Статья Система работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по биологии. Автор: Опре Людмила Дмитриевна

Автор: Опре Людмила Дмитриевна
Актуальность проблемы обучения одаренных детей в современной школе отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. Приоритетной задачей государства и общества становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей.Большую роль в  работе с одаренными детьми  играют олимпиадыЦель олимпиады – выявление  одаренных детей  и создание   условий для развития и реализации  их потенциальных интеллектуальных способностей при подготовке к олимпиаде по биологии.

 

          В системе подготовки учащихся к предметным олимпиадам можно выделить два подхода: - поддержание постоянного интереса к предмету путем разнообразия форм и способов  деятельности, получение знаний, выходящих за рамки школьных учебников и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития обучающегося с учетом его способностей.


Автор: Опре Людмила Дмитриевна
Из опыта работы учителя биологии Опре Л.Д.
ЛГМАОУ СОШ №1 г. Лангепаса, ХМАО-ЮГРА
Система работы с одаренными детьми
при подготовке к олимпиаде по биологии
Аннотация
Актуальность проблемы обучения одаренных детей в современной школе отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. Приоритетной задачей государства и общества становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. Понятие одаренные дети появилось в 1996 году в связи с выходом в свет президентской программы Дети России. Она гласит: Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Большую роль в работе с одаренными детьми играют олимпиады.
Цель олимпиады – выявление одаренных детей и создание условий для развития и реализации их потенциальных интеллектуальных способностей при подготовке к олимпиаде по биологии.
В системе подготовки учащихся к предметным олимпиадам можно выделить два подхода:- поддержание постоянного интереса к предмету путем разнообразия форм и способов деятельности, получение знаний, выходящих за рамки школьных учебников и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
- индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития обучающегося с учетом его способностей. При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к олимпиаде.
Ожидаемый результат при работе с одаренными детьми: рост числа победителей и призеров олимпиад по биологии разного уровня.
Содержание
1.Введение………………………………………….……….….с. 3
2.Цель и задачи ……………………………………....…..…….с.3
3.Новизна опыта ………………………………….…….…….. с.3
4.Одаренные дети …………………………………….……….с.4
5.Этапы работы с одаренными детьми …………….…………с.5
6.Методика подготовки к теоретическому туру ….……....….с.6
7.Методика подготовки к практическому туру…….…………с.8
8.Условия подготовки обучающихся к олимпиаде….……… с.9
9.Психологические особенности одаренных детей…….…….с.10
10.Приложение 1…………………………………….………… с.12
11.Приложение 2………………………………….…………….с.15
12.Приложение 3 ……………………………………..……… ..с. 17
13. Приложение 4 …………………………………….……… с.25
14.Приложение 5 ……………………………………....……… с.40
Система работы с одаренными детьми при подготовке
к олимпиаде по биологии
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему
открыть это в себе.
Галилео.
Одним из направлений развития общего образования, предлагаемых в национальной образовательной инициативе Наша новая школа, является создание системы поиска и поддержки одаренных детей. Олимпиады – это одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.
Именно олимпиады способствуют раскрытию и развитию способностей учащихся и появляются возможности для их самореализации. Цель: Выявление одаренных детей и создание условий для развития и реализации их потенциальных интеллектуальных способностей при подготовке к олимпиаде по биологии.
Для осуществления поставленной цели я определила следующие Задачи:
-Выявить способных детей, интересующихся биологий.
- Создать условия и образовательную среду для максимальной реализации способностей одаренных детей.
-Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
-Развивать интеллектуальные способности, способствующие достижению высоких результатов.
Новизна опыта заключается в том, что необходимо скоординировать свою работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности.
Понятие одаренные дети появилось в 1996 году в связи с выходом в свет президентской программы Дети России, включающей раздел Одаренные дети. Тогда же была разработана концепция одаренности, в которой дается характеристика одаренных детей. Они имеют высокий уровень интеллектуальных способностей, по сравнению с большинством, более глубокую восприимчивость к учению, обладают познавательной активностью, испытывают радость от умственного труда, для них характерна глубина и нетрадиционность мышления, любознательность и сообразительность.
Одаренные дети –это обучающиеся, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпами усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно одновременно.
Одна из интересующих педагогов тем – это подготовка к предметным олимпиадам. Существующая методическая литература недостаточно внимания уделяет этой важной форме школьного образования. Когда учитель приступает к подготовке учеников к олимпиаде, всегда встает вопрос – с чего начать? Как зажечь огонёк в глазах ученика, без которого нельзя достичь успеха.
Причем, система подготовки обучающихся к олимпиаде должна работать не только на реальный результат, но и на то, чтобы разбудить и заинтересовать ученика. Главное помнить – победителей олимпиад не нужно искать, их нужно взращивать.
Каждый учебный год свою работу по подготовке к олимпиаде с обучающимися я начинаю с планирования - (приложение 1)
Для полноценной организации подготовки обучающихся к олимпиаде по биологии необходимо начинать с выявления наиболее способных, любознательных и заинтересованных школьников. Разглядеть среди множества учеников именно тех, кто по настоящему увлечён биологией, кто обладает сильным характером, и кто готов тратить большое количество времени на достижение поставленных целей. Я называю этот этап подготовительным.
На этом этапе ученикам предлагается принять участие в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Именно школьная олимпиада помогает сделать предварительный отбор учащихся.
Затем формирую группу для подготовки к муниципальному этапу. И начинается основной этап работы по подготовке обучающихся к олимпиаде по биологии.
Первые занятия начинаю с повторения общих теоретических вопросов, техники работы с микроскопом, проводятся простейшие наблюдения, например Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи, Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука, Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой нормы реакции и т. д.
Затем организую повторение теоретических основ ботаники, зоологии, анатомии, общей биологии (см. приложение 1).
Важные вопросы отрабатываются при выполнении практических заданий, например укажите, производными каких зачаточных эмбриональных листков у позвоночных животных являются: а)мышечные клетки; б)кровеносные сосуды; в)пищеварительные железы; г) клетки эпителия; д)нервные волокна; е)головной мозг; ж) мочевой пузырь?
Следующим этапом является подбор дополнительной литературы для обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и выстраивается индивидуальная образовательная траектория, учитывая разный возраст и разный уровень подготовки обучающихся. Продолжительность занятий для отдельных учеников разная.
Для дальнейшей подготовки обучающихся я использую следующие методики:
Методика подготовки к теоретическому туру
Мобильность мышления, инициативность деятельности, умение получать необходимые данные из разных источников, быстро воспринимать и применять эту информацию – это, конечно же, необходимые качества и компетенции, которыми должен обладать олимпиец. Главная цель занятий не выдать и запомнить как можно больше информации, а научиться думать, анализировать и систематизировать поток информации у себя в голове. Девиз этого этапа можно выразить словами: Мало знать, лишь умение делает нас могущественными. Поэтому повторение организую по курсам, чередуя совместные коллективные занятия в школе с индивидуальной подготовкой дома, например, курс Ботаника: низшие растения, грибы, лишайники, высшие растения, физиология растений. При таком подходе ученик видит систему и осознает, что все разделы последовательны и дополняют друг друга и сразу же высвечиваются проблемные области. Подобным образом повторяем курс Зоологии и т.д. это ключевой момент. При этом я использую такие формы работы как:
Лекции, которые отличаются от школьной лекции сложностью материала, обилием специальной терминологии, поэтому при подготовке к лекции используются разные источники. Большую помощь оказывает журнал Биология Издательский дом 1 сентября, где очень много современного научного материала. Кроме того обязательно использую энциклопедический, справочный материал, информацию учебных дисков, видеофрагменты и.т.д.
Работа со специальной биологической терминологией. Большинство терминов латинского или греческого происхождения, поэтому большое количество времени уделяется на словообразования.
-дайте определения следующим терминам….,
- назовите термин по определению…,
- исправьте ошибки в тексте…..,
-выберите правильный ответ и объясните, почему остальные ответы являются неверными…,
-предложите эксперимент, доказывающий ….,
-найдите в тексте незнакомые термины и попробуйте дать им определения, исходя из смысла текста…,
-составьте схему классификации растений или животных, используя термины из следующего списка…. и т.д.
Много времени уделяю выполнению и обсуждению тестовых заданий и теоретических вопросов (приложение 2)
Очень помогают занятия внеурочной деятельности при подготовке к олимпиаде, например 9 класс Биофизика человека. Основным содержанием курса является физиология человека, т.е. процессы происходящие в нашем организме с точки зрения физических закономерностей (приложение 3)
Использую занятия элективного курса Молекулярная биология (10 класс) при подготовке к олимпиаде. Он направлен на расширение и углубление содержания разделов Основы цитологии и Основы генетики. На занятиях учащиеся узнают об использовании новейших методах молекулярной биологии, позволяющих увидеть особенности процессов, протекающих в клетках, ознакомить с молекулярно-биологическими исследованиями в области изучения материальных основ наследственности, природы генов и механизмов передачи наследственных признаков, достижениями в области проекта Геном человека. Данный курс способствует удовлетворению познавательных интересов обучающихся, создаются условия для умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности (приложение 4).
Участие в заочных олимпиадах - это неотъемлемая часть подготовки к работе в очных.
Заключительным этапом подготовки является разбор олимпиадных заданий всех типов (приложение 5).
2. Методика подготовки к практическому туру заключается в следующем:
Требования к практическому туру ежегодно возрастают. Участник должен знать, уметь и применять:
1. Устройство школьного и цифрового микроскопов и уметь работать с ними. 2.Пользоваться лабораторным оборудованием, готовить микропрепараты и работать с уже готовыми.
3.Уметь выполнять лабораторную работу по предлагаемой инструкции, делать выводы и анализировать результаты, прогнозировать, моделировать.
4.Иметь навык работы по определению живых объектов с помощью определительных таблиц (сравнение рисунков) и определительных карточек (выбор тезы).
5.Уметь схематически изображать цветковое растение, называть его составные части составлять диаграмму цветка, иметь представление о различных видоизменениях частей растения (корнеплоды и др.)
6.Знать ботанические названия растений и их частей, которые человек использует в пищу (крупы, плоды и др.);
7.Уметь распределять объекты на группы по крупным таксонометрическим единицам (отдел, класс), т. е. составлять классификацию;
8. Уметь схематически изображать позвоночное животное, называть его составные части, иметь представление о видоизменении этих частей. Распознавать кости скелета и шкурки животных.
9.Уметь доказывать наличие органических веществ (жиров, белков, углеводов) в растительных объектах;
10. Уметь по внешнему облику определять среду обитания растения или животного;
11.Уметь анализировать видеофрагменты о жизни животного или растения в зависимости от условий обитания.
12. Определять среды жизнедеятельности и повреждения, сделанные животными.
13. Различать по рисункам, таблицам, влажным препаратам, моделям внутренние органы растений, животных, человека;
14. Распознавать процессы и явления в живой природе;
15.Решать задачи тематические, генетические, цитогенетические, экологические. Обязательными при подготовке к олимпиаде являются коллективные занятия в группе, т.к. при этом возможен само- и взаимоконтроль, обмен мнениями, точками зрения, выстраивание общих гипотез и их проверка. Возможен и краткий разбор интересных большинству теоретических вопросов. Общение детей разных возрастов является прекрасным стимулом к изучению надпрограммного материала. Необходимым условием подготовки учащихся к предметным олимпиадам является наличие учебной информации, расширяющей и углубляющей знания по предмету. Поэтому каждый обучающийся начинает индивидуальную работу с чтения различных книг по предмету: хрестоматий, словарей, энциклопедий, справочников. В настоящее время, наряду с книгами все большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет. Поэтому я рекомендую детям определенные сайты.
Хочется обратить внимание на важную психологическую проблему, с которой сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми. Непреклонная истина - талантливые дети всегда ждут чего-то нового, и если их информационный голод останется неутолённым, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения отличается от системы обучения других детей и это можно выразить словами: Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Важно учитывать особенности психического развития подростка. Дети чувствительны к внешней оценке, причём подсознательно хотят услышать о себе, только лестные отзывы и здесь следует развивать психологию лидера очень осторожно, чтобы не возникли симптомы звездной болезни. Очень поучительны в этом случае афоризмы П. Самосского (VI век до н.э.):
-Отклоняйся от дорог исхоженных, используй нехоженые пути.
-Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.
-Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца.
-Как ни коротки слова да и нет, всё же они требуют самого
серьезного размышления.
-Просыпаясь утром, спроси себя: Что я должен сделать?.
-Вечером, прежде чем заснуть: Что я сделал?.
Таким образом, олимпиады являются важным направлением работы с одаренными детьми. Для меня главной задачей при этом процессе является содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту личности, создание условий для самореализации учащихся. Работа с одаренными детьми доставляет мне огромное удовольствие, потому что, во-первых, я вижу отдачу, результаты своего труда,
во- вторых, вижу личностный рост учащихся, в-третьих, с ними просто приятно общаться как с интересными детьми, можно свободно обмениваться точками зрения, подискутировать, у них можно чему-то поучиться.
Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу-
Не худшая все - таки учесть:
Мне кажется, я их чему – то учу,
А это они меня учат.
Приложение 1
План работы по подготовке к городской олимпиаде по биологии
Учитель:
Название темы
Дата
Самоподготовка
Ботаника
1.Основные отделы растений
Органы растений. (Вводная лекция с выделением основных понятий)
5-10.09
Учебник,
Книга для чтения по ботанике,
Хрестоматия по ботанике,
Учебные диски,
Видеоуроки.
2.Царство бактерий, грибов, лишайников. (Демонстрация учебного диска с комментированием) Работа с сайтом Д. Гущина
5-10.09
Работа с презентациями, таблицами, гербариями, биологическими понятиями.
Просмотр учебных дисков.
3.Выполнение и обсуждение теста
10-15.09
Повторение материала в учебнике.
4. Выполнение практических заданий
по ботанике.
5.Просмотр уч. диска. Разбор олимпиадных заданий.
10-15.09
Выполнение
тестов
Зоология
1.Одноклеточные животные. ( Лекция с демонстрацией видеокассеты и рассматриванием простейших под микроскопом ).
15-20.09
Учебник зоологии
Книга для
2.Беспозвоночные животные
( сообщение учащегося с демонстрацией видео)
15-20.09
чтения
3.Членистоногие животные (лекция с выделением важных особенностей по презентации)
20-25.09
по зоологии,
4.Тип хордовые (Лекция с демонстрацией видеокассеты, электронных презентаций, схем, учебных таблиц).
25-30.09
хрестоматия по зоологии
5.Тип хордовые. Выполнение практических заданий.
Разбор олимпиадных заданий. Работа с сайтом Д. Гущина
1-5.10
Выполнение
Теста
Работа с презентациями.
Анатомия
1.ОДС человека (Лекция с демонстрацией видеокассеты и использованием скелета)
5-10.10
Учебник,
Книга
2.Кровь и кровообращение (Демонстрация учебного диска с комментированием)
10-15.10
Для
3.Дыхание и пищеварение (лекция с демонстрацией учебных рельефных таблиц, моделей) видеоуроки.
15-20.10
чтения
4.Выделение, О.В. Кожа. (Лекция с демонстрацией видеокассеты, учебных таблиц и электронных презентаций).
20-25.10
по анатомии, работа с учебным диском (Кирилла Мифодия)
5. Нервная система. Выполнение практических заданий. Видеозанятие.
Разбор олимпиадных заданий. Работа с сайтом Д. Гущина
25-31 октября
Выполнение
Теста. Работа с готовыми презентациями.
Общая биология
1.Основы цитологии
(2 лекции с демонстрацией учебного диска и электронных презентаций )
1-10 ноября
Энциклопедия для детей. Биология.
2.Основы генетики
(Повторение основных генетических понятий, законов, правил). Решение задач. Работа с сайтом Д. Гущина.
10-20 ноября
Решение задач повышенного уровня.
3.Основы экологии.
Тема полностью выносится на самостоятельную подготовку. Работа с учебным диском. Просмотр видеоуроков.
20-25 ноября
Справочник по экологии.
Решение экологических задач.
4.Основы эволюционного учения
(3 лекции по основам теории)
Повторение биологических терминов. Работа с сайтом Д. Гущина
25-30 ноября
Чтение учебника
Выполнение тестов.
5.Выполнение олимпиадных тестов. Выполнение практических заданий.
Видеозанятие.
Повторение основных биологических понятий.
1-5 декабря
Выполнение
тестов.
Работа готовыми презентациями
Приложение 2
Обсуждаем вопросы:
1.Г.Мендель и И.Мичурин занимались гибридизацией растений. Почему у Мичурина не могло получиться того же результата, что и у Менделя?
2.Яйцеклетки животных во много раз больше сперматозоидов. А потомство большей частью похоже на обоих родителей. Чем это объяснить?
3.С помощью каких приборов, методов, технических приемов и использования данных наук, возможно глубоко проникнуть в тайны клетки?
Отвечаем на вопросы:
1.На какой стадии развития вредна моль? (Личинки).
2.От этой болезни в мире ежегодно умирают более 2-ух миллионов человек. Укус, какого животного является причиной этого заболевания? (Малярия, комар).
3.Древние люди, как вы знаете, охотились на мамонтов. Огромного мамонта съесть сразу нельзя, значит, мясо надо где-то хранить. Где, в течение нескольких месяцев, могло храниться мясо? (В ближайшем водоеме).
4.Что у человека прочнее свинца, меди и платины и может соперничать со сталью? (Волос, коса может выдержать груз до 20 кг.).
5.Что такое гесперидий? (Плод цитрусовых).
6.Какой ткани никогда не бывает в корнях растений? (Фотосинтезирующей).
7.Есть ли летающие звери? (Летучая мышь).
8.Есть ли безротые насекомые? (Поденка однодневка).
9.У коровы – отел, у кошки – окот, а у свиньи -? (Опорос).
10.Художники акварелисты предпочитают кисточки именно из меха этого хищника. (Колонок).
Выполняем тест:
1.Доминантный аллель – это:
а) пора одинаковых по проявлению генов б) один из двух аллельных генов
в)ген, подавляющих действие другого г) подавляемый ген.
2. Если признак не проявляется у гибридов первого поколения, то он называется:
а)альтернативным б) доминантным в)не полностью доминирующим
г)рецессивным.
3.Промежуточный характер наследования проявляется при:
а)сцепленном наследовании б)неполном доминировании
в)независимом наследовании г)полном доминировании.
4.Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:
а)генотип б)генофонд в)фенотип г)код ДНК.
Приложение 3
Рабочая программа внеурочной деятельности
по биологии для 9 класса Биофизика человека
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий Биофизика человека для обучающихся 9 классов составлена, на основе программы элективного курса Биофизика человека, автор Ноздрачева А.Н. в сборнике авторских программ учителей гимназии, составители Кучер Т.В., Шипарева Г.А.-М.: Перспектива,2007, с.125-130.
Программа рассчитана на 18 часов, т.е. 1 час в неделю, только во втором полугодии. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом. Структура курса включает 3 основных раздела: Живые системы-живые приборы, основные физические процессы в жизнедеятельности организма человека, воздействие на организм природных физических явлений. Программа реализуется на индивидуально-групповых занятиях для обучающихся, имеющих высокую мотивацию к учению и планирующих продолжить дальнейшее изучение предмета биология на профильном уровне.
Основным содержанием курса является физиология человека, т.е. процессы происходящие в нашем организме с точки зрения физических закономерностей. Эти занятия станут продолжением курса биологии 8 класса, причем в связи с особенностями подросткового периода у обучающихся проявляют интерес к строению и принципам работы своего собственного организма.
Значительное внимание в данном курсе уделяется развитию умений применять полученные из курсов математики и физике знания для решения конкретных задач, связанных с работой своего организма. В программу включены занятия по новейшим исследованиям физиологических процессов, методов диагностики.
Основными формами работы являются: лекции, семинары, практические работы, беседы.
Цели курса:
-развивать у учащихся представление о всеобщности законов природы, о применимости физических законов к функционированию живого организма;
-способствовать интеграции знаний , приобретенных в ходе изучения отдельных дисциплин естественнонаучного цикла, расширять кругозор.
-способствовать белее глубокому пониманию сути процессов в живом организме;
-формировать умение использовать знания о физических явлениях и законов для объяснения биологических процессов. Решения простейших биометрических задач; планировать и проводить исследования своего организма.
В завершении программы, обучающиеся должны знать, уметьи объяснять:
-Суть физиолого-физических процессов нашего организма: дыхания, кровообращения, выделения.
- Проводить опыты, описывать их и объяснять результаты.
-Проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
-Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни
В завершении курса каждый ученик должен получить зачет подготовив и защитив свою творческую работу на одну из предложенных тем:
1. Человек в экстремальных условиях.
2.Действие электрического тока на человека.
3.Тепловое излучение человека.
4.Биоритмы человека.
5.Вода в организме человека.
6.Опасны ли сотовые телефоны.
7.Глаз человека как оптический прибор.
Основное содержание
Тема 1.Системы (1час)
Понятие система. Биологические системы. Свойства систем. Управление системами. Физические модели различных видов систем.
Тема 2.Электрические процессы в живых системах (2часа)
История открытия животного электричества. Спор Гальвани и Вольта. Природа животного электричества. Возникновение нервного импульса. Нервное волокно. Нейронные цепи сети. Статистическое электричество в животных организмах. Использование в медицине электрических процессов.
Тема 3.Биофизика кровообращения. (2 часа)
Гемодинамика. Давление крови в сосудах и закон Бернулли. Работа сердца как насоса. Эффект Доплера и исследование кровотока.
Практические работы.
1. Измерение биопотенциалов человека
2.Определение артериального давления
3.Влияние различных факторов на А.Д человека
Тема 4. Физиология и физика дыхания. (2 часа)
Механизм работы легких человека и различных животных. Законы диффузии. Дыхание при погружении в воду. Процесс кипения и кессонова болезнь. Дыхание под водой у различных животных. Газовые законы и работа плавательного пузыря у рыб.
Тема 5. Осмос и работа выделительной системы (2часа)
Механизм осмоса. Осмотические явления в живых организмах. Работа выделительной системы. Осмос в растениях.
Тема 6. Энергетика и тепловой баланс живых организмов (2часа) Источники энергии в живых организмах. Процессы преобразования энергии.
Способы поддержания постоянной температуры тела. Тепловой баланс организма. Испарение как механизм теплообмена. Факторы влияющие на теплоотдачу. Принципы создания одежды для экстремальных природных условий.
Практические работы.
1. Расчет теплоотдачи в зависимости от условий
2. Расчет своего энергетического баланса.
Тема 7.Механизм опоры и движения.(2 часа)
Рычаги в живом организме. Сила мышц и размеры организма. Почему слоны не бывают больше кита. Биофизика мышечного сокращения.
Практические работы.
1.Создание модели различных суставов.
2.Расчет возможных пропорций организма.
Тема 8. Фотобиология (2 часа)
Природа света. Действие света на живой организм6 повреждающее, энергетическое, информационное. У.Ф. излучение как повреждающий фактор. Видимый свет как источние энергии. Спектр солнечного излучения. Биологические часы.
Практические работы.
1.Исследование биоритмов человека.
Тема 9 Живые приборы(2 часа)
Глаз уникальный оптический прибор. Оптическая система глаза. Фоторецепторы.
Звук и его восприятие. Устройство слухового анализатора. Органы слуха и равновесия.
Магнитное поле и живые организмы. Магнитные компасы.
Практические работы.
1. Исследование параметров зрения
2.Исследование параметров слуха.
Защита творческих работ – (1час)
Календарно-тематическое планирование
для классов
№\п
Название темы
Дата провед.
Форма провед.
Образоват.прод.
1.
Системы (1ч.)
1.1.
Понятие система. Биологические системы и ихсвойства. Физические виды систем.
Лекция с демонстр. уч. диска.
Записи в тетр.
2.
Электрические процессы в живых системах. (2ч.)
2.1.
История открытия животного электричества. Электрические органы.
Сообщение и объяснение
Записи в тетр.
2.2.
Использование электрических процессов в медицине. П.р. Измерение биопотенциалов человека.
Сообщение с выполнением П.р.
Записи в тетр.
3.
Биофизика кровообращения. (2ч.)
3.1.
Гемодинамика. Давление крови в сосудах. Работа сердца. П.р. Определение артериального давления.
С.р. по алгорит.
Ответы на вопросы
3.2.
П.р. Влияние различных факторов на А.Д. человека.
С. р. В мини группах по составлению схемы
схема
4.
Физиология и физика дыхания. (2ч.)
4.1.
Механизм работы легких человека и животных. Законы диффузии.
Рассказ-лекция
конспект
4.2.
Дыхание при погружении в воду. Процесс кипения и кессонова болезнь.
Сообщение с презент.
5.
Осмос и работа выделительной системы.(2ч)
5.1.
Механизм осмоса. Осмотические явления в живых организмах.
С.р. по заданию
Ответы на вопросы
5.2.
Осмос в растениях.
Выделительные системы животных.
Рассказ с презент.
6.
Энергетика и тепловой баланс живых организмов.(2ч.)
6.1.
Источники энергии в живых организмах. Процессы преобразования энергии. П.р. Расчет теплоотдачи в зависимости от условий.
С.р. с текстами
П.р.
Список источников
6.2.
Способы поддержания постоянной температуры тела. П.р. Расчет своего энергетического. баланса.
Рассказ с выполнен. П.р.
Результаты П.р.
7.
Механика опоры и движения.(2ч.)
7.1.
Рычаги в живом организме. Сила мышц и размеры организма. П.р. Расчет возможных пропорций организма.
Лекция с выполнен. П.р.
Результаты П.р.
7.2.
Биофизика мышечного сокращения.
лекция
конспект
8.
Фотобиология. (2ч.)
8.1
Природа света. Действие света на живой организм.
лекция
конспект
8.2.
Биологические часы.
П.р. Исследование биоритмов человека.
П.р.
примеры
9.
Живые приборы.(2ч.)
9.1.
Глаз – уникальный оптический прибор. П.р. Исследование параметров зрения
Рассказ с выпол. П.р.
Таблица
9.2.
Звук и его восприятие. Слуховой анализатор человека. П.р. Исследование параметров слуха.
Рассказ с выпол. П.р.
Записи в тетр. С результ. П.р.
10.
Защита творческих работ.
Литература.
1.Беликов П.С., Дмитриева Г.А. Физиология растений. – М.;Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992.
2.Богданов К. Физик в гостях у биолога. – М.; Наука,1998.
3.Губанов Н.И. , Утембергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.:Медицина, 1988.
4. Физиология человека. – М.:мир,1996.
5.Симаков Ю.Г. Живые приборы. – М.: Знание, 1996.
6.Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. – М.: Просвещение, 2001.
Приложение 4
Рабочая программа элективного курса Молекулярная биология
(для 10 класса)
Пояснительная записка
Программа элективного курса Молекулярная биология рассчитана на 35 часов, т. е. 1 час в неделю. Она разработана для учащихся 10 а класса. За основу взята программа
Основы молекулярной биологии Н.Д. Андреева, А.Л. Левченко в сборнике программ 3. Программы элективных курсов. Биология.. 10-11 классы. Профильное обучение. Авт-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова.-М.:Дрофа,2006. – с124-127.
Курс базируется на обязательных учебных предметах, прежде всего на биологических дисциплинах и химии. Этот курс направлен на расширение и углубление содержания профильного курса Биология и его разделов: Основы цитологии, Основы генетики. Из курса учащиеся узнают об использовании новейших методах молекулярной биологии, позволяющих увидеть особенности процессов, протекающих в клетках, ознакомить с молекулярно-биологическими исследованиями в области изучения материальных основ наследственности, природы генов и механизмов передачи наследственных признаков, достижениями в области проекта Геном человека. Данный курс способствует удовлетворению познавательных интересов обучающихся, помогает в подготовке к ЕГЭ, знакомит со специальностями, существующими в области молекулярной биологии.
Задачи курса:
-Способствовать расширению и углублению знаний учащихся в области цитологии и биохимии клетки, генетики.
-Охарактеризовать молекулярную биологию как важнейшую часть науки биологии.
-Формировать представления о молекулярной биологии как сфере профессиональной деятельности.
-Способствовать развитию познавательных умений (наблюдать, систематизировать, устанавливать связи, решать проблемы), умений практического характера (добывать информацию, овладевать языком науки).
- Создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи по молекулярной биологии и генетике разной степени сложности.
Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ. При их проведении учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами.
Темы Молекулярная биология и Генетика - наиболее интересные и сложные в общей биологии. Эти темы изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №5 в части С).
Формы работы: преобладает лекционно-семинарская форма занятий и самостоятельная работа с дополнительной литературой. Предполагается выполнение практических и лабораторных работ.
Оценивание знаний: можно проводить на семинарах, в процессе решения задач, в результате выполнения тестов. За первое полугодие обучающиеся 10 класса получают зачет по результатам выполнения теста. За год ребята получают зачет, выполнив тестовое задание за курс в форме ЕГЭ.
В завершении программы курса обучающиеся должны
Знать: основные термины и понятия: полимеры, протеины, полисомы, генетический код, генетическая информация, генная инженерия, трансляция. Транскрипция, репликация.
Характеризовать:
-строение и роль биополимеров в клетке
-виды, строение, значение нуклеиновых кислот
Уметь:
-решать молекулярные задачи и упражнения
-распознавать и сравнивать ДНК и РНК.
-находить ответы на вопросы, использовать рисунки
-излагать основное содержание курса.
КТП элективного курса Молекулярная биология
№\п
Название темы
Дата провед.
Форма провед.
Образоват.прод.
1.
Введение. (2ч.)
1.1.
1.2.
Что изучает молекулярная биология.
Достижения современной молекулярной биологии.
Обзорн.лекция
Лекция-беседа
Записи в тетр.
2.
Структура и физико-химические свойства органических веществ(11 ч)
2.1-2.2
2.3.
Химические элементы клетки.
Л.р. Изучение растит.клетки
Лекция с демонстр. уч.диска
Л.р.
2.4.
Углеводы и их функции.
Объяснение с демонстрацией
Записи в тетр.
2.5.
Белки. Строение белковых молекул. Л.р. разделение кур. яйца по их растворим.
Лекция с выполнен Л.р.
Конспект и результаты Л.р.
2.6.
Уровни организации белка.
Л.р. Денатурация и ренатурация белков
С.р. с доп. источ инф. и вып Л.р.
Конспект
и результаты
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
Функции белков.
Л.Р. Выделение Н.к. из печени
Л.р. Выделения белков солями тяж. металлов
Л.р. Обнаружение белков в биологических в объектах
Л.р. Функционирование белков как катализаторов
С.р. по алгорит
Л.р.
Л.р.
Л.р.
Л.р.
Заполн. табл.
Результаты
Результаты
Результаты
Результаты
3.
Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот. (21 ч.)
3.1.
История открытия нуклеиновых кислот.
Сообщения учащихся
3.2.
ПравилоЧаргаффа. Сущость комплеменарности.
лекция
схема
3.3.
3.4.
ДНК – биологический полимер.
Выполнение практ. заданий.
Лекция с демонстрацией
С.р. по алгорит.
конспект
3.5.
3.6
Биополимерная молекула РНК.
Выполнение практ. заданий
Лекция
С.р. по алгорит.
Записи в тетр.
3.7.
Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
С.р.
Заполнение табл.
3.8.-
3.9.
АТФ и ее значение.
Решение задач. Выполнение заданий и упражнений.
Рассказ-лекция
конспект
3.10.
3.11.
Генетическая информация и генетический код.
Решение задач
Сообщение с презент.
П.р.
Задачи с решением
3.12.
Репликация ДНК.
Сообщение с подбором примеров
примеры
3.13.
Решение цитогенетических задач на передачу генетического кода.
П.р.
Примеры
Задач с решением
3.14.-
3.15.
Решение задач (варианты ЕГЭ С5)
П.р.
Разные типы (С5)
3.16.
Биосинтез белков.
рассказ
3.17.
Решение задач.
С.р. по заданию
Индив задания
3.18.
Генная инженерия и ее значение.
Лекция и сообщения учащихся
конспект
3.19.
Повторение темы: Функционирование макромолекул в клетке.
Фронтальная беседа.
Пров. тест.
3.20.
3.21.
Повторение основных понятий курса.
Зачетное занятие
35.
Итоговый тест.
Основное содержание программы (35 часов)
Введение (2часа)
Молекулярная биология –комплексная наука о физико-химических особенностях макромолекул и связанных с ними процессов в клетке. Связь молекулярной биологии с другими науками. Данные о развитии молекулярной биологии. Открытие Мишером нуклеиновых кислот. Расшифровка ДНК Уотсоном и Криком. Установка взаимосвязи между нуклеиновыми кислотами и белковыми молекулами.
Структура и физико-химические свойства органических веществ (11 ч)
Химический состав клетки. Органические вещества клетки. Углеводы их строение и функции в клетке. Белки- биологические полимеры. Аминокислоты – мономеры белковых молекул. Способы определения последовательности аминокислотных звеньев, количество цепей . Строение структура и уровни организации белковых молекул в клетке. Химические связи в структуре белковых молекул. Простые и сложные белки. Особенности белковых молекул волос, мышц, гемоглобина. Денатурация и ренатурация белков. Белки- ферменты.
Демонстрация таблиц с изображением структуры аминокислот и белков.
Лабораторные работы:
Изучение растительной клетки
Денатурация и ренатурация белков
Выделение Н.к. из печени
Выделения белков солями тяжёлых металлов
Обнаружение белков в биологических объектах
Функционирование белков как катализаторов
Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот. (21 ч.)
Нуклеиновые кислоты – биополимеры. Составные компоненты нуклеиновых кислот – азотистые основания, углеводы, фосфорная кислота. Правило Чартгафа о соотношении азотистых оснований в нуклеиновых кислотах.
АТФ – нуклеотид, выполняющий роль аккумулятора энергии.
Синтез ДНК. Матричный принцип синтеза ДНК. Роль ДНК в клетке. Синтез РНК. Типы РНК. и-РНК материальная основа генов. т-РНК ее роль в транспорте аминокислот. р-РНК роль в сборке белковых молекул.
Синтез белка – путь реализации наследственной информации, его протекание в Цитоплазме и ЭПС. Роль ДНК, РНК в синтезе белков.
Рибосомы – органоиды биосинтеза белков. Образование полисом.
Транскрипция и трансляция – этапы биосинтеза белков в клетке. Роль АТФ в синтезе белка. Функции белков в клетке. Особенности взаимодействия ферментов.
Демонстрация модели биосинтеза белка, модели молекулы ДНК.
Итоговый тест 1 ч.
Литература
1. Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы (г. Волгоград, изд. Учитель, 1995)
2.Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и генетике (Минск, Народная асвета, 1982)
3.Краткий сборник генетических задач (Ижевск, 1993)
4. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)
5.Соколовская Б. Х Сто задач по молекулярной биологии и генетике (М., 1981г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задачи по молекулярной биологии
Задачи по теме Белки
Необходимые пояснения:
средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка принимается за 120
вычисление молекулярной массы белков:
а
Мmin = ----- 100%
в
где Мmin - минимальная молекулярная масса белка,
а – атомная или молекулярная масса компонента,
в - процентное содержание компонента
Задача №1. Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина.
Решение:
Мmin = 56 : 0,34% 100% = 16471
Задача №2. Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка.
Решение:
68400 : 120 = 570 (аминокислот в молекуле альбумина)
Задача №3. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?
Решение:
Мmin = 75,1 : 0,5% 100% = 15020
15020 : 120 = 125 (аминокислот в этом белке)
Задачи по теме Нуклеиновые кислоты
Необходимые пояснения:
относительная молекулярная масса одного нуклеотида принимается за 345
расстояние между нуклеотидами в цепи молекулы ДНК (=длина одного нуклеотида)- 0, 34 нм
Правила Чаргаффа:
∑(А) = ∑(Т)
∑(Г) = ∑(Ц)
∑(А+Г) = ∑(Т+Ц)
Задача №4. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:
А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.
Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину.
Решение:
достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности)
∑(А +Т+Ц+Г)= 24,
из них ∑(А) = 8 = ∑(Т)
24 – 100%
8 – х%
отсюда: х = 33,4%
∑(Г) = 4 = ∑(Ц)
24 – 100%
4 – х%
отсюда: х = 16,6%
молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:
12 0,34 = 4,08 нм
Задача №5. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
Решение:
Ц – 18% => Г – 18%
На долю А+Т приходится 100% - (18% +18%)=64%, т.е. по 32%
Ответ: Г и Ц – по 18%,
А и Т – по 32%.
Задача №6. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых
нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК.
Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?
Решение:
1) ∑(Г)= ∑(Ц)= 880 (это 22%)
На долю других нуклеотидов приходится 100% - (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%
Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию
22% - 880
28% - х
отсюда: х = 1120
2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:
(880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
2000 0,34 = 680 (нм)
Задача №7. Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.
Решение:
69000 : 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК)
8625 : 345 = 25 (адениловых нуклеотидов в этой ДНК)
∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е. их по 75.
2) 200 нуклеотидов в двух цепях => в одной – 100.
100 0,34 = 34 (нм)
Задачи по теме Код ДНК
Задача №8. Что тяжелее: белок или его ген?
Решение:
Пусть х – количество аминокислот в белке,
тогда масса этого белка – 120х,
количество нуклеотидов в гене, кодирующем этот
белок – 3х
масса этого гена – 345 3х
120х < 345 3х
Ответ: ген тяжелее белка.
Задача №9. Последовательность нуклеотидов в начале гена, хранящего информацию о белке инсулине, начинается так:
АААЦАЦЦТГЦТТГТАГАЦ
Напишите последовательности аминокислот, которой начинается цепь инсулина
Решение:
задание выполняется с помощью следующей таблицы
Генетический код
Первое
основание
Второе основание
Третье
основание
У (А)
Ц (Г)
А (Т)
Г (Ц)
У (А)
Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир
-
-
Цис
Цис
-
Три
У (А)Ц (Г)А (Т)Г (Ц)
Ц (Г)
Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У (А)Ц (Г)А (Т)Г (Ц)
А (Т)
Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У (А)Ц (Г)А (Т)Г (Ц)
Г (Ц)
Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У (А)Ц (Г)А (Т)Г (Ц)
Двадцать аминокислот, входящих в состав белков
Сокращ. назв.
Аминокислота
Сокращ. назв.
Аминокислота
Ала
Арг
Асн
Асп
Вал
Гис
Гли
Глн
Глу
Иле
Аланин
Аргинин
Аспарагин
Аспарагиновая к.
Валин
Гистидин
Глицин
Глутамин
Глутаминовая к.
Изолейцин
Лей
Лиз
Мет
Про
Сер
Тир
Тре
Три
Фен
Цис
Лейцин
Лизин
Метионин
Пролин
Серин
Тирозин
Треонин
Триптофан
Фенилаланин
Цистеин
Ответ:
фенилаланин – валин – аспарагиновая кислота – глутаминовая кислота – гистидин – лейцин.
Задача №10. Вирусом табачной мозаики (РНК - овый вирус) синтезируется участок белка с аминокислотной последовательностью:
Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-
Под действием азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин в результате дезаминирования превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной мозаики, если все цитидиловые нуклеотиды подвергнутся указанному химическому превращению?
Решение:
Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-
ГЦУ – АЦГ – АГУ – ГАГ - АУГ
ГУУ – АУГ – АГУ – ГАГ - АУГ
Вал – Мет – Сер – Глу – Мет-
Задачи по теме Энергетический обмен
Задача №11. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному подверглось только 2. Определите:
а) сколько моль молочной кислоты и СО2 при
этом образовалось?
б) сколько АТФ при этом синтезировано?
в) сколько энергии запасено в этих молекулах
АТФ?
Решение:
5С6 Н12 О6 → 5 2 С3 Н6 О3 + 5 2 АТФ
2С6 Н12 О6 + 26 О2 → 26 СО2 + 26 Н2 О + 238 АТФ
Ответ: а) 10 моль С3 Н6 О3 и 12 моль СО2
б) 10 + 76 = 86 (моль АТФ)
в) 86 40 = 3440 (кДж энергии)
г) 12 моль О2
Задача №12. В результате энергетического обмена в клетке образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль
углекислого газа. Определите:
а) сколько всего моль глюкозы израсходовано?
б) сколько из них подверглось полному расщеплению, а сколько гликолизу?
в) сколько энергии запасено?
г) Сколько моль кислорода пошло на окисление?
Решение:
2,5С6 Н12 О6 → 2,5 2 С3 Н6 О3 + 2,5 2 АТФ
4,5С6 Н12 О6 + 4,56 О2 →4,56 СО2 + 4,56 Н2 О + 4,538 АТФ
Ответ: а) 17 моль С6 Н12 О6
б) 4,5 моль – полному расщеплению, 2,5 - гликолизу
в) (2,5 2 + 4,5 38) 40 = 7040 (кДж)
г) 27 моль О2
Задача №13. Мышцы ног при беге со средней скоростью расходуют за 1 минуту 24 кДж энергии. Определите:
а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 25 минут бега, если кислород доставляется кровью к мышцам в
достаточном количестве?
б) накопится ли в мышцах молочная кислота?
Решение:
Х 24 25
С6 Н12 О6 + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2 О + 38 АТФ
180 38 40
Х = 600 180 : 1520 = 71 (г)
Ответ: а) 71 г
б) нет, т.к. О2 достаточно
Приложение 5
Олимпиадные задания
(10 - 11 класс)
Максимальный балл – 147,5 балла
Задание 1. [мах. 80 баллов]. Задание включает 80 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу.
Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека?
а) генеалогический
б) биохимический
в) палеонтологический
г) близнецовый
Клеточное строение – важный признак живого, характерный для
а) бактериофагов
б) вирусов
в) кристаллов
г) бактерий
Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого
а) организменном
б) клеточном
в) тканевом
г) популяционном
Чем питаются бактерии сапротрофы?
а) органическими веществами мертвых растений и животных
б) органическими веществами, которые сами создают из неорганических
в) неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха
г) неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха
К какой группе организмов относят туберкулезную палочку по способу питания?
а) сапротрофов
б) паразитов
в) хемотрофов
г) автотрофов
Каково значение дыхания в жизни грибов?
а) способствует образованию органических веществ в теле гриба
б) ускоряет процесс биосинтеза белка
в) способствует освобождению энергии и ее использованию на процессы жизнедеятельности
г) обеспечивает поступление минеральных веществ из почвы
Почему бактерии нельзя отнести к растениям?
а) размножаются с помощью спор
б) не содержат хлоропластов
в) не имеют оформленного ядра
г) состоят из одной клетки
Какая механическая ткань представлена на рисунке?
а) колленхима
б) каменистые клетки
в) склеренхима
г) нет верного ответа
Наибольший вред двудольному растению может принести
а) удаление центральной сердцевины
б) удаление пробковой ткани
в) удаление коры
г) удаление пробкового камбия
Процесс, при котором сливаются содержимое двух вегетативных клеток от разных особей, физиологически исполняющих функцию гамет называется:
а) изогамия
б) гетерогамия
в) оогамия
г) конъюгация.
Успешность опыления в наименьшей степени определяется биотическими экологическими факторами у
а) анемофильных растений
б) энтомофильных растений
в) орнитофильных растений
г) хироптерофильных растений
Световая фаза фотосинтеза проходит:
а) в строме хлоропласта;
б) на мембранах тилакоидов;
в) на рибосомах хлоропласта;
г) на наружной мембране хлоропласта.
Газообмен у эмбриона амнионт осуществляется через
а) аллантоис
б) амнион
в) серозу
г) все названные оболочки
Какой путь горизонтального
транспорта воды в корне показан
под цифрой 1?
а) путь по симпласту
б) путь по апопласту
в) транспирации
г) нет верного от
К образованию аппарта среднего
уха у млекопитающих не имеет
отношения
а) гиомандибуляре
б) квадратная кость
в) сочленовная кость
г) клиновидная кость
У птиц и амфибий большинство
белковых компонентов желка
яйцеклетки синтезируется в
а) яичнике
б) скелетных мышцах
в) печени
г) красном костном мозге
Пресноводня рыба горчак откладывает икринки в мантийную полость двустворчатых моллюсков, где из них выводятся личинки. Это является примером:
а) паразитизма
б) протокооперации
в) комменсализма
г) симбиоза
Рыб, постоянно живущих в реках, называют
а) полупроходными
б) проходными
в) жилыми
г) пресноводными
Из водных пресмыкающихся до 75% всех влагопотерь осуществляется через кожу у
а) крокодилов
б) змей
в) черепах
г) игуан
Гетероцеркальный хвостовой плавник имеет
а) кета
б) белуга
г) щука
г) лещ
Металлическо-голубая окраска крыльев у некоторых южноамериканских бабочек-морфид вызвана
а) равномерным распределением голубого пигмента в толще хитина
б) наличием особых пигментных клеток в хитине крыльев
в) отражением света от голубых чешуек на поверхности крыла
г) преломлением света, проходящего через прозрачные чешуйки на поверхности крыла
Только у хордовых имеется стадия эмбрионального развития, отсутствующая у других типов животных, которая называется
а) бластула
б) гаструла
в) морула
г) нейрула
Среди пресмыкающихся барабанная перепонка отсутствует у
а) крокодилов
б) черепах
в) змей
г) ящериц
Отделом желудка жвачных, соответствующим однокамерному желудку млекопитающих, является
а) рубец
б) сетка
в) книжка
г) сычуг
У амфибий впервые среди позвоночных появляются
а) кожные железы
б) слюнные железы
в) поджелудочная железа
г) печень
Мускулатура свободноживущих круглых червей состоит
а) из кольцевых и продольных слоев мышц
б) только из кольцевых
в) только из продольных мышц
г) из кольцевых, продольных и диагональных слоев мышц
Органами дыхания тигровой креветки являются
а) жабры
б) трахеи
в) легочные мешки
г) легкие
К насекомым с полным превращением не относятся
а) чешуекрылые
б) прямокрылые
г) веерокрылые
г) ручейники
Взрослый овод питается
а) нектаром
б) кровью теплокровных животных
в) другими насекомыми
г) ничем не питаетсяШизонты малярийного плазмодия образуются
а) в слюнных железах комара
б) в кишечнике комара
в) в эритроцитах человека
г) в желудке комара
Аллигаторы сооружают гнездовые кучи из
а) сухого песка
б) гниющего растительного хлама
в) нагретых на солнце камней
г) смеси вышеназванных материалов
Первая пара конечностей у паукообразных
а) антенулы
б) мандибулы
в) хелицеры
г) педипальпы
Для водных рачков дафний характерно
а) половое размножение с участием самцов и самок
б) партеногенетическое размножение
в) бесполое размножение путем почкования
г) чередование партеногенетического и обоеполого размножения
Нейстоном называются организмы
а) пассивно парящие в толще воды
б) активно плавающие
в) донные
г) живущие на поверхности воды
Пресноводным представителем тресковых является
а) навага
б) сайка
в) пикша
г) налим
Позвонок, у которого отсутствует тело, располагается
а) в шейном отделе
б) в крестцовом отдел
в) в копчиковом отделе
г) таких позвонков нет
С Грудиной не соединяются
а) I и II пара ребер
б) VI и VII пара ребер
в) XI и XII пара ребер
г) XIII и XIV пара ребер
Скелетные мышцы человека в ходе онтогенеза развиваются из
а) мезодермы
б) эктодермы
в) энтодермы
г) эндодермы
Сокращение мышц происходит за счет укорочения миофибрилл. Без каких ионов этот процесс был бы невозможен?
а) Mg2+
б) CL-
в) Ca2+
г) Fe2+
Самой крупной слюной железой человека является
а) подъязычная
б) подчелюстная
в) околоушная
г) смещенная
Приспособление организма к перевариванию пищи различного состава осуществляется благодаря
а) печени
б) кишечнику
в) поджелудочной железе
г) слюнным железам
Какой вид пищеварения имеет место у человека
а) пристеночное
б) полостное
в) внутриклеточное
г) все вышеперечисленное
В процессе онтогенеза дыхательная система человека развивается
а) самостоятельно
б) от пищеварительной системы
в) от выделительной
г) от опорно-двигательной
Давление в плевральной полости
а) постоянное и выше атмосферного
б) меняется и выше атмосферного
в) постоянное и ниже атмосферного
г) меняется и ниже атмосферного
К нервным клеткам сердца подходят нервные окончания
а) тройничного нерва
б) блуждающего нерва
в) отводящего нерва
г) добавочного нерва
Самое большое депо крови располагается
а) в сердце
б) в селезенке
в) в печени
г) в подкожной клетчатке
Что произойдет с кровью человека, переехавшего с морского побережья в горы?
а) возрастает количество эритроцитов
б) возрастает количество тромбоцитов
в) уменьшится количество эритроцитов
г) изменений не произойдет
Артериальная кровь обладает ярко-алой окраской, обусловленной
а) кислородом
б) оксигемоглобином
в) карбогемоглобином
в) углекислым газом
Какие из ниже перечисленных частей тела человека лишены жировых отложений?
а) губы
б) ступни
в) оволосененная часть головы
г) ушные раковины
Какие из клеток кожи не способны к делению?
а) клетки кожных желез
б) клетки верхнего слоя эпидермиса
в) клетки волосяной луковицы
г) клетки глубокого слоя эпидермиса
Процент, какого вещества повышается в первичной моче по сравнению с плазмой крови?
а) воды
б) мочевины
в) мочевой кислоты
г) глюкозы
В какой части мочевыделительной системы человека образуются так называемые камни?
а) в мочеточниках
б) в капсуле нефрона
в) в почечных лоханках
г) в мочевом пузыре
По своей химической структуре адреналин – это
а) жир
б) углевод
в) аминокислота
г) нуклеиновые кислоты
Нервные импульсы распространяются по нервным волокнам в одном направлении. Причинами однонаправленного проведения импульса являются
а) свойства импульса
б) синапсы
в) гормоны
г) особенности строения оболочек нервов
Левое и правое полушарии переднего мозга соединяются с помощью
а) среднего мозга
б) мозолистого тела
в) продолговатого мозга
г) нет верного ответа
Отдел мозга, по которому импульсы направляются к скелетным мышцам, называется
а) вегетативным
б) симпатическим
в) парасимпатическим
г) соматическим
Радужная оболочка является отделом
а) сосудистой оболочки
б) белочной оболочки
в) пигментного слоя
г) стекловидного тела
Для синтеза родопсина необходим следующий витамин
а) А
б) В1
в) В12
г) РР
Какая часть мозга обеспечивает образное мышление у левши
а) левое полушарие
б) правое полушарие
в) левая половина мозга
г) правая половина мозга
Сигналом для первой сигнальной системы человека являются
а) слова
б) конкретные раздражители окружающей среды
в) ощущения
г) воспитания
Клетки мухи дрозофилы отличаются от клеток человека
а) отсутствием белков
б) числом хромосом
в) отсутствием хлоропластов
г) наличием митохондрий
В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 5% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?
а) 40%
б) 45%
в) 90%
г) 95%
Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул:
а) целлюлозы
б) хитина
в) крахмала
г) гликогена
Домен белка это:
а) часть полипептидной цепи, организованная в отдельную компактную структуру и выполняющая определенную функцию
б) отдельная полипептидная цепь в составе белкового комплекса
в) несколько аминокислот полипептидной цепи, расположенных рядом
г) небелковая часть молекулы сложного белка
Укажите место локализации бескислородного этапа диссимиляции
а) митохондрии
б) матрикс цитоплазмы
в) лизосомы
г) пластиды
Роль кислорода в клеточном дыхании состоит в
а) соединении с НАД*Н2
б) образовании СО2
в) присоединении водорода с образованием воды
г) освобождении энергии из Н+ - резервуара
На рисунке схематично изображено строение хромосомы.
Определите, что обозначено под цифрой 1
а) центромера
б) спутник
в) гены
г) вторичная перетяжка
Отметьте, в каком из приведенных ниже утверждений
допущена ошибка
а) развитие органа происходит при взаимодействии разных частей
зародыша
б) органы и ткани развиваются из определенных частей зародыша
в) каждый орган формируется из одного зародышевого листка
г) орган формируется из двух-трех зародышевых листков
Какая из органелл не участвует в синтезе АТФ:
а) цитоплазма
б) ядро
в) митохондрии
г) хлоропласты
Назовите правильную последовательность этапов реализации наследственной информации
а) репликация ДНК; транскрипция ДНК; трансляция мРНК;
полипептидные цепи определяют признаки клеток, формируя белковые структуры
б) трансляция ДНК; транскрипция рРНК; репликация мРНК; полипептидные цепи определяют признаки клеток, формируя белковые структуры
в) транскрипция ДНК; трансляция; полипептидные цепи, определяющие признаки организма
Клетки растений, в отличие от клеток животных, не содержат:
а) центриоли;
б) центральную вакуоль
в) митохондрии
г) рибосомы
В образовании первичной структуры белка участвуют группы:
а) СО--NН
б) СО—СО
в) NH--NH
г) СО—СОН
Если гликолиз начинается не со свободной глюкозы, а с распада гликогена, то в его процессе образуется (в расчете на 1 молекулу глюкозы):
а) 1 молекула АТФ;
б) 2 молекулы АТФ;
в) 3 молекулы АТФ;
г) 4 молекулы АТФ.
Нити митотического веретена представляют собой:
а) микрофиламенты
б) целлюлозные волокна
в) промежуточные филаменты
г) микротрубочки
Может ли гетерогаметный пол млекопитающих быть гомозиготным по генам, сцепленным с Х-хромосомой
а) да
б) нет
в) нет верного ответа
Третий закон Менделя нарушается при:
а) тригибридном скрещивании
б) взаимодействии неаллельных генов
в) если один из генов находится на Х-хромосоме
г) сцепленном наследовании
Достоверным доказательством сцепления генов является то, что:
а) два гена находятся вместе в одной и той же гамете;
б) данный ген связан со специфическим фенотипом;
в) гены не расщепляются во время мейоза;
г) один ген влияет на два признака.
Ограничивающий (лимитирующий) фактор среды – это
а) любой фактор среды, сдерживающий рост численности популяции
б) любой фактор среды, который в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения
в) любой фактор среды, интенсивность которого приближается к пределу выносливости или выходит за него
На рисунке изображено влияние
количественного фактора среды на
жизнедеятельность организма.
Определите, под какой цифрой
обозначена зона угнетения.
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Отметьте признаки, нехарактерные для биогеохимического круговорота
а) освобождение биогенных элементов в результате минерализации отмершей биомассы
б) миграция элементов по пищевой цепи с неограниченным числом трофических уровней
в) накопление химических элементов в организме
г) перемещение некоторых элементов питания из организмов в литосферу
Задание 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. Назовите моносахариды, которые не характерны для нуклеотидов РНК: I. Дезоксирибоза. II. Глицерин. III. Фруктоза. IV. Фенилаланин. V. Гуанин. VI. Рибоза. VII. Глюкоза.
а) I, III, IV, V
б) II, III, IV, VI, VII
в) I, II, III, V, VI
г) I, III, VII
2. Укажите из предложенного перечня функции эндоплазматической сети: I. Опорная. II. Синтез мембранных белков. III. Синтез АТФ. IV. Разделение клетки на компартменты. V. Образование лизосом. VI. Транспорт молекул. VII. Образование субъединиц рибосом.
а) III, V, VI, VII
б) II, IV, VI
в) I, II, IV, VI, VII
г) II, III, IV, VI
3. Какие процессы, происходящие в клетке, относят к процессу ассимиляции: I. Синтез белков. II. Синтез АТФ. III. Пиноцитоз. IV. Фотосинтез. V. Клеточное дыхание. VI. Фагоцитоз. VII. Образование гликогена в печени.
а) I, II, IV, VII
б) I, II, III, IV, VII
в) III, IV, V
г) II, IV, V, VI, VII
4. Выберите организмы у которых развиваются зародышевые оболочки: I. Карась. II. Лягушка. III. Цыпленок. IV. Мышь. V. Ланцетник. VI. Змея. VII. Человек.
а) I, II, V
б) III, IV, VI, VII
в) II, III, IV, V
г) I, III, IV, V
5. Эритроциты у человека могут формироваться: I. В желточном мешке. II. В печени. III. Тимусе. IV. В ребрах. V. В скелетных мышцах.
а) I, II, III, IV
б) II, III, IV, V
в) I, II, III, IV, V
г) I, II, IV
6. Для царства Грибов характерны признаки: I. Структурный компонент клеточной стенки – хитин. II. Структурный компонент клеточной стенки – целлюлоза. III. Запасной продукт – гликоген. IV. Запасной продукт – багрянковый крахмал. V. Наличие заднего жгутика у подвижных стадий
а) I, IV, V
б) II, III, IV
в) I, III, IV
г) I, III, V
7. У зайца-беляка имеются следующие функциональные группы зубов: I. Резцы. II. Клыки. III. Предкоренные. IV. Коренные. V. Глоточные.
а) II, III, IV
б) I, III, IV
в) III, IV, V
г) I, II, III
8. Представители типа Моллюски по способу размножения могут быть: I. Раздельнополыми. II. Гермафродитами. III. Партеногенетическими самками. IV. Изменять свой пол в течении жизни. V. Размножаться неполовым путем (отрывом частей тела).
а) I, II, III
б) II, III, IV
в) I, II, IV, V
г) I, II, IV
9. Навсегда исчезли с лица Земли: I. Мамонт. II. Стеллерова корова. III. Зубр. IV. Лошадь Пржевальского. V. Тарпан. VI. Бизон. VII. Африканский слон.
а) I, II, V
б) I, II, III, V
в) I, II, III, IV, V
г) I, II, III, IV, V, VI
10. Организмы способны размножаться следующими путями: I. Половым путем. II. C помощью зооспор. III. Делением клетки пополам. IV. Фрагментом таллома. V. Конъюгацией. Хламидомонада не может размножаться:
а) I, III, V
б) III, IV, V
в) I, III, IV, V
г) II, IV, V
Задание 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа да или нет. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 22 (по 1 баллу за каждое задание).
Если поместить инфузорий-туфелек в прокипяченную и затем охлажденную воду, они погибнут.
Выбрасывание непереваренных остатков пищи происходит у инфузорий-туфелек в любом месте тела.
Свинья является промежуточным хозяином вооруженного цепня.
Эндосимбионты простейших – это организмы, паразитирующие в клетке.
Аппарат Гольджи выполняет пищеварительную функцию у простейших.
Эктодерма выстилает гастральную полость гидры.
Результатом бесполого процесса размножения гидроидных является медуза.
Газообмен беззубки происходит в жабрах.
Пигмент гемоцианин содержится в кровеносной системе краба.
Насекомыми, которые не способны выжить без заботы человека, являются тараканы.
В онтогенезе акулы происходит процесс редукции хорды.
Угорь идет на нерест только один раз в жизни.
Лягушка обладает недоразвитой грудной клеткой.
Функция мочевого пузыря лягушки – запасание воды.
Развитие пресмыкающихся прямое, что связано с содержанием в яйце большого количества питательных веществ.
Из сердца пресмыкающихся выходит четыре кровеносных сосуда.
Гесперорнис – гипотетический предок птиц.
Все современные птицы относятся к подклассу Анапсиды.
В паре страусов эму насиживание яиц происходит попеременно обоими родителями.
Благодаря матке у плацентарных появилось живорождение.
У зародыша млекопитающих один круг кровообращения.
Фалангоходящие животные двигаются быстрее, чем пальцеходящие.
Задание 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Установите соответствие:
Неклеточные формы
Прокариоты
Эукариоты
А. Простевшие
Б. Цианобактерии
В. Вирусы
Г. Грибы
Д. Бактерии
Е. Животные
Ж. Фаги
2. Установите соответствие:
Осмотическое давление
Тургор
Осмос
Диффузия
Активный транспорт
А. Упругое состояние клетки, создаваемое давлением внутриклеточной жидкости
Б. Способность проникновения веществ через цитоплазматическую мембрану против градиента концентрации
В. Давление внутреннего содержимого клетки на ее оболочку
Г. Движение молекул из области высокой в область низкой концентрации
Д. Одностороннее проникновение молекул растворителя (воды) через полупроницаемую мембрану в область большей концентрации
3. Установите соответствие:
Автотрофы
Миксотрофы
Гетеротрофы
А. Человек
Б. Ромашка
В. Кишечная палочка
Г. Мышь
Д. Эвглена зеленая
Е. Росянка
Ж. Цианобактерии
4. Каждой фазе, приведенной в левой колонке, подберите соответствующее число хромосом:
Профаза митоза
Метафаза митоза
Анафаза митоза
Телофаз митоза
А. 2п2с
Б. 2п2с + 2п2с
В. 2п4с
5. Сравните жизненные циклы растений и млекопитающих
Покрытосеменные
Млекопитающие
А. В цикле нет чередования поколений
Б. Гаметы при слиянии образуют диплоидные родительские особи
В. В цикле наблюдается чередование бесполого и полового размножения
Г. Образуется гаметофит
Д. Образуется спорофит
6. На рисунке схематически изображены типы дробления яйцеклеток разных животных. Установите соответствие между цифрами 1-4 и типами дробления
Тип дробления: А. Полное неравномерное. Б. Неполное дискоидальное. В. Неполное поверхностное. Г. Полное равномерное.
7. На рисунке схематично изображено действие форм естественного отбора. Определите, какие формы обозначены цифрами 1 – 3.
Формы отбора: А. Стабилизирующий. Б. Движущий. В. Дизруптивный
8. Установите соответствие между отделом спинного мозга и количеством сегментов, этот отдел образующих:
Шейный отдел
Грудной отдел
Поясничный отдел
Крестцовый отдел
Копчиковый отдел
А. 1 сегмент
Б. 5 сегментов
В. 7 сегментов
Г. 12 сегментов
9. Установите соответствие между гормоном и железой, в которой он вырабатывается:
Тироксин
Гормон роста
Адреналин
Тестостерон
Инсулин
А. Семенники
Б. Поджелудочная железа
В. Щитовидная железа
Г. Надпочечники
Д. Гипофиз
10. Соотнесите представленные на рисунке изображения (А – Е) с соответствующими им названиями элементов строения растительных тканей (1-6): 1.Ситовидная трубка. 2.Колленхима. 3. Склереида. 4.Сосуд ксилемы. 5. Эпидермис. 6.Клетка палисадной паренхимы
4
1
4
4
5
5
1
2
3
4
1
2
3
1
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x