«Система работы по охране и укреплению здоровья обучающихся в ОГКОУ «Школа № 11» г. Димитровграда» ☼
Автор: Скопцова Светлана Геннадьевна
«Система работы по охране и укреплению здоровья обучающихся
в ОГКОУ «Школа № 11» г. Димитровграда»
Скопцова Светлана Геннадьевна,
учитель социально – бытовой ориентировки.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.
Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед коллективом ОГКОУ «Школа № 11», которая созвучна с одной из целей работы школы:
- формировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни, обновлять и развивать систему работы по охране здоровья.
В ходе реализации данной задачи в образовательном учреждении была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.
Задачи работы системы:
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
- создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
- адаптация учащихся к жизни в обществе;
- формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.
Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:
1. Рациональная организация учебного процесса:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
- использование здоровьесберегающих технологий: групповые и игровые методы обучения;
- личностно – ориентированный подход к обучению;
- строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;
- составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.
Большое внимание администрация школы уделяет созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
В зоне постоянного контроля администрации школы находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
Педагоги школы грамотно строят урок с позиций здоровьесбережения, учитывая при этом обстановку и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.). В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности.
Особое внимание уделяется:
- плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
- количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
- длительности каждого вида учебной деятельности;
- частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
- количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
- месту, длительности и условиям применения ТСО;
- частоте чередования видов преподавания
- наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Итак, комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Психологическая поддержка учащихся:
- создание комфортного психологического климата в школе;
- индивидуальные консультации учащихся и их родителей;
- психологический тренинг учащихся.
Проводятся мероприятия, позволяющие решать такие задачи, как создание психологического комфорта для учащихся в школе. Это:
• Проведение диагностик по выявлению уровня эмоционально-волевой сферы, тревожности, мотивации и высших психических функций обучающихся;
• Проведение тренинговых занятий по снятию психоэмоционального напряжения;
• Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с целью повышения уровня эмоционально-волевой сферы «Развитие эмоциональной сферы учащихся» (автор Ирина Вежновец).
Анализ показывает положительную динамику в эмоциональном состоянии детей на конец учебного года, а также снижение уровня тревожности.
В феврале 2014 года была проведена Неделя Психологии. Программа недели включала в себя разнообразные мероприятия:
- Психологические акции «Солнце есть в каждом» - фотовыставка учащихся, «Подари улыбку другу», «Неделя добрых дел».
- Тренинговые занятия «Я рисую настроение», «В стране Клякс».
- Родителям были разработаны памятки по теме: «Если ваш ребенок…», с рекомендациями по успешному воспитанию застенчивых, гиперактивных детей.
Классификация обращений по проблемам по результатам 2013-2014 учебного года:
• Проблемы, связанные с обучением – 48;
• Проблемы, связанные с поведением – 21;
• Эмоциональные проблемы – 6;
• Проблемы, связанные с воспитанием – 13.
В рамках социально-психологического сопровождения проводится работа по реализации следующих программ:
- Профилактика употребления ПАВ, алкоголя;
- Вредные привычки.
В течение учебного года проводится анкетирование учащихся 5-11 классов о вредных привычках, позволяющее выявить реальную наркогенную ситуацию, отношение к алкоголю и курению и предпринять меры профилактики пагубных пристрастий.
3. Внеклассная, физкультурно–оздоровительная работа:
- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;
- организация динамических пауз и часов, физкультминут на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
- проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных соревнованиях;
- оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием;
- классные часы, общешкольные мероприятия.
Внеурочная деятельность, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности формируются и развиваются.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
В школе проходят занятия с обучающимися всех групп здоровья, включающие в себя подвижные игры, общеразвивающие упражнения, спортивные игры, соревнования. Из диаграммы мы видим, что возрастает количество детей V группы здоровья - это, в основном, наши дети – инвалиды.
Регулярно в школе проходят Дни здоровья с привлечением всех детей и родителей.
Сложилась в нашей школе и система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Систематически в школьной библиотеке действует выставка литературы, цель которой – формирование здорового образа жизни и здорового гражданина 21 века.
4. Медицинское сопровождение:
- профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
- контроль выполнения санитарных правил;
- мониторинг состояния здоровья детей, в том числе подробный анализ заболеваемости учащихся.
Медицинское обслуживание осуществляется штатными работниками:
- врач-педиатр - 0,25 ставки;
- врач-психиатр - 0,25 ставки;
- старшая медицинская сестра – 1 ставка;
- медицинская сестра – 0,75 ставки.
Медицинское обслуживание включает в себя систематические медицинские осмотры врачами и м/с.:
а) проведение ежедневных амбулаторных приёмов;
б) оказание неотложной и скорой медицинской помощи;
в) проведение углубленных медицинских осмотров врачами и бригадами специалистов ОДКБ с применением УЗИ диагностики, лабораторных исследований.
Медицинский кабинет, кабинет врача, находится на 2-ом этаже. Прививочный кабинет – на 3-ем этаже. Кабинет врача, прививочный кабинет оборудованы по требованиям САНПИНа. Всё необходимое для оказания первой медицинской и неотложной помощи имеется.
План профилактических прививок выполняется на 98 – 100%.
Занятия лечебной физкультурой для обучающихся организованы в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского осмотра. Для проведения занятий оборудован кабинет:
1.Шведская стенка
2.Скамейка гимнастическая
3.Массажёр для стоп
4.Резиновые мячи
5.Обручи, скакалки
6.Гимнастические палки
7.Велотренажёр
8.Беговая дорожка
Занятия проводятся с учётом имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопия, сколиоз) по программе «Азбука здоровья», которая рассчитана на 1 час в неделю.
На занятиях с учащимися выполняются:
1.Корригирующие упражнения.
2.Упражнения для формирования правильной осанки.
3.Упражнения для профилактики плоскостопия.
4.Упражнения на тренажёрах.
5.Упражнение на равновесие.
6.Упражнения на шведской стенке.
Сняты с «Д» учёта учащиеся, посещающие занятия:
2011 – 2012 уч. год |
2012 – 2013 уч. год |
2013 – 2014 уч. год |
2 |
3 |
3 |
5. Рациональное школьное питание:
- обеспечение рациона учащихся с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);
- повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;
- составление 10-дневного меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.
2-х разовое горячее питание в школе организовано на основании Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 37 «Организация питания обучающихся».
На 2014 – 2015 учебный год составлено двухнедельное цикличное меню с подсчётом белков, жиров, углеводов, калорий и минералов, согласованное руководителем Регионального Управления 172 ФМБА России Т. П. Тепловой.
Расписание занятий составлено с перерывом достаточной продолжительности для питания обучающихся.
Приём сырых продуктов осуществляет кладовщик, качество контролирует медицинская сестра. Продукты на склад доставляют по договорам поставки:
- ООО «Симбирскэнергоснаб»;
- ОАО «Средняя Волга» - мясо и мясные продукты, колбасные изделия, крупы, кондитерские изделия, масло растительное;
- Филиал ООО Ульяновск «Хлебпром» Димитровград хлебокомбинат.
- ИП Аламов Д. Н. – фрукты, сухофрукты.
Продукты, поступающие на склад, проверяют по весу, принимают при наличии соответствующих документов.
6. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
- повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.
Все педагоги школы – это высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее и среднее специальное образование и стаж работы от 5 лет. Кроме того, все сотрудники школы прослушали лекции санитарного врача по новым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» и сдали санминимум по итогам обучения.
Взаимоотношения с родителями строятся по принципу уважения, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении внеклассных мероприятий такие воспитательные задачи, как формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
В плане просветительской деятельности проводятся встречи с врачом-наркологом, врачом-гинекологом и медицинским психологом.
7. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
- состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
- необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися;
- оснащение физкультурного зала необходимым оборудованием и инвентарём;
- грамотное оснащение школьной столовой;
- организация качественного питания.
Благодаря развитию инфраструктуры учреждения, укреплению материально-технической базы в школе созданы комфортные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ, что способствует качественному росту УВП и созданию коррекционно-развивающей, здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
В школе эффективно реализована ОЦП «Ремонт аварийных школ 2010-2011 годы».
В 2012 году получен денежный грант за участие в областном конкурсе ОУ, реализующих программу модернизации в Ульяновской области на 2011-2015 годы.
Такая целенаправленная систематическая работа даёт свои результаты:
-снизилось количество пропусков уроков по причине болезни;
-за последние три года наблюдается тенденция уменьшения хронических заболеваний;
-100% учащихся получают горячее питание;
-занятость учащихся в кружках и секциях составляет 92,2%;
-уменьшилось количество курящих старшеклассников;
-по итогам медицинского осмотра улучшилось физическое здоровье детей, школа работает без карантинов в течение трёх лет.
Ожидаемые результаты: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения.