Система работы по формированию ориентиров для культурной самоидентификации школьников во внеурочное время на базе ГИП «Возрождение».

Автор: Митрофанова Нина Васильевна

Система работы по формированию ориентиров для культурной самоидентификации школьников во внеурочное время на базе ГИП «Возрождение».

                                                                                        Митрофанова Н.В.,

                                                                                        учитель русского языка

                                                                                        и литературы

                                                                                        МБОУ «ОШ» № 14,

                                                                                        г. Мончегорск

    В ежегодном обращении к Федеральному Собранию Президент РФ В. Путин сформулировал основную за­дачу школы, заключающуюся в воспитании гражданина и патриота — носителя ценностей гражданского обще­ства, осознающего свою сопричастность к судьбам Ро­дины, и нацелил воспитательный процесс на формиро­вание у молодежи социально значимых качеств, которые она сможет проявить в созидательном труде на благо Ро­дины. Для выполнения этой задачи — в создании системы работы по формированию ориентиров для культурной самоидентификации школьников во внеурочное время немаловажную роль играет городская инновационная площадка «Возрождение».

   В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоя­тельно требуют от человека качеств, позволяющих твор­чески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен ак­тивизировать свой творческий потенциал.

   На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информаци­онный характер. В настоящее время происходит перео­риентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности.

   Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным ме­тодом является  внеурочная  дея­тельность.

   Система работы ГИП «Возрождение» проверена уже несколькими годами плодотворного сотрудничества преподавателей  русского языка и литературы всех школ города, преподавателей музыки, школьных библиотекарей, педагогов дополнительного образования центра «Полярис», воскресной школы, ГЦК, ГЦБ, собор.

Система работы:

2007 год – переименование инновационной площадки на базе Лицея имени В.Г.Сизова из городского молодёжного движения «Память» в ГИП «Возрождение»;

2008 год – праздник славянской письменности и культуры «Мы – славяне» ( в рамках объявленного в России года Семьи и 70-летию образования Мурманской области). Приглашение писателей Мурманской писательской организации ( Дмитрий Коржов, Николай Васильев, Александр Даниловский, Иннокентий Терзян, Виктор Тимофеев). Встречи со школьниками;

 – ГИП на базе гимназии № 1 по теме «История семьи в истории комбината «Североникель»;

- поэтический праздник, посвящённый творчеству Владимира Смирнова «Я родился в день Веры, Надежды, Любви»;

-традиционные Сизовские чтения «Учитель! Перед именем твоим…», посвящённые В.Г.Сизову «Костёр души его могучей пылал»;

-Масловские чтения «Литературный диалог с поэтом Дмитрием Коржовым. И в мире мы не гости, и не безродны, если память есть» ( к 30-летию Мурманской писательской организации).

2009 год – Вечер памяти А.С.Грибоедова «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской» ( к 180-летию со дня гибели великого классика, поэта, дипломата);

-Масловские чтения «Партизанскими тропами». Литературная гостиная «Герои в кирзовых сапогах» и т.д.

На примере только одного учебного года можно проследить работу ГИП «Возрождение»: октябрь – Сизовские чтения, декабрь – Масловские чтения, май – Праздник славянской письменности и культуры, с 2014 года – 14 марта – Праздник Православной книги.

   Цели и задачи :

·        воспитание творческой личности:

   формы работы: музыкальный театр, фольклорные ассамблеи, изостудия, литературная гостиная, бальные танцы, хоровое пение;

·        стимулирование познавательного процесса ( практическая и личная значимость в достижении успеха; мобилизация волевых усилий);

·        актуализация знаний из других предметов – метапредметные УУД        ( литература + история + музыка + живопись + танцы);

·        выработка предметных и надпредметных умений и навыков ( речевых, коммуникативных, творческих, практических);

·        умение работать в коллективе ( групповая работа).

   Компетенции:

·        ценностно-смысловые (выбор ценностных ориентиров);

·        общекультурные (особенности национальной общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы личности; культурологические основы, семейные, социальные традиции, роль науки и религии в жизни человека);

·        учебно-познавательные (самостоятельная деятельность, целеполагание, анализ, рефлексия, креативные навыки продуктивной деятельности, приёмы действий в нестандартных ситуациях, умение отличать факты от домыслов);

·        информационные ( при помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию);

·        коммуникативные ( навыки работы в группе, знание иностранных языков, владение различными социальными ролями в коллективе);

·        социально-трудовые (выполнение роли гражданина, патриота, ведущего актёра, чтеца, певца, танцора, то есть  социально активной личности);

·        личностного самосовершенствования (физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие; эмоциональная самореализация и самоподдержка, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения, ОБЖ личности).

   Большую роль в деятельности ГИП «Возрождение» играют арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания посредством искусства: музыки, танца, живописи, театра. Искусство помогает осваивать жизнь. Актёр-ученик имеет больше степеней свободы, поэтому он учится импровизировать, выдумывать, выбирать, прогнозировать, «влезать в шкуру» другого человека.

   Происходит интенсивное развитие речи (темп, тембр, интонация), физики тела ( правильная осанка, координация движений, мимика, позы, жесты); психологии личности (эмоционально-волевое развитие).

   Арт-технологии формулируют разные элементы культур:

·        культуры общения;

·        речи;

·        пластики;

·        этики;

·        одежды;

·        отношений.

Происходит более полная самореализация личности: коррекция личного опыта и поведения, уникальная возможность выразить себя через другое «лицо».

   Православная педагогика давно стала использовать театр в воспитании и обучении детей (наглядное изображение Библейских сюжетов). На праздниках православной книги мы тоже часто используем эти приёмы и методы работы. Ученики учатся раскрепощаться, перевоплощаться, открываться, не бояться наделять своих героев собственными мыслями, чертами характера.

   Арт-технология значительно актуализирует резервные возможности личности. Смена ролей, функций, красок, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус скучных мероприятий, улучшает здоровье детей.   

   После таких, насыщенных эмоциями, мероприятий повышается настроение, придаёт размеренному течению жизни радостные, светлые тона. Учащимся предоставляется возможность удовлетворить жажду действий в соединении телесного и духовного развития. Арт-технология – это своего рода психотерапия, одна из важных составляющих здоровьесберегающей технологии.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x