Система работы по обучению плаванию дошкольников в бассейне ДОУ ☼
Автор: Давлетова Ирина Ивановна
Система работы по обучению плаванию дошкольников в бассейне ДОУ
В нашем дошкольном учреждении обучение плаванию осуществляется по программе Т. И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду»
Цель: Оздоровление, закаливание и укрепление детского организма.
Задачи: Формирование бережного отношения к своему здоровью Привитие привычки пользования водой. Воспитание навыков личной гигиены. Занятия плаванием в детском саду Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.
Задача детского сада – приобщать детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка. Работоспособность мышц у дошкольников не велика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
Основная форма работы. Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий один раз в неделю в первой половине дня. Группа делится на две подгруппы. Длительность в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, а также от периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.
2 младшая группа от 10-15 до 20 минут
средняя группа от 15-20 до 25-30 минут
старшая группа от 20-25 до 30 минут
подготовительная группа от 25 до 30 минут
Содержание работы. Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм в воде имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию.
Занятия проводятся систематически. Это очень важно, ведь обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность, как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр. Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к известным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.
Вторая младшая группа- Знакомство детей с водой, её свойствами (прозрачностью, вязкостью, плотностью) Учить детей держаться на поверхности воды погружаться в воду с головой. Средняя группа - скользить по воде, делать выдох в воду, открывать глаза в воде. Старшая группа - согласовывать движения рук, ног и дыхания при плавании на груди. Подготовительная группа - продолжать усвоение и совершенствование техники.
Игры в воде являются обязательной частью занятия , а также попытки плавать удобным для ребёнка способом. При обучении детей плаванию используются самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры - забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей занимающихся в бассейне. Плавательные доски помогают детям правильно держать своё тело на воде, правильно работать ногами. Надувные мячи используются для обучения лежанию на животе и на спине. А надувные круги необходимы для свободного плавания в конце занятия.
Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о том, что объем физических нагрузок и последующее их увеличение и усложнение под силу детям и помогают приобрести уверенность в свои силы и развивают плавательные навыки детей. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.