система творческих упражнений | Иванова анна. Работа №209287
Автор: Иванова анна
Статья "Система творческих упражнений" знакомит с опытом работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого мышления как на занятиях по рисованию, так и в свободное от занятий время. Данные упражнения могут выполнять как в обязательном (на занятии) порядке, так и по желанию детей, которые увлекаются изобразительной деятельностью и готовы рисовать в любое время.
Система упражнений по развитию творческого мышления в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач, стоящих перед современным дошкольным образованием является задача развития творческого мышления подрастающего поколения. От умения быстро ориентироваться в условиях неопределенности, приобретения навыков работы с современными техническими и информационными технологиями, быстро совершенствующимися гаджетами, приборами, оборудованием зависит успешность и благополучие современного человека. Увеличивающаяся, изменяющаяся, быстро устаревающая информация требует от ребенка, подростка, юноши, взрослого человека способности анализировать, оценивать и изменять получаемую информацию, исходя из конкретной ситуации, поставленных целей и задач деятельности.
Обучать творческому мышлению необходимо всех детей независимо от имеющихся у них творческих задатков и способностей. В процессе взаимодействия с детьми можно постоянно задавать им вопросы, предлагать выполнять небольшие творческие упражнения, заставляющие малышей думать, сравнивать, анализировать, замечать необычное в обычном, фантазировать и заниматься самостоятельными мини-исследованиями.
Нами была разработана система упражнений на развитие творческого мышления. Данная система представлена в виде упражнений, которые отражают сущность нашей работы с воспитанниками по развитию их творческого потенциала.
1. «Незаконченный рисунок» Что это? Дорисуй изображения.
Цель упражнения: развитие фантазии
Задачи: умения создавать новый образ по части изображения; развивать чувство композиции, формы, цвета, желания довести задуманное дело до конца (создание конкретного образа)
2. «Словесные загадки»
Что представляет
собой
рисунок с изображением квадрата и трапеции?
Какие изображения содержат квадрат и трапецию?
Квадрат Трапеция
Платье Корабль Дом
Фонарик Носок Голова тетеньки с длинными волосами
Ребята, что можно
нарисовать, используя круг
, на котором
изображен прямоугольник?
Круг Прямоугольник
Качель Чупа - чупс Яблоко
Цель упражнения: используя только заданные фигуры, создать новое изображение
Задачи: закрепить умения из простых фигур создавать сложные; активизировать детское мышление, направленное на пробуждение имеющихся у малышей представлений.
3. «Соедини не соединимое»
Например:
Яблоко и книга
Книга про яблоки Яблоко на книге Свечка
Цель упражнения: обучение приему агглютинации
Задачи: развитие активного, оригинального воображения; совершенствование имеющихся у детей представлений об окружающем мире.
4. «Нарисуй по описанию».
Маленькая, имеет перья, 2 крыла,
умеет
летат
ь (п
тица)
Цель упражнения: создать свой образ по представленному описанию
Задачи: учить добиваться поставленных целей; создавать изображение, исходя из собственного представления
Длинная, прямоугольная, имеет 4
ножки, на ней сидят на улице (с
камейка)
Цель упражнения: перевод вербального образа в изобразительный
Задачи: уметь создавать законченный образ по мысленному представлению; видеть разные способы решения задания; достигать поставленных целей деятельности
5. Волшебные превращения (ты волшебник – заколдуй облако)
Облако Цветок Дерево
Овечка Дед Мороз
Цель упражнения: учить видеть необычное в обычном
Задачи: учить преобразовывать знакомое изображение в новое; изменять, дополнять изображения, превращать один образ в другой; радоваться полученному результату
6. Забавные геометрические фигуры
Нарисуй город,
используя только прямоугольники
Город Деревья
Цель упражнения: создание изображения из стандартных, однообразных, повторяющихся форм
Задачи: развитие детской фантазии; желание создать свой, необычный образ; умение синтезировать компоненты целого из частей