Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Система работы с дошкольниками по художественно эстетическому развитию» | Тикко Марина Петровна. Работа №234690

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тикко Марина Петровна
 

Программа тематического контроля.

 

«Система  работы с дошкольниками по художественно эстетическому развитию»

 

Тематический контроль, направленный на  изучение   работы с дошкольниками    по  организации   художественно - эстетического  развития  детей в соответствии с ФГОС.

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 г. Облучье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа тематического контроля.

«Система работы с дошкольниками по художественно эстетическому развитию »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Старший воспитатель

Тикко Марина Петровна

 

 

 

 

Октябрь 2019г.

 

Программа тематического контроля.

«Система работы с дошкольниками по художественно эстетическому развитию »

 

Сроки проведения контроля: 01.10.2019г. по 16.10.2019г.

 

Объекты контроля: все группы.

 

Тематический контроль, направленный на изучение работы с дошкольниками по организации художественно - эстетического развития детей в соответствии с ФГОС.

 

Анализ эффективности выбора педагогами методов и приёмов руководства деятельностью дошкольников нод направленных на развитие изобразительных умений, навыков творческих способностей.

 

Анализ перспективного - и календарного планирования, которое предусматривает различные формы организации деятельности по развитию творческих способностей детей (игры, НОД, упражнения), основанные на учёте индивидуальных способностей, интересов дошкольников.

 

Анализ создания в группах, помещениях необходимой развивающей предметно - пространственной среды художественно - эстетического развития.

 

Анализ применяемых методик и технологий возрасту детей, требованиям ФГОС ДО.

 

Организация работы с родителями, социумом по художественно- эстетическому развитию воспитанников, консультации по изо деятельности ребенка в домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

Согласно ФГОС ДО, одним из пяти направлений развития детей является художественно эстетическое развитие. Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности дошкольников в разнообразных видах деятельности является основой для всестороннего развития ребёнка.

В методическом кабинете и группах создана разнообразная развивающая среда по художественно эстетическому развитию. Размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, предметами народных промыслов, архитектурой. Имеются репродукции картин художников: (И. Шишкина, И. Левитана, В. Серова, И. Грабаря). Иллюстрации, предметы быта: Дымковские, Филимоновские, Богородские, Гжельские, Хохлома и т.д. Видео материалы (Оружейная палата, Сердце России, сокровища алмазного фонда). Картинный материал село Пушкино. Подборка видеоматериал по временам года, голоса птиц.

Во всех группах есть разнообразный материал для проведения НОД по изодеятельности (краски, гуашь, мелки, пластилин, простые и цветные карандаши), также имеется необходимая оснащенность для занятий по изодеятельности (дощечки, салфетки, непроливайки, кисти разной толщины и жесткости, ножницы, штампы и т.д.).

В «Центре искусства» в групповых комнатах подобраны дидактические и развивающие игры с силуэтными моделированиями, разнообразные трафареты для рисования и лепки, наборы картин с элементами народных росписей, методическая литература по изодеятельности.

В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный материал (пластилин, краски, карандаши, мелки, гуашь и т.д.) и нетрадиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики, шишки, крупа, скорлупа, и т.д. Доступен детям различный иллюстрированный материал по темам: «Гжель», «Дымка», «Хохлома» и т.д.

Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создание творческой активности изготовлены плоскостные куклы: - Карандаш, Незнайка, Буратино и другие сказочные герои, также педагоги используют разнообразные игрушки для сюрпризного момента в соответствии с темой НОД.

Музыкальный зал оснащен: шкафом для хранения музыкальных пособий, детских костюмов, имеются портреты композиторов, детские музыкальные инструменты (в том числе народные инструменты). Имеется аудиотехника (проектор, ноутбук, акустическая система).

Работа по художественно-эстетическому развитию в ДОУ осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение. Проверка показала, что в МКДОУ во всех возрастных группах вопросам качественной организации художественно-эстетического развития детей уделяется постоянное внимание, используются разнообразные технологии по развитию эстетического восприятия, творческих интересов. На занятиях по изобразительной деятельности используется бумага для рисования разной фактуры, формы, цвета, величины. Педагоги используют новые, нетрадиционные изобразительные техники: рисование пальчиком, губкой, на мятом листе бумаги, рисование свечой, рисование с использованием природных материалов (веточки, листочки, песком, солью), рисование «печать», «по сырому», «коллаж», «монотипия». Эффективно воспитателями всех возрастных групп используются приемные комнаты, в них размещаются выставки рисунков детей, поделки.

При посещении нод проанализирована непосредственно образовательная деятельность педагогов. При посещении выявлено, что педагоги предварительно готовят наглядный материал. Во всех возрастных группах НОД соответствовал теме недели. Длительность непосредственно образовательной деятельности соответствует требованиям СанПиН. При организации непосредственно образовательной деятельности осуществляли интеграцию с другими областями, такими как: (Познавательное, Музыка, Физическое, Речевое развитие»).

НОД по художественно эстетическому развитию в первых младших группах «А», «Б» позволило сделать вывод, что малыши принимают игровую задачу, действуют в соответствии с указаниями педагога, проявляя интерес к деятельности. Создание педагогами непринужденной доброжелательной обстановки, использование игрового сюжета, присутствие игрового персонажа, способствовало решению программных задач.

В первой младшей группе Бойко Т.Ф. была просмотрена непосредственная образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию (рисование), с помощью потешки: огуречик, огуречик педагог рассказала, что будут закрашивать штамп губка трафарет огурчика. Татьяна Файзулловна приобщала детей к изобразительному искусству, учитывая индивидуальные особенности детей, их желания. Обращала внимание детей на то, что краски оставляет след на бумаге. Учила детей с помощью губки заполнять трафарет. Во время рисования формировала у детей навыки правильного держания штампа, название цвета (зеленый). Больше половины детей с заданием справились.

Малыши 1 младшей группы (Псищева Т.А), продемонстрировали нетрадиционный приём лепки «Прянички». При проведении НОД педагог старалась вызвать интерес к созданию объёмных и силуэтных картинок из теста. Показала способы получения изображений с помощью формочек для выпечки, дети обводили пальчиком силуэты, развивая мелкую моторику. При исследовании теста, развивала тактильные ощущения. С помощью скалки, дети раскатывали тесто, у кого не получалось Татьяна Александровна помогала, так как у детей еще слабые руки, затем формочками вырезали прянички. Татьяна Александрова проводила индивидуальную работу с детьми, помогала прижимать формочки к тесту. С заданием меньше половины детей справились.

При проведении нод педагоги 1 младшей «А», «Б», использовали интеграции: речевое развитие (стихотворение), Физическое развитие пальчиковая игра, физминутка. Время проведения нод соответствовало Сан Пину.

Во второй младшей группе «А», Кочекова И.В. Просмотр НОД по художественно эстетическому развитию (рисование).Тема: «Совочек, лопатка, ведерко». Педагог провел установку на НОД, загадывание загадки, сюрпризный момент (Машенька). Педагог эмоционально настроил детей на сохранения интереса на протяжении всей деятельности. Ирина Васильевна, осуществляла показ рисования, закрашивания. У детей есть знания об орудии труда, для чего предназначены те или иные орудия труда. При беседе побуждала детей говорить предложениями. Особое внимание Ирина Васильевна уделяла правильному держанию кисти, набирание краски, отжимать лишнюю краску о край стаканчика, кисть промокнуть после промывания. С заданием все дети справились. Интонацией голоса создала в группе доброжелательную атмосферу.

Вторая младшая группа «Б» Афанасьева М.В. художественно – эстетическое развитие (аппликация). «Мы милашки, куклы – неваляшки». С помощью приветствия, сюрпризного момента (Неваляшка), педагог настроил детей на аппликацию. При беседе, для пополнения словарного запаса, педагог предлагала говорить хором, затем индивидуально. У детей частично есть знания о геометрических фигурах (круг): форма, цвет, величина. Марина Владимировна показала технику наклеивания готовых геометрических форм. Педагог предложила детям сделать подружек для гостьи – неваляшки. Дети выкладывали готовые формы, чередуя большой, поменьше, маленький круг. Затем намазывали и наклеивали. В конце нод, для закрепления, были заданы вопросы, из каких геометрических фигур, делали неваляшек. Педагог наблюдала за работой детей, оказывая помощь при необходимости, напоминала как правильно намазывать, наклеить пользоваться салфеткой.

Средняя группа «А» Круглова Г.И., нод по художественно – эстетическому развитию (рисование)ема: «Пламя». С помощью художественного слова, сюрпризного момента Незнайка, педагог ввела в тему рисования. У детей есть знания о пожарной безопасности, о правилах поведения при пожаре. Играя в дидактическую игру, дети закрепляли знания об опасных предметах. С помощью зажжённой свечи, определили оттенки пламя. Галина Ивановна показала и рассказала последовательность рисования пламя. При выполнении работы детьми, педагог обращала внимание детей на то, как правильно держать кисть, при смене краски нужно хорошо промывать кисть водой, осушать, прикладывая её ворсом к салфетке. У детей есть навык рисования красками. В конце нод педагог предложила детям самостоятельно оценить свои работы. С заданием все ребята справились.

Средняя группа«Б» Савченко Н.Б.. Просмотр НОД по художественно эстетическому развитию (лепка). Тема: «Мальчик с мячом». С помощью художественного слова (загадка), педагог подвела к теме лепки мальчика с мячом. Педагог продолжала знакомить детей с пластилином и его свойствами, учила детей лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали дорабатывать пальцами. С помощью обследования мяча, закрепляли форму, цвет, величину. Наталья Борисовна, показала образец лепки мальчика, из цилиндра (туловище), круг (голова)текой разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получилось две ноги, затем прикрепляем из пластилина руки, мяч. Во время самостоятельной деятельности, воспитатель дает детям советы, оказывает детям помощь.

Рекомендации: продумывать организационные моменты, ход нод. В речи использовать термины художественно эстетического развития: цилиндр, скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания. Обращать внимание на собственную речь.

Средняя группа «В» Дрокина Е.Г. провела нод по художественно – эстетическому развитию (Лепка) теме: «Уточка». Сюрпризным моментом было письмо от бабушки Варвары, которая просила помощи у детей. При проведении нод педагог расширила знания детей о домашних птицах, при словесной игре доскажи словечко, дети договаривали слова по смыслу. Структуру совместной деятельности выстроила так, чтобы постоянно активизировать внимание детей, это наглядность: (слайды с изображением утят). Рассматривая игрушку утку, определяли: величину туловища и головы. При показе лепки уточки, Елена Григорьевна заострила внимание детей, как правильно лепить головку и клюв уточки (клюв оттянуть и слегка расплющить. Во время лепки педагог продолжала учить детей использовать приёмы лепки: расплющивание, оттягивание, сглаживание. При затруднениях выполнения работ детьми, давала инструкцию, показ выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. С заданием все дети справились, задания, запланированные с детьми, были проведены.

Старшая группа «Б» Федющина Г.В. Просмотрена непосредственно образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию (рисование) «Осьминог». У детей сформированы навыки учебной деятельности. В ходе занятия использовались наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, практических навыков и умений и их совершенствование на занятии. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Галина Владимировна, дала детям энциклопедические знания о морских обитателях. Во время рисования дети обводили ладошку, затем контур ладошки превращали в осьминога, дорисовывали детали (глаза, рот). У всех детей рисунки получились разные, каждый по - своему дорисовал морских жителей. При заполнении рисунка, педагог развивала цветовое восприятие. С заданием все ребята справились.

Рекомендации: во время рисования, проводить индивидуальную работу с детьми.

Старшая – логопедическая группа Тюкавкина Е.П. нод по художественно эстетическому развитию (рисование). Тема: «Заполним холодильник полезными продуктами». Елена Павловна использовала сюжетный момент для переключения детей от игры к занятию. Дети участвовали в общей беседе о продуктах питания, при ответах на поставленные вопросы, дети старались отвечать предложениями. С помощью игры, закрепили знания о полезных и вредных продуктах питания. Педагог активизировала словарь детей за счёт слов название овощей, молочных продуктов, упражняла в согласовании существительных, прилагательных. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В процессе рассказа и объяснения Елена Павловна, использовала наглядный материал. Напомнила, что простым карандашом делаем набросок, затем закрашиваем. У детей есть навыки рисования: круглых, овальных, прямоугольных форм. Дети первой подгруппы с заданием справились. У детей второй подгруппы, были сложности в рисовании: круглых, овальных форм, 50% детей не знают цвет.

В конце нод Елена Павловна дала оценку детским работам, отметив положительное в каждом рисунке.

Подготовительная к школе группа «А» Димова О.В. Просмотрена непосредственно образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию (рисование), тема: «С огнём дружить нельзя». В первой части нод, была проведена беседа о пожарной безопасности. У детей хорошие знания по данной теме, знают правила действия при пожаре, как правильно вызвать пожарных. При чтении рассказа «О неизвестном герои», дети дали характеристику пожарным. С помощью дидактической игры, дети вызвали пожарную команду (назвав адрес, и что горит). Дети отвечали на вопросы воспитателя полным предложением. Во второй части нод, педагог показала рисования дыма нетрадиционным способом. Перед рисованием детьми, была проведена физминутка для развития мелкой моторики рук. В рисунке сочеталась разная техника выполнения аппликация (дом), рисование краской (дым), пожарная машина (восковыми мелками). При рисовании Оксана Викторовна, напоминала технику рисования дыма. В конце нод, была дана объективная оценка рисункам детьми.

Рекомендации: набросок делать простым карандашом, при рисовании восковые мелки использовать целые.

Подготовительная к школе группа «Б» Никанова О.В. Просмотрена непосредственно образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию (рисование). ) «Осень» (монотипия пейзажная по мокрому). Педагог использовала следующие методы и приёмы: словесный (беседа о осени, художественное слово), наглядный (пейзажные и сюжетные картины), игровой (динамическая пауза). В начале занятия с помощью загадок о временах года, педагог ввела детей в тему рисования. Слушая стихотворения, дети находили иллюстрации к которым подходит стихотворение. Дети рассказали, какими красками художники писали осеннюю природу. Педагог напомнила о способе рисования (монотипия). У детей имеются навыки рисования по мокрому, кистью. При передаче сюжета, изображения располагалось на всём листе. Дети сумели передать соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева. При рисовании воспитатель обращала внимание на правильность держания кисти. Закреплялось умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета, несколько детей использовали палитру для получения нового цвета. С заданием дети справились. В конце нод, дети совместно с Ольгой Викторовной рассмотрели рисунки, определили, кто более точно сумел передать в своем рисунке осенний пейзаж.

Подготовительная – логопедическая группа Сергеева Л.М. провела НОД по художественно – эстетическому развитию (рисованию) Тема: «Лебедь». Организационный момент и псих гимнастика, способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создала заинтересованность предстоящей деятельности. Людмила Михайловна с помощью загадок, беседы ввела детей в тему занятия. При беседе, педагог добивалась, чтобы дети правильно произносили слова, окончания, отвечать предложениями на поставленные вопросы. Закрепили знания детей о перелётных птицах. С помощью веера, педагог показала, как летают птицы. Людмила Михайловна поэтапно показала рисования лебедя, сопровождая рассказом. При рисовании лебедя детьми, педагог напоминала, с чего начинаем рисовать лебедя (с туловища), простым карандашом, не нажимая на него сильно, затем изогнутую шею, и т.д. затем дорисовывали дополнительные элементы, тоненькой кисточкой глаза, клюв. Педагог напомнила о внесении в работу дополнительные элементы (камыши, солнце, облака). Людмила Михайловна при проведении нод, использовала опытно - исследовательскую деятельность, физминутки, словесные игры. При подведении итогов, Людмила Михайловна, охарактеризовала каждую работу детей.

Анализ просмотров позволяет сделать вывод: Изложение, материала логичное, от простого к сложному, используются разнообразные методы и приёмы закрепления пройденного материала. Педагоги использовали следующие методы и приёмы: игровые ситуации, художественное слово, наглядные пособия, показ способа действий (поэтапный показ рисования, лепки). Инструктаж перед выполнением задания давали четко, кратко, содержательно. В заключительной части занятия подводился итог и давалась оценка результатам деятельности детей. Для активизации анализа детских работ были использованы педагогами вопросы: что получилось?, что не получилось?, какие были трудности и т.д.

Практически все дети  проявляют интерес  к изобразительной деятельности. Наблюдается высокая активность и увлеченность на занятиях по рисованию и лепке у детей всех возрастных групп. Основная масса детей  выполняют работу в соответствии с заданием, но не у всех детей еще наблюдается устойчивость при выполнении замысла. Многие дети проявляют самостоятельность в выборе изобразительных материалов и технических приемов изображения. В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые  навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом  плане). Воспитатели поощряют инициативных и творческих детей.
Все педагоги при проведении НОД, проводили согласно Сан. Пину.

Особенно хочется отметить педагогов 2 младшей группы «Б», Подготовительной к школе группах «А», «Б», где педагоги действительно используют нетрадиционные формы рисования, 1 младшая группа «Б» Псищева Т.А. нетрадиционная техника лепки (тесто). Остальные педагоги показали традиционную технику рисования, лепки.

Рекомендации: педагогам продолжать пополнять и совершенствовать ППРС (предметно пространственную развивающую среду) по изодеятельности в соответствии ФГОС ДО и потребностями детей.

Планы воспитательно - образовательной деятельности.

Проверка показала, что все воспитатели имеют перспективное и календарное планирование работы по организации художественно – эстетическом развитии. НОД планируется по художественно эстетическому развитию согласно теме недели. Все формы работы по художественно – эстетическому развитию детей планируются в различных видах деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями.

Во всех группах ДОУ планируется индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения в овладении изобразительными умениями.

Недостатки: не планируется индивидуальная работа по лепке, аппликации.

Взаимодействия с родителями

Взаимодействуя с родителями по проблеме  художественно - эстетическое развитие   детей, педагоги уделяют  внимания.   Организуют выставки рисунков, поделок. Оформлена наглядная информация по данной теме:

 

1

Кутузова З.И.

«Роль рисования в развитии мелкой моторики»

2

Никанова О.В.

«Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий»

3

Сергеева Л.М.

«Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий»

«Учите детей изображать».

4

Афанасьева М.В.

«Как способствовать возникновению у детей интереса к рисованию»

5

Тюкавкина Е.П.

«Как развивать творческую способность дошкольников»

6

Кочекова И.В.

«Для чего нужно лепить из пластилина».

«Чем полезно рисование для детей».

«Что рисует ваш ребенок»

7

Алексеева О.А.

«Нетрадиционная техника рисования в 1 младшей группе».

«Как научить детей узнавать цвета»

8

Дрокина Е.Г.

«Учите ребёнка рисовать»

«Зачем детям рисовать».

«Влияние лепки на развитие ребенка».

9

Псищева Т.А.

«Советы в организации творческой работы детей дома»

«Малыш начинает рисовать»

10

Круглова Г.И.

«Так ли важно рисование в жизни ребёнка».

Нет консультаций для родителей: 1 младшая «А» Бойко Т.Ф., средняя группа «Б» Савченко Н.Б., подготовительная к школе группа «А» Димова О.В, старшая «Б» Федющина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×