«Система работы по охране и укреплению здоровья обучающихся в ОГКОУ «Школа № 11» г. Димитровграда»

Автор: Скопцова Светлана Геннадьевна

 

«Система работы по охране и укреплению здоровья обучающихся

 

в ОГКОУ «Школа № 11» г. Димитровграда»

 

 

 

Скопцова Светлана Геннадьевна,

 

учитель социально – бытовой ориентировки.

 

 

 

      В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

 

Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед коллективом ОГКОУ «Школа № 11», которая созвучна с одной из целей работы школы:

 

- формировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни, обновлять и развивать систему работы по охране здоровья.

 

В ходе реализации данной задачи в образовательном учреждении была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.

 

 

 

   Задачи работы системы:

- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;

- создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;

- адаптация учащихся к жизни в обществе;

- формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.

 

 

 

Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:

 

 1. Рациональная организация учебного процесса:

 

   - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

 

  - использование здоровьесберегающих технологий: групповые и игровые методы обучения;

 

  - личностно – ориентированный подход к обучению;

 

  - строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

 

  - рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;

 

  - составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.

 

Большое внимание администрация школы уделяет созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

 

В зоне постоянного контроля администрации школы находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

 

Педагоги школы грамотно строят урок с позиций здоровьесбережения, учитывая при этом обстановку и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.). В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.

 

Особое внимание уделяется:

 

- плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

 

- количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

 

-  длительности каждого вида учебной деятельности;

 

- частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

 

- количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

 

- месту, длительности и условиям применения ТСО;

 

- частоте чередования видов преподавания

 

- наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

 

Итак, комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

 

 

 

2. Психологическая поддержка учащихся:

 

 - создание комфортного психологического климата в школе;

 

- индивидуальные консультации учащихся и их родителей;

 

- психологический тренинг учащихся.

 

Проводятся мероприятия, позволяющие решать такие задачи, как создание психологического комфорта для учащихся в школе. Это:

 

         Проведение диагностик по выявлению уровня эмоционально-волевой сферы, тревожности, мотивации и высших психических функций обучающихся;

 

         Проведение тренинговых занятий по снятию психоэмоционального напряжения;

 

         Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с целью повышения уровня эмоционально-волевой сферы «Развитие эмоциональной сферы учащихся» (автор Ирина Вежновец).

 

       Анализ показывает положительную  динамику в эмоциональном состоянии детей на конец учебного года,   а также снижение уровня тревожности.

 

В феврале 2014 года была проведена Неделя Психологии.  Программа недели включала в себя разнообразные мероприятия:

 

- Психологические акции «Солнце есть в каждом» - фотовыставка учащихся, «Подари улыбку другу», «Неделя добрых дел».

 

- Тренинговые занятия «Я рисую настроение», «В стране Клякс».

 

- Родителям были разработаны памятки по теме: «Если ваш ребенок…», с рекомендациями по успешному воспитанию застенчивых, гиперактивных детей.

 

      Классификация обращений по проблемам по результатам 2013-2014 учебного года:

 

         Проблемы, связанные с обучением – 48;

 

         Проблемы, связанные с поведением – 21;

 

         Эмоциональные проблемы – 6;

 

         Проблемы, связанные с воспитанием – 13.

 

      В рамках социально-психологического сопровождения проводится работа по реализации следующих программ:

 

- Профилактика употребления ПАВ, алкоголя;

 

- Вредные привычки.

 

В течение учебного года проводится анкетирование учащихся 5-11 классов о вредных привычках, позволяющее выявить реальную наркогенную ситуацию, отношение к алкоголю и курению и предпринять меры профилактики пагубных пристрастий.

 

 

 

3.  Внеклассная, физкультурно–оздоровительная работа:

 

 - полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;

 

- организация динамических пауз и часов, физкультминут на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;

 

- проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных соревнованиях;

 

- оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием;

 

- классные часы, общешкольные мероприятия.

 

Внеурочная деятельность, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности формируются и развиваются.

 

Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.

 

В школе  проходят занятия с обучающимися всех групп здоровья, включающие в себя подвижные игры,  общеразвивающие  упражнения, спортивные игры, соревнования. Из диаграммы мы видим, что возрастает количество детей V группы здоровья  - это, в основном, наши дети – инвалиды.

 

Регулярно в школе проходят Дни здоровья с привлечением всех детей и родителей.

 

Сложилась в нашей школе и система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Систематически в школьной библиотеке действует выставка литературы, цель которой – формирование здорового образа жизни и здорового гражданина 21 века.

 

 

 

4. Медицинское сопровождение:

 

- профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;

 

- контроль выполнения санитарных правил;

 

- мониторинг состояния здоровья детей, в том числе  подробный анализ заболеваемости учащихся.

 

Медицинское обслуживание осуществляется штатными работниками:

 

- врач-педиатр - 0,25 ставки;

 

- врач-психиатр - 0,25 ставки;

 

- старшая медицинская сестра – 1 ставка;

 

- медицинская сестра – 0,75 ставки.

 

Медицинское обслуживание включает в себя систематические медицинские осмотры врачами и м/с.:

 

а) проведение ежедневных  амбулаторных приёмов;

 

б) оказание неотложной и скорой медицинской помощи;

 

в) проведение  углубленных медицинских осмотров врачами и бригадами специалистов ОДКБ с применением УЗИ диагностики, лабораторных исследований.

 

 Медицинский кабинет, кабинет врача, находится на 2-ом этаже. Прививочный кабинет – на 3-ем этаже. Кабинет врача, прививочный кабинет оборудованы по требованиям САНПИНа. Всё необходимое для оказания первой медицинской и неотложной помощи имеется.

 

 План профилактических прививок  выполняется на 98 – 100%. 

 

Занятия лечебной физкультурой для обучающихся организованы в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского осмотра. Для проведения занятий оборудован кабинет:

 

1.Шведская стенка

 

2.Скамейка гимнастическая

 

3.Массажёр для стоп

 

4.Резиновые мячи

 

5.Обручи, скакалки

 

6.Гимнастические палки

 

7.Велотренажёр

 

8.Беговая дорожка

 

Занятия проводятся с учётом  имеющихся нарушений  опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопия, сколиоз)  по программе «Азбука здоровья», которая  рассчитана на 1 час в неделю.

 

            На  занятиях с учащимися выполняются:

 

1.Корригирующие упражнения.

 

2.Упражнения для формирования правильной осанки.

 

3.Упражнения для профилактики плоскостопия.

 

4.Упражнения на тренажёрах.

 

5.Упражнение на равновесие.

 

6.Упражнения на шведской стенке.

 

Сняты с  «Д» учёта  учащиеся, посещающие занятия:

 

2011 – 2012 уч. год

2012 – 2013 уч. год

2013 – 2014 уч. год

2

3

3

 

 

 

5. Рациональное школьное питание:

 

 - обеспечение рациона учащихся  с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);

 

 - повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;

 

 - составление 10-дневного меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.

 

2-х разовое горячее питание в школе организовано на основании Федерального  закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 37 «Организация питания обучающихся».

 

На 2014 – 2015 учебный год составлено двухнедельное цикличное меню с подсчётом белков, жиров, углеводов, калорий и минералов, согласованное руководителем Регионального Управления 172 ФМБА России  Т. П. Тепловой.

 

Расписание занятий составлено с перерывом достаточной продолжительности для питания обучающихся.

 

Приём сырых продуктов осуществляет кладовщик, качество контролирует медицинская сестра. Продукты на склад доставляют по договорам поставки:

 

- ООО «Симбирскэнергоснаб»;

 

- ОАО «Средняя Волга» - мясо и мясные продукты,  колбасные изделия, крупы, кондитерские изделия, масло растительное;

 

- Филиал ООО Ульяновск «Хлебпром» Димитровград хлебокомбинат.

 

- ИП Аламов Д. Н. – фрукты, сухофрукты.

 

Продукты, поступающие на склад, проверяют по весу, принимают при наличии соответствующих документов.

 

 

 

6.  Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:

 

  - повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;

 

  - привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.   

 

     Все педагоги школы – это высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее и среднее специальное образование и стаж работы от 5 лет.   Кроме того, все сотрудники школы прослушали лекции санитарного врача по новым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» и сдали санминимум по итогам обучения.

 

      Взаимоотношения с родителями строятся по принципу  уважения, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении внеклассных мероприятий такие воспитательные задачи, как формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.   

 

В плане просветительской деятельности проводятся встречи с врачом-наркологом, врачом-гинекологом и медицинским психологом.

 

 

 

7. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:

 

   - состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;

 

  - необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с   учащимися;

 

  - оснащение физкультурного зала необходимым оборудованием и  инвентарём;

 

  - грамотное  оснащение школьной столовой;

 

  - организация качественного питания.

 

  Благодаря развитию инфраструктуры учреждения,  укреплению материально-технической базы в школе созданы комфортные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ, что способствует качественному росту УВП и созданию коррекционно-развивающей, здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

 

     В школе эффективно реализована ОЦП «Ремонт аварийных школ 2010-2011 годы».

 

     В 2012 году  получен денежный грант за участие в областном конкурсе ОУ, реализующих программу модернизации в Ульяновской области на 2011-2015 годы.

 

    Такая целенаправленная систематическая работа даёт свои результаты:

 

-снизилось количество пропусков уроков по причине болезни;

 

-за последние три года наблюдается тенденция уменьшения хронических заболеваний;

 

-100%  учащихся получают горячее питание;

 

-занятость учащихся в кружках и секциях составляет 92,2%;

 

-уменьшилось количество курящих старшеклассников;

 

-по итогам медицинского осмотра улучшилось физическое здоровье детей, школа работает без карантинов в течение трёх лет.

 

 

 

Ожидаемые результаты:                                                                                                                 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:                                                          - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;                      - элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;                                                           - первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;                                                       - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;                                                                                       

 

 -знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения.    

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x