Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Шумовой оркестр как одно из средств развития музыкально-ритмических и творческих способностей детей" | Сидоренко Ирина Анатольевна. Работа №274566

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сидоренко Ирина Анатольевна
Консультация для педагогов

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ И

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка.

Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста

«Музыкальные сказки – шумелки» помогают педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детейети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. А так же у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагог, родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Сказки – шумелки для детей дошкольного возраста с музыкальным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать не только у дошкольных учреждениях, но и дома на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. С помощью занимательных сказок – шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. Можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли.

Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии;

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения;

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова песен и сказок;

Развивается слух детейни различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества;

Развиваются концентрация внимания и выдержка;

Звукоподражание на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;

Обогащение пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры, перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе звукоподражания, проговаривания текста сказки-шумелки;

Включение в непрерывную образовательную деятельность:

Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, самостоятельная игра на них.

- Музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида

- Пляска «Погремушки» М. Раухвергера

Игры, развивающиевнимание и слуховое восприятие:

- «Кто что услышит»

- «Угадай, что делать»

- «Кто внимательный»

- «Солнышко и дождик»

- «Где позвонили?»

- «Угадай, на чём играю»

- «Узнай по звуку»

Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:

- «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен)

- «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)

- «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки)

- «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик)

- «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен)

Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.

Младший возраст самоценен тем, что он позволяет ребёнку музицировать по собственному желанию. В этом возрасте музыкальные инструменты только начинают выступать для ребёнка в своём основном значении. Они нужны прежде всего не для игры, а для общения.

 

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученной версии.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру» (Карл Орф).

Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты-просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение детского оркестра как основы развития музыкальности детей. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания наряду с пением, восприятием музыки.

Инструменты шумового оркестра

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в тоже время развивающих форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей. В состав детского шумового оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты, а также инструменты с резким тембром звука (свистки), которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к игре. Шумовые инструменты несложно изготовить самим. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях вместе с родителями. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех без исключения детей, независимо от способностей, к участию в музицировании и желании «общаться» с музыкой, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.

В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных - трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки. Другие - по типу инструментов симфонического оркестра: арфа, ксилофон, металлофон. Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки, как и инструменты по типу которых они созданы, разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Развитие способностей

Обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы. Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Одна из задач – развить элементарные вокально-хоровые навыки и навыки игры на музыкальных инструментах. Дети младшего школьного возраста очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и аккомпанемент пению.

Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе не могут петь (больны связки голоса, нет координации слуха и голоса и другие причины). Такие дети настроены к урокам хорового пения отрицательно, поэтому ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти свое место, если не исполнителем в хоре, так в сопровождении хора игрой на шумовых инструментах. Привлекая словесно-ритмические игры, произнесение коротких стишков в ритме (прибауток, потешек, загадок) одновременно с игрой на шумовых инструментах, помогает развивать у обучающихся чувство поэтического ритма, который отражается в музыке песен.

Игра на детских шумовых инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей: у обучающихся улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация. Песни, которые исполняют обучающиеся аккомпанируя себе на шумовых инструментах, должны быть непременно красивыми и интересными – дети должны желать их исполнять.

Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, расширяет сферу музыкальной деятельности, развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание, повышает ответственность за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, формирует умение действовать в коллективе, сплачивает детский коллектив.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания хоровых произведений в сопровождении различных шумовых инструментов. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы, и привыкают действовать в коллективе согласованно.

Обучение игре в шумовом оркестре

С самого начала надо учить детей играть на инструментах правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, различные попевки и несложные песенки, построенные на одном звуке, так детям легче сосредоточить своё внимание на точном выполнении приёмов игры. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно, а в дальнейшем и петь.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

-быть лёгкой для детей

-быть интересной для них

-быть систематической формой обучения

-быть групповой формой обучения.

При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

-игра под фортепиано или фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

-импровизация звуковых картин на заданную тему

-звуковая иллюстрация стихов, попевок и песен

-музыкальные сказки-шумелки

В исполнении оркестра детских шумовых и ударных инструментов могут звучать различные по характеру и жанру песни. Лучше звучат те из них, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы: цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.

Музыкальный репертуар для исполнения произведений хором с шумовыми музыкальными инструментами должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике и жанрам.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают детей способами звукоизвлечения и характером звучания, поэтому, при комплектовании оркестра, необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов.

Таким образом, игра на музыкальных шумовых инструментах даёт позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане.

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля; расширяет сферу музыкальной деятельности обучающихся; раскрывает удивительный мир музыки.

Бесспорна и воспитательная функция шумового оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Используемая литература

1.Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;

2.Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;

3.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;

4.Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;

5.Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;

6.Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;

7.Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;

8.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;

9.Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;

10.Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;

11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;

12.Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×