«Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников». | Пелевина Олеся Леонидовна. Работа №239632
Автор: Пелевина Олеся Леонидовна
Экологическое воспитание в настоящее время - не только одно из наиболее сложных направлений в работе дошкольников, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет важную роль в жизни ребенка. Следовательно, для формирования основ экологической культуры дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержания, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 46 «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников».
(В рамках педагогического совета
«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»)
Составила и провела:
воспитатель Пелевина О.Л.
Балашиха
2 слайд: Экологическое воспитание в настоящее время - не только одно из наиболее сложных направлений в работе дошкольников, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет важную роль в жизни ребенка. Следовательно, для формирования основ экологической культуры дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержания, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.
3 слайд: В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы: родительские собрания, консультации, тетради взаимодействия с родителями, открытые занятия; экологические стенды; экологические газеты; викторины; развлечения; информационные письма и памятки; анкетирование; почтовые ящики и беседы, конференции.
так и нетрадиционные: деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, конкурсы среди родителей, природоохранные акции; родительско-детские тренинги, фотовыставки и фотоконкурсы, семинары-практикумы круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
4 слайд: Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель;
педагог — ребенок — родитель.
5 слайд: В нашей группе была разработана система сотрудничества родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование: Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблему, требующую педагогической помощи. Составили план для родителей просветительской работы в группе по экологическому воспитанию.
Апробация разных форм сотрудничества с целью оптимизации экологического воспитания детей включает два этапа:
*На первом этапе мы ставили цель: просвещение родителей, формирования мотива сотрудничества.
Задачи:
Организация продуктивной деятельности по инициативе
воспитателей
с
родителями и детьми
;
Разработка новых форм работы с родителями
(реализация планов просветительской
работы
в группе)
*На втором этапе мы ставили цель: Реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию.
Задачи:
повышение уровня нравственно-
экологигической компетентности родителей
;
вовлечение
родителей в совместную с ДОУ экологически
ориентированную деятельность;
создание в ДОУ атмосферы общности интересов по
экологическому воспитания дошкольников
.
6 слайд: На первом этапе мы разработали формы работы, которые способствовали бы формированию мотива взаимодействия сотрудничества с родителями. Можно отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес.
В помощь родителям оформили экологический стенд, где помещаем статьи, рекомендации, консультации, папки - передвижки по сезонам (зима, весна, лето, осень) где давали советы, помещали стихи, загадки по теме, приметы, интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы, словесные игры для разучивания дома, описания опытов. Выполненные домашние задания в виде рисунков, поделок выявляли заинтересованность и родителей и детей. Было также проведено собрание по теме «О здоровье всерьёз», где рассказывали о профилактике простуды и гриппа среди детей, о системе закаливания в детском саду и о пользе и необходимости детских прогулок. Профилактика детского травматизма. Предложила родителям принять участие в профилактике ОРВИ. Родители вместе с детьми сделали чесночные бусы, принесли чеснок, а мы вместе с детьми посадили лук.
7 слайд: Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. Так были проведены выставки, «Золотая осень» и «Новогодняя планета» «Осенние фантазии» «Пасха», «Весна - красна» т.д.
8 слайд: На втором этапе вовлекли родителей в совместную деятельность - в природоохранные акции. В преддвериях Нового года была проведена акция «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов», которая нашла широкий отклик у родителей. Созданные ими плакаты, были вывешены в группе детского сада. Большую фантазию и выдумку родители проявили при изготовлении креативных ёлочек из самых различных материалов: из цветной бумаги, картона, макарон, ваты и др. Очень красивые и необычные получились украшения для оформления группы, выполненные родителями.
9 слайд: Когда проходила акция « Наш лес. Посади дерево», совместно с родителями оформили фотоальбом «Природа нашего города». Привлекли родителей и детей к созданию плакатов «Берегите природу», «Лес наше богатство посвящённой охране природы».
10 слайд: В проекте «Солнечный лучик» с помощью родителей пополнили наш книжный уголок произведениями о весне, а в уголок экспериментирования приобрели лупы, маленькие зеркала для детей, которыми ловили «солнечных зайчиков»; в заключения проекта дети с родителями подарили лучики солнышку.
11 слайд: Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. Мы провели акцию «Покормите птиц зимой! » В уголке помещали советы для родителей, «Помогите синичкам», «Птицы и люди», Вместе с детьми сделали работу «Птицы на кормушке». Провели конкурс «Лучший домик для птиц». Цель; изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада, также провели Акцию «С каждого по зернышку». Цель: сбор корма для птиц. Дети, счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют заинтересованность.
12 слайд: Особое направление нашей работы – вовлечение родителей образовательный процесс. В середине учебного года проводился день открытых дверей. Родители могли посетить открытое занятие по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) «Сказочный лес» в подготовительной группе и во второй младшей группе по рисованию « Одуванчики - цветы, словно солнышко желты»
13 слайд: Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения. Традиционным и важным для нашего детского сада является участие родителей в развлечениях, на утренниках.
14 слайд: Субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом.
15-17 слайд: С большим удовольствием родители вместе с детьми приняли участие в оформлении клумбы. Родители сделали из бросового материала сказочных персонажей и вместе с детьми посадили цветы. Зимой построили горку и украсили участок льдинками и ледяными гирляндами.
18-19 слайд: Мы стараемся привлечь детей их родителей к наблюдению и уходу за животными, которые живут в уголке природы. После многократных экскурсий мы узнали, что у Вари появился хомячок, а у Даши черепаха и морская свинка. Создали в группе альбом «Мои домашние любимцы». Дети много рассказывают о своих путешествиях на море, поездке к бабушке, отдыхе на природе: в парке, в лесу, на даче т.д. И совместно с родителями создали альбомы «Как мы отдыхаем на природе». Цель формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе. Воспитывать у детей желание охранять природу и содержать её в чистоте. «Моя семья» Цель: Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение, заботы о членах семьи. Общая тема разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки, фильмы, улучшают микроклимат в семье, в саду.
20 слайд: Совместно с родителями в группе создан уголок природы, сделали дидактические игры по возрасту, приобрели наглядный материал, книги экологического содержания, оснастили уголок экспериментирования разнообразными материалами для экспериментирования и опытнической деятельности (это-схемы опытов, ёмкости, лупы, материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом, бумагой, магнитом и
21-22 слайд: природным материалом (шишки, каштаны, ракушки т.д.), который используем на занятиях и в играх.
23 слайд: ВЫВОД: Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущее в созидателях жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.