует отметить, все игры, викторины, мероприятия , которые организуются в ходе образовательного проекта, объединяют разные предметные области (история, география, культура). Возьмем к примеру «городское ралли». Цель игры: познакомиться с городом, очно-заочная экскурсия. В игровой форме дать архитектурный, исторический, культурный взгляд на город, заинтересовать, пробудить интерес к дальнейшим исследованиям. (слайд: умение самостоятельно определять цели своего обучения. Формулировать для себя новые задачи. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способырещенияпознавательных задач.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение организовывать сотрудничество со взрослыми и сверстниками, работать в группе, находить общее решение, формулировать аргументировать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации ).
Ребята делятся на группы по 4 человека (2 российских, 2 немецких школьников). Им выдается задание: вопросы, касающиеся истории этого города, культурных моментов, может быть литературные задания. В этой игре ребята активно познают город , окружающую действительность и в этой связи мы можем говорить о формировании у учащихся метапредметных учебно-информационных умениях. Здесь происходит интеграция разнопредметных , в то числе нешкольных знаний.
В ходе программы обмена участники в смешанных группах работают над минипроектами, выполняют интерактивные задания во время посещения музеев. Так например, во время посещение замка Марии Павловны, дочери Павла 1, которая была выдана замуж в Германию за немецкого герцога, чтобы наладить отношения между Германией и Россией, ребята задумались о целесообразности подобных браков. Тут же хочется сказать, что заинтересовавшись этой темой, после поездки одна из участниц написала исследовательскую работу на тему «Село Барда в системе международных культурных отношений между Россией и Германией».
Несомненно, успех школьного обмена во многом зависит от того, насколько учащиеся могут в ходе совместных проектов выслушивать и уважать мнение другого, вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Вывод: Таким образом, участвуя во всех этих мероприятиях, ребята осознают себя в этом мире, в единой системе «природа-человек-общество», а это одна из задач метапредметного подхода. Через реализацию школьных обменов обеспечивается успешность каждого ребенка, ребята учатся мыслить, приобретают социальный опыт. При этом они испытывают удовольствие от своей деятельности. Проявляют интерес. Международный школьный обмен можно назвать самым продуктивным способом реализации ФГОС среднего (полного)общего образования и традиционной формой международной деятельности среди обучающихся.