Система изучения имени прилагательного | Светлана Леонтьевна Антонова. Работа №240373
Автор: Светлана Леонтьевна Антонова
Система знакомства с именем прилагательным по классам
Антонова Светлана Леонтьевна, учитель русского языка и литературы
Система изучения имени прилагательного
Имя прилагательное в лингвистике трактуется как часть речи, которая обозначает признак предмета, выражает грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже. Значение признака является категориальным значением имени прилагательного как части речи. Признак трактуется как круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы. К ним относятся внешние качества людей и животных (красивый, высокий),внутренние (психологические) черты людей (храбрый, весёлый), цвет (красный, розовый), пространственные отношения (дальний, широкий), временные отношения (ранний, вечерний), отношения между предметами (папин костюм, волчий хвост) и др. Поэтому следует осуществлять практическое знакомство школьников с многообразием семантики имен прилагательных.
Грамматические признаки прилагательного зависят от имени существительного, поэтому следует уделять внимание установлению зависимости имени прилагательного от имени существительного. Во втором классе дети учатся подбирать признаки к предмету, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении (выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного). В третьем и четвертом классах происходит конкретизация этой зависимости — имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.
Задачи изучения имени прилагательного:
1) формирование грамматического понятия "имя прилагательное";
2) овладение умением различать имена прилагательные среди других частей речи;
3) формирование умения изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;
4) овладение умением устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;
5) формирование навыка правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных;
6) обогащение словаря новыми именами прилагательными;
7) развитие логического мышления.
Система формирования грамматического понятия "имя прилагательное" включает три этапа'. На первом этапе учащиеся подготавливаются к усвоению понятия "имя прилагательное". В процессе наблюдений происходит знакомство школьников с лексическим значением имен прилагательных (без введения термина) и вопросами, на которые они отвечают. Дети усваивают понятие признака предмета, что составляет семантическую основу данной части речи. Н. К. Никитина рекомендует следующим образом организовать работу, направленную на усвоение школьниками понятия "признак предмета".
Изучение имени прилагательного имеет большое значение для развития речи учащихся.
Трудности: у.о. дети с трудом понимают сущность прилагательного, затрудняются в овладения его грамматическими признаками, неверно узнают род, число, падеж, механически заучивают правила, путают прилагательное с сущ. и глаголом, не могут согласовать сущ. с прилагательным.
Формирование понятия об имени прилагательном начинается в 5 классе с повторения знаний о признаках предмета. Учащиеся под руководством учителя практическим путём устанавливают, что каждый предмет имеет несколько признаков, что признаки характеризуют предмет с разных сторон, что один и тот же признак может быть у разных предметов, признаки могут быть противоположного значения. Выполняя упражнения учащиеся воспроизводят в памяти, что слова обозначающие признаки предмета отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ?
Дети знакомятся с правилом в учебнике: Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признаки отвечает на вопросы: Какой? Какая?
В 6 классе основное внимание учитель уделяет на зависимость прилагательного от существительного. Эта зависимость смысловая и грамматическая, смысловая зависимость устанавливается при знакомстве с понятием о грамматических признаках прилагательного.
Для осмысления значения прилагательного в речи, учащимся можно предложить 2 текста, с прилагательными без. Дети их сравнивают и дают оценку каждому тексту: прилагательное делает нашу речь яркой, красочной, выразительной.
В процессе разбора предлагается учащимся убедиться в том, что прилагательное в предложении бывает второстепенным членом.
Изменение имён прилагательных по родам:
Понятие об изменении прил. по родам даётся на практическом материале. Учитель предлагает предложение из которого дети должны выбрать существительное М. Ж. Ср. р. К данным сущ. нужно подобрать имена прилагательные. (Учащиеся сами придумывают прилагательные). После этого определяют род каждого прилагательного и делают вывод: род прилагательного зависит от рода существительного.
Прилагательное изменяется по родам, а существительное имеет тот или иной род, например, детям можно дать сочетание разных существительных с одним и тем же прилагательными: Красный арбуз, красная лента, красное яблоко.
Для формирования навыков правописания родовых окончаний у прилагательном, учащиеся восстанавливают в памяти по вопросам учителя грамматическое значение имён прилагательных. Последующая работа направлена на упражнения в правильной постановке вопроса и выделении окончаний, например: Стена какая - кирпичная; Дом какой? - большой; Здание какое?- большое.
Изменение прилагательных по числам.
При работе с данной темой учащимся можно предложить изменить окончание прилагательных в зависимости от существительных. (Добрый мальчик, добрые мальчики). Определив род прилагательных по роду существительного и числу существительного, учитель подводит учащихся к выводу: по числу существительного можно определить число прилагательного.
Склонение имён прилагательным
По заданию учителя дети склоняют существительное, например: МАК, изменяя при этом связанное с ним прилагательное.
И.П. что? МАК
Какой? КРАСНЫЙ
Р.П. чего? МАКА
Какого? КРАСНОГО.
Вопрос учителя: «Что мы сделали с существительным?», «изменилось ли прилагательное?», «Согласованно ли прилагательное с существительным в разных падежах?»
Вывод: Прилагательное изменяется по падежам.
Следующее упражнение подтверждает данный вывод:
Лесная поляна покрыта снегом. У лесной поляны притаился заяц. Он давно хотел пробежать по лесной поляне. Заяц заметил лесную поляну издалека. Над лесной поляной изредка летают птицы. Тихо и пусто зимой на лесной поляне.
Установив под руководством учителя, что существительное ПОЛЯНА употребляется в разных падежах, школьники находят связные с ним прилагательные. При изменении существительного ПОЛЯНА, по падежам изменяется и прилагательное, ЛЕСНАЯ и т. д.
Вывод по теме: Имена прилагательные изменяются по падежам. Прилагательное всегда стоит в том же падеже что и существительные.
Имена прилагательные на -ий; -ья; -ье; -ьи;
Тема изучается в 8 классе. Учащиеся узнают что кроме какой? Какая? Какие? Какое? прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Работа начинается с обучения правильно ставить вопрос и определять род: Жир чей? Барсучий; Нора чья? Лисья, и т.д. Обратить внимание на наличие разделительного мягкого знака, перед окончанием прилагательных.
Образование прилагательных вызывает у учащихся большие затруднения.
При составлении словосочетания: прилагательное + существительное, учитель может подчеркнуть слово, от которого нужно образовать прилагательное;
Для закрепления детям дают задание образовать прилагательные: Упряжка собак; Песни птиц; Молоко коровы.
Вначале перед детьми показывается образец с вопросом:
Песни птиц. Чьи? - птичьи песни.
Затем образец с вопросом убирается.
Фрагмент урока
— Назовите предметы, изображенные на картинках. (Лимон, малина, яблоко.) Опишите предметы, укажите, какие они. Назовите конкретные свойства этих предметов. (Лимон желтый, кислый, большой. Малина красная, сладкая, мелкая. Яблоко зеленое, вкусное.)
Вводятся более общие значения. Учащиеся определяют, что слова жёлтый, красная, зелёное называют цвет; слова кислый, сладкая, вкусное называют вкус; слова большой, мелкая, крупное — размер.
Кроме того, на данном этапе школьники усваивают связь слов, называющих признаки предметов со словами, которые называют предмет. У учащихся формируется следующие умения:
а) распознавать слова данной категории;
б) выделять их из предложения, текста вместе со словом, которое называет предмет;
в) задавать к ним вопросы;
г) определять семантику слова, называющего признак предмета;
д) называть признаки известных предметов;
с) группировать слова по определенным признакам.
На втором этапе осуществляется углубление знаний об имени прилагательном как части речи, изучение морфологических признаков прилагательного (рода и числа) и форм словоизменения (склонения), а также синтаксической функции. Н. К. Никитина отмечает, что в результате школьники овладевают развернутым определением данной части речи.
Порядок развернутого определения имени прилагательного следующий.
1. Имя прилагательное — это часть речи.
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы
"Какой? Какая? Какое? Какие?"
3. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
4. Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным.
5. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано.
6. В предложении имя прилагательное бывает второстепенным членом
[1]
. Такое развернутое определение приводит в систему признаки изученной категории.
Содержание третьего этапа:
1) расширение представлений о лексическом значении имен прилагательных;
2) совершенствование умений изменять прилагательные по родам, числам и падежам, устанавливать в предложении зависимость имени прилагательного от имени существительного;
3) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам осуществляется на основе знаний учащихся о том, что имя прилагательное обозначает признак предмета; в предложении связано с именем существительным. Для ознакомления с категорией рода имен прилагательных используются имена существительные, которые лексически сочетаются с одними и теми же именами прилагательными (например, день, ночь, утро).На основе речевых ситуаций учащиеся подбирают имена прилагательные к данным именам существительным (день (какой?) зимний; ночь (какая?) зимняя; утро (какое?) зимнее).
Далее проводится наблюдение над каждым родом имен прилагательных. Школьники определяют род имени существительного день. Называют имена прилагательные, которые связаны с существительным мужского рода день (холодный, зимний), определяют род этих имен прилагательных. Затем учитель задает вопрос о том. как учащиеся определили род имен прилагательных. Школьники приходят к выводу, что род имен прилагательных определяется по имени существительному, с которым они связаны. Затем ученики выясняют отличительные признаки имен прилагательных мужского рода — вопрос и окончания.
Аналогично проводится наблюдение над именами прилагательными женского и среднего рода. Анализ языкового материала позволяет ученикам сделать вывод о том, что имена прилагательные изменяются по родам, и обобщить признаки каждого рода.
В соответствии с программой у учащихся формируется навык правописания родовых окончаний имен прилагательных. Укреплению данного навыка способствует овладение следующим алгоритмом действия.
1. Установить, с каким существительным связано имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.
3. Определить род имени существительного.
4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.
5. Вспомнить окончание имени прилагательного этого рода.
6. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса. При формировании навыка правописания родовых окончаний
Н. К. Никитина рекомендует использовать в речевой практике сочетание одного и того же прилагательного с существительными разных родов (полезный совет, полезная вещь, полезное занятие).
В процессе изучения числа имен прилагательных школьники должны усвоить следующие сведения:
а) имена прилагательные изменяются по числам;
б) число имен прилагательных зависит от числа имени существительного, к которому они относятся;
в) имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются;
г) прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос "Какие?" и имеют окончания
-ы
е, -ие.
Для формирования навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных и окончаний во множественном числе необходимо сформировать у учащихся умение соотносить род и число имен прилагательных с родом и числом имен существительных.
Тема "Склонение имен прилагательных" занимает важное место в процессе изучения данной части речи. Склонение прилагательных включает их изменение не только по падежам и числам, но и по родам (в единственном числе). При изучении темы происходит формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных.
Для ознакомления учащихся со склонением прилагательных М. Р. Львов рекомендует в качестве языкового материала использовать текст. В ходе анализа текста школьники выполняют следующие действия: выделяют в каждом предложении словосочетание "существительное + прилагательное", т.е. находят существительное, от которого зависит прилагательное; определяют, в каком падеже это существительное употребляется; задают вопрос от существительного к прилагательному; определяют падеж имени прилагательного. Учащиеся приходят к выводу: падеж имени прилагательного зависит от падежа имени существительного, с которым оно связано. После этого происходит ознакомление со склонением имен прилагательных мужского, среднего и женского рода.
М. Р. Львов указывает на необходимость проведения наблюдения над падежными вопросами имен прилагательных, что позволяет сделать следующие выводы:
1) имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, которые отличаются от падежных вопросов имен существительных;
2) имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые падежные вопросы (за исключением именительного и винительного падежей);
3) падежные вопросы имеют ударные окончания;
4) в одном и том же падеже окончание вопроса совпадает с окончанием прилагательного.
По мере знакомства со склонением имен прилагательных следует составлять таблицу падежных окончаний, использовать ее в качестве справочника при выполнении упражнений.