Система коррекционной работы по развитию связной речи.

Автор: Алферова Наталия Валерьевна

800x600

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman",serif;}

   Дети, поступающие в ДОУ с нарушениями речи, имеют нарушения в звукопроизношении, скудный словарный запас, большое количество аграмматизмов при составлении предложений, отсутствие полноценной связной речи. Поэтому наша задача состоит не только в том, чтобы исправить все нарушения, но и способствовать развитию речи, как одной из форм коммуникативной деятельности.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» ставит задачу: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, пра-

вильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, не отвлекаясь от темы.

При поступлении в ДОУ на первый год обучения ребёнок, независимо от возраста, проходит через 3 этапа коррекционной работы:

1 этап. Работа над пониманием речи.

Педагог даёт детям простые задания: «Подойди к столу». Затем задания дополняются: «Подойди к столу, возьми синий шар и красный мячик». Остальные дети должны озвучить действия. (один - говорит, остальные слушают, исправляют, добавляют.

 2 этап. Формирование активной речи в её коммуникативной функции. (Ситуативная форма речи).

Здесь предполагается участие детей в диалоге, ответы на вопросы педагога.

Требования к речи на данном этапе:

·      Отвечают, как могут ( искажая ).

·      Говорят по побуждению взрослых и по собственной инициативе.

·      Нельзя останавливать, пресекать желание ребёнка высказываться, побуждать к ответам на занятии.

·      Активная речь может ограничиться одним словом и словосочетанием.

Чтобы ребёнок отвечал в правильной грамматической форме, необходимо задавать вопрос с выделением вопросительного слова силой голоса КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Далее идёт работа над качественной стороной речи, увеличением запаса слов разных категорий. Необходимо упражнять детей в подборе слов в разных грамматических формах при ответах.

3 этап. Развитие самостоятельной разговорной речи.

Работа над качественной стороной речи – умением понимать подобрать для ответа нужное слово. На этом этапе нужно требовать от детей ответ на вопрос в правильной грамматической форме.

В программе нет специального раздела по обучению рассказыванию в младшей группе, т. е. с детьми этого возраста можно проводить на занятиях только подготовительную работу. Особое внимание на этом этапе уделяется формированию навыков разговорной речи. Дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, поэтому они нуждаются во вспомогательных средствах при формировании связной речи:

-       наглядность (по мнению С.Л.Рубинштейна, Эльконина)

-       моделирование плана высказывания (по Выгодскому).

На первом году обучения детей работа по связной речи проходит в следующем порядке:

1.    Пересказ рассказа воспитателя, составленного по демонстрируемому действию.

2.    Составление рассказа по демонстрируемому действию.

3.    Пересказ рассказа воспитателя с использованием ковролина.

4.    Составление рассказа с использованием ковролина.

5.    Пересказ рассказа воспитателя с использованием серии сюжетных картинок.

6.    Составление рассказа с использованием серии сюжетных картинок.

7.    Пересказ рассказа воспитателя с использованием одной сюжетной картинки.

8.    Составление рассказа с использованием одной сюжетной картинки.

Такие виды рассказывания, как описание предметов и объектов, сравнение предметов и объектов, лучше проводить на втором году обучения, так как в этих видах связной речи дети испытывают затруднения:

-   с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных частей, признаков и свойств;

-   в установлении последовательности в изложении выявленных признаков;

-   в удержании в памяти этой последовательности.

 

В этих видах рассказывания целесообразно использовать схемы.

К началу обучения в подготовительной группе дети должны владеть всеми видами связной речи, но их речь характеризуют следующие особенности: недостаточно отражаются причинно-следственные связи, отношения между событиями разорваны, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования диалога.

Для того, чтобы коррекция этих нарушений проходила в интересной для детей форме, можно использовать следующие виды работы:

1.    Добавление в рассказ предшествующих, либо последующих событий;

2.    составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия – КОЛЛАЖ;

3.    с включением или исключением объектов;

4.    составление рассказа по НАБОРУ ОТКРЫТОК;

5.    составление рассказа по НАБОРУ СЛОВ;

6.    рассказ по частично закрытой сюжетной картинке;

7.    придумывание рассказа о знакомом герое;

8.    составление рассказа по его названию – «ЛИСТ», «ЛУЖА».

9.    придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

 

При подготовке к занятиям важно продумать вопросы по содержанию рассказа, картины. Вопросы должны быть не только по последовательности, содержанию событий, их причинно – следственной зависимости, но и предусматривать моделирование каждого предложения.

Нужно добиваться нескольких вариантов ответа на один вопрос.

Особое внимание нужно уделять тому, какими эмоциями со стороны педагога сопровождается рассказ ребёнка. Это должны быть только положительные эмоции, жесты, мимика. Ребёнок должен быть уверен в том, что его поймут и помогут.

 

Список литературы:

Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит». Санкт-Петербург, «Акцент» 1997г.

Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию». Москва, «Просвещение» 1982 г.

И.В.Скворцова «Система работы по коррекции речи». Санкт-Петербург, ЛОИРО 1997 г.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи». Москва, «Гном и Д» 2002 г.

Е.Г.Карцева «Когнитивные методы обучения и мнемотехника". Санкт-Петербург, 2002 г.

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x