Синергетический подход к решению основных задач воспитания творческой личности в условиях ДШИ | Снидко Людмила Васильевна. Работа №210024
Автор: Снидко Людмила Васильевна
В статье поднимается проблема воспитания всесторонне развитой творческой личности посредствам применения синергетического подхода в образовательном процессе ДШИ.
«СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К РЕШЕНИЮ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДШИ»
(из опыта работы Детской школы искусств)
Подготовила преподаватель отделения
«Народные инструменты»
МБУДО «Детская школа искусств №1»
муниципального образования
город Донской Тульской области
Снидко Людмила Васильевна
2018г.
Синергетический подход к решению основных задач воспитания творческой личности в условиях ДШИ
В сфере музыкального образования объектом пристального внимания всегда была и остаётся сегодня развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
В этой связи необычайно возросла роль учреждений дополнительного образования, в частности, детских школ искусств. Именно они, притерпевая сегодня глобальные изменения, имеют реальную возможность повлиять на воспитание нового поколения средствами комплексного взаимодействия всех видов искусств.
Многое в методике музыкального образования и воспитания уже разработано, однако на сегодняшний день оно теряет свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой. Дети нового поколения категорически не признают автократический стиль преподавания, в образовательном процессе они хотят видеть себя равноценными соавторами, принимать самостоятельные решения, умело используя при этом огромный объём доступного сегодня информационного пространства.
Отсюда возникает необходимость пересмотра уже известных подходов к музыкальному образованию, адаптация их к современным условиям развития общества, государства, отдельно взятого города.
Появившееся в недавнем прошлом новое направление в науке, под названием «синергетика», может и должно быть использовано в музыкальной педагогике, как высшая форма интеграции.
Синергетику в педагогике следует рассматривать двояко — в контексте метода и в контексте содержания образования.
В первом случае речь идет о синергетическом анализе учебно-педагогического процесса, способе организации и управления процессом обучения и воспитания. При этом синергетика (от греческого «сотрудничество», «содружество») акцентирует внимание на получение результата только в условиях согласованности взаимодействия частей при образовании единого целого.
Второй аспект проблемы — самоорганизация, предполагающая обучение школьников синергетическим знаниям, формирование у них синергетического взгляда на окружающий мир, а «педагогическая синергетика» (Н.М. Таланчук, 1993), как раз и основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития образовательных систем.
Применение такого подхода в образовательном процессе дает возможность по-новому подойти к разработке проблем самоопределения и развития личности, обеспечивая переход от развития к саморазвитию в процессе сотрудничества с другими людьми и с самим собой. При этом новизна идей самоорганизации в педагогике связана с признанием способности личности к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации извне, но и за счет использования ею своих внутренних возможностей. Идеалом современной педагогики становится не «передача знаний», а формирование поколения духовно богатых, творчески развитых и подготовленных к жизненному диалогу личностей.
Принципиальное отличие синергетического обучения от традиционных учебных занятий заключается в том, что учащиеся свободны в своем творчестве, они не ограничены рамками учебной программы. У них появляется возможность самостоятельно поставить задачу, предложить множество ее решений, проявив при этом высокий уровень познавательной активности. Поэтому синергетический принцип обучения является особо привлекательным для интеллектуально одаренных учащихся.
Педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, апеллирующим к миру эмоций и художественных образов, к духовно-эстетической сфере человека, развитие которой, мы это знаем, во всех случаях уникально, неповторимо и не подлежит технологическому описанию.
Невозможно расписать заранее путь становления и развития личности, но можно и необходимо проектировать желательные свойства образовательной среды.
Синергетика, как явление самоорганизации, значительно обогащает образовательную среду, предоставляя возможность самореализации каждому ребенку, выявления его подлинной индивидуальности, развития интеллектуальных и творческих способностей в естественных условиях его жизнедеятельности.
Воспитательную роль творческой среды неоднократно подчеркивали многие деятели российской музыкальной педагогики, указывая, что чем раньше юный музыкант попадет в такую среду, тем активнее пойдет его музыкальное развитие. Именно поэтому в основе работы с особо одаренными детьми в специализированных музыкально-образовательных учреждениях лежит принцип ранней профилизации, предполагающий раннее «погружение» ребенка во взрослую среду активного музыкального творчества, в совместную исполнительскую деятельность со сверстниками и более взрослыми учениками.
В своей школе нам хотелось создать именно такую образовательную среду, которая, на наш взгляд, соответствует реалиям завтрашнего дня и потребностям будущих поколений.
Учебные планы дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства
детской школы искусств предоставляет ребенку широкий спектр образовательных развивающих дисциплин, которые дают ему возможность свободного выбора, поиска своей индивидуальности, эффективного развития интеллекта, а главное, творческой реализации.
Интеграция учебных занятий между собой позволяет показать единство, родство предметов искусства, даёт возможность учащимся на всем протяжении обучения получать художественно-изобразительную и музыкальную подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами. Опыт показал, что междисциплинарные занятия, развивая творческую активность учащихся, способствуют созданию в школе единого культурного пространства.
Особое место мы отводим предметам коллективного музицирования, где дети, чувствуя творческую увлечённость педагогов - руководителей коллективов, учатся вместе эмоционально «проживать» в исполняемом произведении каждую новую тему, доносить художественный образ до зрителя. Применяя многообразные формы творческой коллективной деятельности между педагогами и детьми, мы получаем насыщенную активную самоорганизующуюся среду, в которой формируется саморазвитие ребенка.
Такая форма синергетического подхода и сотрудничества позволяет детям накапливать эмоциональный опыт, строить конструктивные отношения друг с другом, с педагогами, формировать в себе позитивное мировоззрение, получать новые впечатления, раскрывать в себе и уважать в других новые грани таланта.
Коллективное творчество гармонизирует среду, где выигрывают и сильные, и слабые обучающиеся. Для ребенка, оказавшегося в этой среде, порождающей и подкрепляющей творческое поведение, создается оптимальное сочетание условий достаточных для реализации его как творца. Чем больше он вовлечен в совместную образовательную творческую деятельность, тем активнее будут развиваться его творческие способности.
Мы не перестаём учиться творчеству в воспитании наших детей. А учиться есть у кого. Всем известный ансамбль РНИ в Санкт-Петербурге "Терем-квартет" давно занимается проблемой творчества юных музыкантов. Они так и говорят: "Наша задача - разбудить атомный реактор творчества в детях", - и им это удаётся.
Первое наше знакомство с этими удивительными людьми произошло ещё в 2011 году, когда успешно выступивший на V Международном детско-юношеском музыкальном конкурсе в г.Санкт-Петербурге наш ансамбль домристов получил приглашение на обучение в рамках II Международной летней творческой школы "ТеремОК!" в городе Иматра - Финляндия. Семь учащихся нашей школы прошли успешное обучение, получив Сертификаты и невероятные впечатления от поездки. Но главное, незабываемое ощущение восторга от уникальной атмосферы совместного творчества: уроки актёрского мастерства, нескончаемые репетиции, мастер-классы и ежевечерние концерты для финских слушателей, где в одном оркестре играли все: маленькие и большие, сильные и слабые, дети и Заслуженные артисты России.
Из Финляндии дети вернулись другими: они почувствовали реальную силу волшебного воздействия музыки на людей и, что является крайне важным, свою причастность к этому магическому процессу. Они испытали радость творческого самовыражения, прониклись соревновательным духом, желанием совершенствоваться и побеждать.
Итоги:
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок».
Известно, что научить творчеству нельзя, но если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам надо научить его творчески, осмысленно подходить к решению каждого задания, научить сотрудничеству, сотворчеству, используя в работе все возможные методы и формы обучения, а это задача вполне выполнимая.
Кроме того, под управлением процессом развития творческого потенциала должно пониматься самоуправление, т.е. отношение человека к самому себе. У всех учащихся необходимо выработать npивычку саморазвития, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля. Это значит, что он «сам определяет куда, зачем и каким путем ему идти. Он сам принимает решения и, контролируя свои ситуативные желания и эмоции, определяет свое поведение, подчиняя его достижению личностно-значимой для себя цели». (Г.С.Абрамова «Психология в управлении».
А внешнее педагогическое воздействие должно создавать условия для этого.
Кроме того, синергетическая школа выступает, как открытая система, в которой создаются условия для активного взаимодействия не только между учащимися школы, но и окружающим социумом.
Такие новые образовательные проекты, существующие у нас в школе, как Детская филармония, работа по созданию мультимедийных презентаций на уроках музыкально-теоретического цикла, сценарное оснащение школьных мероприятий, творческие отчёты педагогических коллективов, класса сочинения и другие не только способствуют творческому развитию наших учащихся, но и привлекают внимание общественности, осуществляют сотрудничество с дошкольными и средними образовательными учреждениями города.
Яркими примерами такого сотрудничества являются ежегодные школьные конкурсы «Минута славы» в общеобразовательных школах города, где в номинации «Я музыку творю руками» наши дети, играя на инструментах, раскрываются для своих одноклассников, своих учителей с незнакомой до сих пор стороны.
Синергетическое обучение способствует развитию творческого мышления учащихся, выступая как средство повышения учебной мотивации. При этом заметно уменьшился отсев учащихся, активизировалась творческая инициатива, возросла сценическая уверенность.
Всегда яркие, зрелищные синтезированные номера, лежащие в основе многих школьных концертов, привлекают к школе внимание общественности и, конечно, потенциальных учеников.
Правильность выбранного направления подтверждает повышение качества образования, проявившееся в результатах конкурсов, фестивалей и выставок. Именно ученики, вовлеченные в новый процесс обучения, стали показывать более высокие достижения по сравнению с доинновационным периодом.
В заключение хотелось бы привести слова американского психолога Ф. Беррона: «Если в XX веке больше всего превозносился «человек разумный», то XXI век будет жить под знаком «человека творческого».
Ведь совсем не обязательно, чтобы все наши ученики в будущем писали стихи или создавали музыку, были художниками или великими артистами. Важно, что бы став взрослыми, они в своей профессиональной деятельности свободно проявляли творчество, чтобы творческая деятельность стала для них потребностью, а искусство – естественной необходимой частью жизни.