Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения математики ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Елисеева Светлана Ивановна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

 

Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие

затруднения в процессе изучения математики

 

    Одна из актуальных проблем современной школы – преодоление школьной неуспеваемости, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.  Ее решение предполагает, с учетом реальных возможностей учащихся и условий, в которых протекает их учебная деятельность,  совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, умений и навыков.  Неуспеваемость, которая обычно возникает на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка.  Ученик, не овладев основными умственными операциями и навыками,  не справляется со значительно возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадает из процесса обучения. Необходимо своевременно  и правильно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и, по возможности, устранять  их последствия. Как показывают исследования (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.), среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития.   

    Одной из возможных причин мы считаем недостаточную исследованность испытываемых этими учениками трудностей при изучении отдельных учебных предметов, в частности, типичных ошибок при усвоении математики.

     В современном обществе перед системой образования стоит задача по формированию поколения нравственно воспитанных,  широко образованных, деловых и предприимчивых молодых людей, готовых самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора.

      В связи с этим в современном школьном образовании особый акцент сделан на обеспечении свободного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, на предоставлении ему возможности    получения    полноценного качественного образования,  реализации своих     индивидуальных  способностей.  Вместе с тем в реализации поставленных задач в  многочисленных мониторингах отмечены проблемы. Математика относится к числу тех предметов, которые сложны большинству обучающихся  для усвоения. Основная проблема – это несоответствие особенностей личности каждого ребенка и структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования.  Бывают затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья,  неблагоприятной обстановкой в семье.  Познавательная потребность на фоне школьных неудач, постоянного неуспеха,  очень скоро исчезает , а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая испытывающим трудности в обучении детям  успешно осваивать учебный материал.  Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, в основе которой лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения.

    Задача  учителя состоит  в том, чтобы убедить обучающихся  в их способности  овладения  предметом математики.

       В  системе общественного развития  в  условиях   смены   общественно-экономических формаций особую роль играет образование,  и особенно его базовое звено - общеобразовательная школа. Современное    образование   предполагает не только  усвоение обучающимися определённой суммы знаний,  а еще и развитие у обучающегося  его личности, его познавательных способностей,  личностной ответственности, ориентацию обучения.  

     Решение ведущей цели образования   невозможно осуществить,   не учитывая и  возможности   образовательного учреждения,  и состояние и возможности личности самого обучающегося. Потенциальные возможности современных школьников, как показывает педагогический опыт, часто оказываются  разными, даже    диаметрально     противоположными:   от одарённости  до слабой успеваемости, затруднённости в усвоении образовательных программ.  Задача педагогов  - помочь таким ученикам, используя современные технологии и системы, заставить ученика поверить в свои силы, научить его мыслить.

    «Неспособность к обучению следует считать неестественной, - указывал В.Н Мясищев. – Все люди наделены способностями, но разными. Умению педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль»                                          

          Предъявляемые программой по математике требования рассчитаны на «средних»  учащихся, которые в состоянии усвоить учебный материал. К моменту перехода в среднее звено учащиеся должны уметь самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, устанавливать простые закономерности. Но уже с первого года обучения начинается расслоение классного коллектива на два слоя:  кто легко и с интересом усваивает программный материал по математике, и кому изучение математики не поддается. Трудности в процессе обучения  различны  и проявляются по-разному. Это и  школьная неуспеваемость детей,  отсутствие интереса к учению,   недисциплинированность, невыполнение общественных норм поведения,   конфликтность,  наличие нежелательных качеств личности.  Одной из главных причин низкой успеваемости по математике, кроме того, является слабый интерес учащихся к предмету.

    В педагогических исследованиях испытывающих трудности в усвоении учебного материала учащихся, при формировании общеучебных навыков и умений, используются различные понятия: «отстающий», «медленно обучающийся»,  «слабоуспевающий» и другие термины, а наибольшее распространение получил  термин «неуспевающие дети».    

 Сложность разграничения и выделения интересующей нас категории испытывающих трудности в обучении детей заключается в том, что критерии выделения затруднений в обучении обозначены недостаточно чётко на сегодняшний день.  В обучении у различных категорий детей специфика трудностей  носит свой индивидуальный характер.

      Неуспевающие и имеющие трудности в обучении дети  -  это не совсем одинаковые понятия. Но их зачастую в школьной практике ставят в один ряд. Это    связано   смешением     понятий   «неуспеваемость» и «трудности    в    обучении». Но это две различные стороны одного и того же понятия, не усвоения программного материала,   потому что  трудности в обучении могут предшествовать «неуспеваемости», хотя они могут и  не перерасти в нее при  создании адекватной системы педагогической помощи  более слабым ученикам.

Можно выделить три основных причины слабой успеваемости ученика по математике:

1) ученик испытывает затруднения в изучении математики в силу своих индивидуальных возможностей и особенностей (плохая память, особенности мышления и восприятия и так далее);

2) ученик испытывает не уют при изучении предмета математики, что обычно связано с отсутствием мотивации к учению, так же нежеланием преодолевать трудности, отсутствием интереса к математике;

3) так как имеет значительные пробелы в знаниях, не позволяющие ему изучать предмет полноценно, ученик чувствует себя на уроках некомфортно.

Причинами трудностей в обучении, низкой успеваемости  учащихся так же является   отношение   к   учебе   и   наличие интеллектуальных умений. Можно  выделить  4 группы учеников, испытывающих трудности в обучении:

1) случайная группа учеников;  причина отставания —  болезнь, число

отстающих  составляет примерно 0,5% от всего числа слабоуспевающих учеников;

2) ученики,  использующие без должного осмысления запоминаемого  только память;  хотя занимаются они много, этих учащихся характеризует непродуктивная работа,  таких учащихся —  примерно 6,8%;

3) поверхностно активные ученики,   учебой эти учащиеся не интересуются,  работают урывками и главным образом на уроках,  таких

учащихся почти половина, а именно — примерно 48,3%;

4) глубоко отстающие ученики  — примерно 44,4%.  

Классификация причин трудного усвоения учебного  материала:

1)  дети  с глубокой патологией физического  или психического развития: с ограничениями движения,  недостатками зрения,  слуха,  умственным отставанием;  для них существуют специальные учреждения — интернаты,  детские дома;

2) дети с задержкой психического развития,  для них существуют

коррекционные учреждения,   осуществляющие коррекцию развития;

3) дети с социальной или педагогической  запущенностью, состоящие в

основном контингенте учебно-воспитательных учреждений как «трудные ученики»;

4) дети социально неадаптированные,  с нарушением социальных связей и отношений,  которые   характеризуются отчуждением от школы или  семьи, склонностью к правонарушениям,  плохим  поведением;

5) дети «зоны риска»  имеют непатологические , неглубокие, не сильно

Выраженные  отклонения психики или личностные психологические особенности: неадекватную самооценку,  тревожность, комплексы,  нарушения эмоционально-волевой сферы.  

Поэтому  и необходима индивидуализация обучения математике. 

Применение индивидуального подхода к обучающимся, испытывающим  весомые затруднения в обучении на уроках математики.

     Долгое время все методики обучения и воспитания были ориентированы на среднего ученика.  Такой подход имеет много недостатков: 

Способным учащимся скучно в  занимающихся по среднему уровню трудности  классах,  их интеллектуальное развитие тормозится, их потенциальные возможности не реализуются.   Слабые ученики не могут идти в ногу со средними,  в результате   они неизбежно отстают,  убеждаясь в невозможности усвоить изучаемый материал,   теряют  веру в свои силы.

Класс состоит из отдельных личностей,  каждая из которых имеет свои нравственные и психологические  особенности,  свои  склонности и интересы.  Не все ученики одинаково быстро и с успехом овладевают знаниями.  Но всех учеников общеобразовательной школы надо подготовить к сдаче экзаменов: и слабых, и сильных.

Задачу обеспечения развития каждого ученика, каждой личности  можно решить путем дифференциации и индивидуализации  обучения.   Необходимо с учетом типичных различий классов и различных групп учащихся внутри класса организовать учебно-воспитательный процесс,  создать условия для проведения  групповой и индивидуальной познавательной самостоятельности каждого ученика. 

Индивидуальный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося, означает внимание к каждому ученику,  его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения. Эффективность процесса обучения в большей степени зависит от  наличия личностно значимых, действенных мотивов учения. Из всех мотивов учения наиболее действенным является  проходящий в своем развитии три стадии   познавательный интерес. Эти стадии:

1) любопытство; 

2) любознательность; 

3) устойчивый познавательный интерес. 

Любопытство возникает как  реакция человека на все новое,  интригующее, неожиданное.  Оно характеризуется неустойчивостью,   ситуативностью. 

Более высокой стадией интереса является любознательность,  когда учащийся проявляет желание понять изучаемое явление, глубже разобраться.

Задача процесса обучения состоит в том,  чтобы стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, поддерживать любознательность,  при котором ученик понимает логику и структуру  курса,  используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учебе его самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие, захватывает сам процесс постижения новых знаний.  

Разнообразен арсенал приемов формирования устойчивого познавательного интереса. Форма организации учебной деятельности оказывает большое влияние на формирование интересов школьников.  Так же на этот процесс влияет использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ,  творческих заданий, четкая постановка познавательных задач урока,  доказательное объяснение материала,  создание проблемных ситуаций, а также занимательность и наглядность. От качественной постановки учебной работы на уроках в основном зависит интерес учащихся к предмету.

С развитием мышления и интеллектуальной сферы в целом неразрывно связано  формирование у учащихся мотивов учения.    

Вывод:   целенаправленная работа по развитию творческого и логического  мышления приводит к развитию самостоятельности  и познавательного интереса учащихся. 

Использование приемов занимательности,  наглядности и других методов,  направленных на развитие мотивационной сферы личности школьников, работа по формированию интересов школьников  оказывают сильное влияние на развитие мышления. 

      Говоря об образовании,  в сегодняшнее время  стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся,  строить процесс обучения,  сопоставляя  цели обучения и возможности социальному заказу общества и  с желаниями обучаемых.  Существует разнообразные концепции дифференциации обучения. 

      Для реализации дифференцированного обучения наиболее важными являются следующие принципы: 

1) принцип проблемности   - это получение знаний в результате собственной активной познавательной деятельности , а не в готовом виде; 

2) принцип взаимообучения – это мобилизация парных, групповых,  форм деятельности;

3) принцип  исследования изучаемых проблем и явлений  - это развитие учебно- познавательной деятельности;

4) принцип  индивидуализации – это  организация деятельности с учетом индивидуальных способностей;

5) принцип создания мотивации  - это активная мыслительная деятельность.

Чтобы  построить дифференцированное обучение на уроках математики,  которое бы являлось средством формирования учебной мотивации учеников в классах разного уровня подготовки, вышеизложенные принципы будут теоретическими предпосылками решения проблемы.  

Недопустимо, чтобы у учащихся, изучающих математику, была недостаточно сформирована или даже отсутствовала вычислительная культура. Усвоение геометрического материала у большинства учеников проходит только для оценки. Например. Мотивация к изучению геометрии перекрывается апатией из-за постоянного непонимания. Еще до прочтения условия задачи по геометрии, ее решение кажется невозможным. В целом количество слабоуспевающих учащихся по математике становится все больше и больше.

Арифметические навыки, составляющие вычислительную культуру, являются основой математического образования. В начальной школе сократили количество часов на изучение математики, поэтому многие ученики при переходе в 5 класс не знают даже таблицу умножения. Если учитель своевременно заметит наличие проблемы  у ученика, выяснит причину отсутствия данных знаний, например, таблица умножения не выучена своевременно; учащемуся трудно ее запомнить; учащийся не понимает связи между таблицей умножения и арифметическими действиями: сложением, вычитанием, делением; данная проблема может быть решена. К процессу восполнения данного пробела надо привлечь в помощь и родителей, в противном случае ученик с первых дней обучения в основной школе будет обречен на непонимание и отставание в изучении данного предмета.

Одной из проблем в восприятии учебного материала разделов математики является то, что даже практические задания являются моделями, напоминающими реальную действительность. Часто ученики жалуются на то, что им приходится запоминать огромное количество специальных формул и учиться решать задачи, которые, как им  кажется, в жизни совсем не пригодятся. Учителю надо провести беседу с учащимися о целях образовательной области « математика», затем в процессе изучения нового материала по возможности стараться как можно больше вводить задач с практическим  содержанием, больше приводить примеров применения изучаемого в реальной жизни, тогда можно будет решить эту проблему уже с первых дней занятий.

Объяснение и доказательство ученикам необходимости изучения предмета, сформирование у них представления о математике как форме описания и методе познания действительности, о математике как универсальном языке науки и техники и средстве моделирования явлений и процессов- это основная задача учителя в этом вопросе.

Преемственность в изучении учебного материала по математике для того, чтобы не было пробелов в знаниях. Если ученик пропустил рассмотрение ряда тем, это не позволит ему быть успешным. Учителю при этом надо по каждому ученику постоянно держать на контроле данный вопрос, особенно это касается слабых по предмету учеников.

Ученики пропускают уроки не только по болезни, даже сидя на уроке, ученик может вовремя не включиться в работу, пропустив при этом основной учебный материал, может даже просто не понять изучаемый материал.

Обычно очень малое количество учеников признается об этом и потом обратится к учителю за помощью. Часто это выясняется после выполнения по данной теме контрольной работы. Поэтому контроль за уровнем усвоения предмета необходимо осуществлять на каждом уроке в разных формах: при собеседовании; при постановке проблемы; при проведении проверочной работы, математического диктанта, устного счета, самостоятельной работы, практической работы; при выполнении творческого домашнего задания и так далее. Но  сначала надо провести проверочную работу, чтобы узнать уровень полученных ранее учениками знаний.

Со слабыми учащимися на дополнительных занятиях, учитель должен узнать причины, по которым данный ученик плохо усваивает преподаваемый предмет.  Самостоятельная работа учащихся,  выполнение специальных небольших по объему закрепляющих домашних заданий, так же введение в курс проводимой дополнительной работы родителей учащихся является залогом результативности проводимых дополнительных  занятий.

Приведу перечень педагогических технологий, используемых при работе со слабоуспевающими учениками:

1) индивидуализация образовательного процесса;

2) обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

3) диалоговая форма обучения;

4) применение игровых форм обучения;

5) применение карточек, творческих заданий.

Перечень форм контроля:

1) проведение устных и письменных опросов;

2) проведение самостоятельных и проверочных работ;

3) предметные тестирования;

4) проведение собеседований;

5) проведение контрольных работ.

Принципы построения — приоритет индивидуальности, уникальности, самобытности ребенка.

Принципы реализации — путем выстраивания учеником  совместно с взрослыми индивидуального пути развития создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности.

Реально оценивать свои возможности ученикам помогает уровневая дифференциация. В результате происходит повышение интереса к математике, устанавливаются партнерские отношения между учеником и  учителем,  психологическое напряжение ученика на уроках снижается.  

     Проводить объективный текущий контроль и корректировку знаний учителю помогают карточки, программированные задания, тесты.   Активизация учебно-познавательной деятельности учеников относится  к наиболее эффективным средствам индивидуализации учебной деятельности.  А основной формой  этой деятельности является самостоятельная работа учеников в классе.   Но как же все-таки организовать учебную работу так,  чтобы она активизировала каждого отдельного ученика?        

        Важным является организация индивидуализации на всех этапах: закреплении и повторении, при контроле знаний,  при планировании, изложении нового материала.  Необходимо учитывать при составлении тематического планирования  следующие правила:

1)  крупными блоками организовывать изучение материала; 

2)  этапам закрепления и отработки материала уделять наибольшее внимание,  потому что материал следует изучать так,  чтобы  урокам закрепления отводилось  наибольшее время;

3)  надо выделять время в планировании  для подготовки к зачету, на зачетный урок и резервное время на доработку  учебного материала. 

      Необходимо   дифференцировать требования к  усвоению нового материала при его изложении  на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению.  Весь новый материал  очень основательно, на высоком уровне,  рассматривается со всеми учениками,   который задается программой и уровнем изложения учебного материала.    Выделяется обязательный теоретический материал при повторном кратком изложении, который оформляется в виде краткого конспекта.

       Закрепление материала необходимо начинать с решения самых простейших задач и проводить с обязательным предъявлением образцов деятельности.  На этапе первичного закрепления задания учениками должны выполняться с помощью одной или даже  двух  логических операций,  на прямо поставленный вопрос требовать лишь прямого ответа. Конечно  лучше всего первичное закрепление проводить в форме кратковременной самостоятельной работы, или же фронтальной беседы.  Организация самостоятельной работы учеников поэтому приобретает особое значение.  

       Самостоятельные работы рассчитаны обычно на 10-15 минут. Они  предназначены для текущего оценивания знаний.  Самостоятельные работы включают в себя как качественные и экспериментальные,  так и расчётные задачи.  Все самостоятельные работы должны состоять из нескольких вариантов четырёх уровней сложности (начальный,  средний,  достаточный и высокий уровень).  Ученик сам выбирает уровень задач,  если он успешно решил задачу, например, среднего уровня,  то он может перейти к следующему уровню  и так далее.  Самостоятельные работы

можно рассматривать и как обратную связь учитель-ученик. Например, если из 25  учащихся 60%  выбрали высокий и достаточный уровень и правильно выполнили его задания, то класс хорошо усвоил изученный материал. Учебный материал усвоен слабо,  если только 3 ученика выбрали высокий уровень,    4 - достаточный, а остальные учащиеся – средний и начальный уровни . 

       Лучше усвоить программный материал помогает обобщение, систематизация. А систематизацию по какой-либо теме желательно проводить  в форме урока-зачета  или в форме смотра знаний. Такая форма обобщения нравится учащимся,    расширяет   кругозор,  развивает творческие возможности,  повышает их общую культуру.

Алгоритм

деятельности педагогического коллектива с детьми, испытывающими трудности в обучении.

1. Проведение  психолого-педагогической диагностики обучающихся в начале года с целью определения индивидуальных особенностей детей, испытывающих трудности в обучении, выявления уровня обученности. 

2. Разработка плана работы по преодолению неуспеваемости.

3. Составление расписания индивидуально-групповых занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении.

4. Разработка планов ликвидации пробелов в знаниях по каждому обучающемуся с указанием умений и навыков, которые будут отрабатываться на каждом занятии.

5. Ведение журналов и тетради обучающихся для индивидуально-групповых занятий.

6. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

7. Разработать систему работы над ошибками после проведения самостоятельных и контрольных работ.

8. Разработать систему дифференцированных домашних заданий.

9. Разработать программу деятельности с родителями обучающихся.

Рекомендации

для учителя по работе со слабоуспевающими детьми.

1. Верьте в способности любого ученика и старайтесь передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед своего воспитанника.

2. Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общения с ребенком , не получить результата обучения.

3. Для неуспевающих учеников необходим период вживания в материал. Не торопите их, чтобы пришел успех, требуется время.

4. Не следует принимать примитивно работу с детьми . Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоциональной сферы, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении должна меняться по мере развития учащихся.

5. У  некоторых детей  слабо развито абстрактное мышление – лучше – наглядно-образное. Постарайтесь находить образы в изучаемом материале, привлекать к изложению такие занимательные средства, которые бы воздействовали на эмоции, чувства, интерес к учению (литературные произведения, музыку, картины, мультимедийные источники).

6. Не следует гнаться за обилием излагаемого материала. Лучше выбрать главное, изучить его, повторить, закрепить.

7. Следует вести учет учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи, учитывать пробелы в знаниях. Таким учащимся можно давать интересные дополнительные домашние задания. На уроках старайтесь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, включайте слабоуспевающих учащихся в активную деятельность. Постарайтесь постоянно отслеживать динамику их развития. 

8. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, дается больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

9. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

10. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

11. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

12. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

13. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

14. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

15. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×