Система заданий для формирования коммугикативных УУД на уроках математики в 5 классе

Автор: Зубцова Светлана Леонидовна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

table.MsoTableGrid

{mso-style-name:"Сетка таблицы";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-priority:59;

mso-style-unhide:no;

border:solid windowtext 1.0pt;

mso-border-alt:solid windowtext .5pt;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;

mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

Система заданий для формирования коммуникативных УУД

на уроках математики с использованием  учебника 

Математика. 5 класс.  Авторы: Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.

12-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

 

1.      Определение  и  содержание  универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях  познания и мотивацию к обучению[2, 3]. Овладение ими создает для учащегося возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. 

Все универсальные учебные действия разделены на четыре группы. Конкретное содержание каждой группы УУД, являющееся одновременно и содержанием работы учителя с учеником, можно отразить в таблице 1 [2,11].

Таблица 1

УУД

Содержание деятельности педагога в работе с учеником

Личностные

(«научиться жить»)

Смыслообразование, Я-концепция, моральное сознание, нравственно-этические отношения с собой и миром. 

Регулятивные

(«научиться жить по правилам»)

Целеполагание, целеобразование,  планирование, организация собственной деятельности, самоконтроль, коррекция, самооценка, саморегуляция.

Познавательные

(«научиться учиться»)

Исследовательские действия, разные формы познавательной деятельности, переработки информации, представленной в разной форме, общие приемы доказательства, логические операции и умозаключения.

Коммуникативные («научиться жить вместе»)

Межличностное общение, решение коммуникативных задач, продуктивное взаимодействие и сотрудничество, личностная и познавательная рефлексия и речевая саморегуляция.

 

2.      Состав коммуникативных УУД

Коммуникативные  универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей,  включают в себя  две группы умений:

1) общение и взаимодействие, т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии  и аргументации своей позиции;

2) работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать  и способствовать продуктивной кооперации [2,57].

Видами  учебных  коммуникативных  действий  являются:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра;

-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать желание ученика вступать в диалог с окружающими; знание им норм и правил общения; умение слушать и слышать собеседника, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации, продуктивно работать сообща, в группе.

 

3.      Общие требования к заданиям, направленным на  формирование коммуникативных УУД  в процессе обучения математике

Исходя из содержания и результатов коммуникативных УУД, можно выделить два взаимосвязанных направления их развития в процессе обучения математике:

1) развитие математической речи, обладающей характеристиками аргументированности, лаконичности, доказательности;

2)   развитие комплекса умений, являющихся основой эффективного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

К первому направлению относятся все задания учебника, где обучающиеся  высказывают суждения с использованием математических терминов и понятий, формулируют  вопросы и ответы в ходе выполнения задания, чтения учебника, доказывают верность или неверность выполненного действия, обосновывают этапы решения математической задачи, работают  в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, в ходе проблемного диалога формулируют определения  и признаки математических понятий,  свойств и сверяют  по учебнику, приводят доказательства, анализ и поиск решения текстовой задачи методом мозгового штурма и т.д.

 Традиционно - это задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», «Докажи», «Предположи», «Ответь на вопросы», «Сделай вывод», «Составь задание» и др.

Ко второму направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе. Это такие задания и приемы  работы: проговаривание  в парах, поиск по учебнику ответов на вопросы в паре, группе, комментирование решения в группе, постановка вопросов к решению, приведенному в учебнике, обмен предположениями, первичное закрепление под руководством консультанта, задания на объяснение, описание рисунков, символических записей друг другу в паре.

В рамках системно-деятельностного подхода – это приемы организации коллективно-распределенной познавательной деятельности учащихся с опорой на учебник.

 

4.      Система заданий с целью  формирования и развития коммуникативных  УУД с использованием  учебника  математики  для 5 класса общеобразовательных школ. Авторы: Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. М.: Просвещение, 2011.Ч.1, Ч.2

Формирование УУД на уроках математики происходит на всех его этапах урока и во взаимосвязи, нельзя формировать отдельно какую-то одну группу УУД. Например, в ходе  анализа  текстовой  задачи ученики, отвечая на вопросы, выделяют условие и требование, данные и искомые, используя логическую операцию анализа, относящуюся к познавательным УУД, составляют план решения (это одно из умений регулятивных УУД). Сюжет может натолкнуть ученика к осмыслению собственных смыслов деятельности (одна из составляющих  личностных УУД), формулировка рассуждений способствует развитию коммуникативных УУД.

 Задания приведены к конкретным темам учебника Математика. 5 класс (под ред. Дорофеева В.Г.) и имеют единую структуру: цель, описание, материал, критерии оценивания.  В цели и критериях оценивания не отражены предметные результаты, а показаны примерные требования к отдельным умениям коммуникативных универсальных учебных действий. Подробней описаны задания, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода.

 

4.1.Задание «Загадки-обманки». Тема: Признаки делимости [4,120]

Цель: формирование умения анализировать содержание высказываний и критически относиться к услышанному, не попадаться на альтернативную формулировку вопроса «или-или», в котором ни один из ответов не является правильным, развитие умения обосновывать свое мнение.

Форма выполнения задания: парная - фронтальная.

Описание задания: Учитель предлагает вразброс загадки и вопросы о числах с вариантами ответов, среди которых нет правильного, по теме «Признаки делимости». Учащиеся должны угадать и объяснить сначала друг другу, потом классу. Лучше, если договорятся, какой ответ озвучить, но каждый может высказать свое мнение. Ответы учеников  записываются на доску. После  того, как прозвучат все разные мнения, дети проверяют свои предположения по правилам в учебнике [5].

Примеры вопросов: Число 24 нечетное или делится на 7? Сумма 5 и 17 – четное число? Произведение 234567 26 делится на 13, т.к. 26 делится на 13?   У какого числа больше делителей: 11 или  5? 72 - четное число, т.к. оканчивается на  нечетную цифру 2? Для числа 12 существует 4 делителя или 4 кратных?  Число 450 делится на 9, т.к. 45 делится на 9?  Число 378 не делится на 3, т.к. 7 не кратно 3 или 8 не кратно 3?  

Материал: карточки с числами, учебники.

Критерии оценки:

- умение проявлять уважение к мнению товарища;

- умение помочь друг другу найти в учебнике обоснование неверности ответа;

- умение договориться;

- умение построить высказывание-доказательство методом подведения под правило.

 

4.2.Задание: «Составь вопрос». Тема: Как записывают и читают числа? [4,23]

Цель: формирование умения выделять существенные признаки понятий по тексту, определять или описывать их.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: Учащиеся получают  список  понятий, о  которых необходимо  придумать вопросы, в ходе чтения текста учебника. Список понятий по теме «Как записывают и читают числа?»: позиционная система, десятичная система, арабские цифры, цифры римской нумерации, классы в десятичной системе. После того, как вопросы будут подготовлены, выбранные участники группы задают их другим группам, выбирая человека, который будет отвечать. Список понятий для групп может быть как одинаковым, так и разным.

Материал: карточки с понятиями.

Критерии оценки различны в зависимости от коммуникативной задачи:

- точность, лаконичность ответа;

- количество фактов, найденных в тексте, о понятии;

- грамотность формулировки вопроса.

 

4.3.Задание «Найди пару». Тема: Пирамида. [4,252]

Цель: формирование умения находить определение понятия, заданное в неявном виде, при решении познавательной задачи планировать общение и работу с учебником в паре.

Форма выполнения задания: фронтальная работа, переходящая в работу в парах.

Описание задания:  Класс делится на две группы: Первые получают карточку с названиями понятий: 1)пирамида, 2)основание пирамиды, 3)боковая грань пирамиды, 4)треугольная пирамида, 5)пирамида Хеопса. Вторые – с определением, описанием или родовым понятием для данного: 1)многогранник; 2)многоугольник, противолежащий вершине; 3)треугольники, сходящиеся в одной вершине; 4)пирамида, все грани которой - треугольники; 5)гробница фараона в древнем Египте, имеющая форму четырехугольной пирамиды. Ученики находят в учебнике объяснение «своего» понятия и идут искать пару. Вдвоем по учебнику проверяют правильность своего выбора. С одним и тем же понятием могут работать 5-6 человек, тогда при проверке выполненного задания целесообразно установить, что было трудным, что помогло найти пару, чем описание понятия на карточке отличается от описания в тексте. В игре весь класс одновременно находится в движении, это требует проявления культуры поведения.

Материал: карточки с понятиями и их определениями по количеству учеников в классе.

Критерии  оценки:

- правильность составленного определения;

- умение договориться, найти своего партнера быстрей других;

- умение решать коммуникативную задачу, не создавая помех для других, задавать вопросы сдержанно, точно, быть вежливым с одноклассниками в поиске пары.

 

4.4.Задание «Взаимодиктант» к № 78, 79, 80 (требования задач - запиши числа). Тема: Как записывают и читают числа? [4,25]

Цель: формирование умения строить коммуникативное действие в паре, слушать друг друга, понимать деятельность другого.

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания:  Один из учеников выступает в роли учителя – диктует задания, другой – в роли  ученика,  пишет под диктовку. Ученик,  выступающий в роли учителя,  получает карточку с ответами. Работа может быть выполнена  с чередованием ролей.  Парам, работающим быстрее других, можно предложить выполнить под диктовку дополнительные задания, например, напиши число, например, триста девяносто восемь миллионов пятьдесят шесть.  Рядом запиши число, которое на две тысячи (тридцать две тысячи и др.) больше названного числа.

Материал: карточки с ответами, карточки с дополнительными заданиями.

Критерии оценивания:

- умение слушать сверстника;

- умение управлять работой соседа по парте;

- умение договориться в выборе дополнительного задания.

 

4.5.Задание «Совместное составление опорной схемы». Тема: Треугольники и их виды  [4,133]

Цель: формирование коммуникативных действий в выборе способа представления обобщенной информации об изученных видах треугольников, умения начать и сделать до конца одну работу вдвоем.

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания:    После краткого введения  в тему и объяснения, что такое опорная схема, ученики, сидящие за партой, получают задание: создать опорную схему по теме «Виды треугольников», используя готовые шаблоны треугольников и карточки с названиями видов. Задача пары: составить и подписать свою схему так, чтобы она получилась запоминающейся, логически завершенной, показывала особенности элементов, взаимосвязь между видами треугольников, и представить её.

 Материал: вырезанные из цветной бумаги  шаблоны разных видов треугольников (могут отличаться размером, цветом) и карточки с названиями (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний), клей, листы А4 или А5.

Критерии оценивания:

- наличие в схеме единого замысла, согласованности;.

- умение быстро включиться в работу, прийти к единому мнению, довести работу до конца;

- умение управлять своей и работой соседа по парте;

- умение договариваться и распределять работу в паре равномерно;

- умение составить четкий последовательный рассказ по своей схеме.

 

4.6.Задание «Кто прав?» к  задаче № 487 (блиц-турнир). Тема: Нахождение части от целого и целого по части [4,222]

Цель: формирование умения договориться в паре и выбрать один из нескольких вариантов решения, обосновать выбор методом анализа условия и соотнесения со способом решения задач на дроби, умение принимать мнение партнера, показать ошибку, если она есть, методом подведения под правило, приведенное в учебнике.

Форма выполнения задания: работа в парах и группе.

Описание задания: Перед выполнением второго требования данной задачи: придумать задачу, решаемую этим же способом, но с другими величинами, ученики работают в парах. Каждая пара получает карточки с выражениями, записанными к одной и той же задаче по изученным на уроке способам нахождения части от целого; целого по части. Задание – найти верное выражение, обосновать с использованием правил-алгоритмов, приведенных в учебнике, объяснить друг другу. При несовпадении ответов найти правильное решение с помощью правил на с. 222-223.

Пример: В дачном кооперативе участков. Из них  участков уже застроены. На скольких участках уже застроены дома? Карточка с вариантами решений: ; ; ;  

Материал: карточки с вариантами ответов.

Критерии оценивания:

- правильный выбор карточек;

- умение выслушать сверстника, доказывать правоту методом независимой экспертизы – подведения условия задачи под требования вида задачи и в зависимости от этого выбора способа решения;

- умение договориться в поиске фабулы, числовых данных предлагаемой задачи,  уступить, согласиться с другим мнением.

 

4.7.Задание «Послушай – договорись – предложи». Тема «Перебор возможных вариантов» [4,39]

Цель: формирование умения договориться в паре, сделать выбор, найти «достоинства» совместного решения, задачи и предложить классу.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа, переходящая в работу в паре, коллективный диалог.

Описание задания: По теме «Перебор возможных вариантов» в учебнике предлагается 16 однотипных задач, решаемых методом перебора всех вариантов или составления дерева вариантов. Для того, чтобы  однообразная работа превратилась в увлекательное занятие, можно использовать следующее задание. Ученики просматривают задачи (например, №№ 155, 156, 157, 158, 159, 160). Каждый ученик выбирает три самые интересные, (трудные, легкие и т.д.), по его мнению, показывает их соседу по парте. После этого они из 4-6 задач выбирают три задачи.  Решают их вместе несколькими способами. После окончания самостоятельной работы один ученик из пары представляет  решение.

Материал: учебники.

Критерии оценивания:

- умение выслушать собеседника, договориться,

- умение вместе найти и сформулировать достоинства задачи и решения, помочь партнеру рассказать о них классу.

 

4.8.Задание «Выскажи мнение до и после». Тема: «Степень» [4,67]

Цель: формирование умения предполагать, соотносить известное и неизвестное, выражать свои мысли, делать выводы.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: В начале урока ученикам предлагается заполнить первую колонку таблицы, в которую внесены известные и неизвестные понятия, выражения, примеры, относящиеся к новой теме [5]. Например, по теме «Степень» [4, с.67] эта таблица может выглядеть так:

До

Выражения

После

Слагаемое

Множитель

Степень

Основание

Показатель

Квадрат

Произведение

 

2+2+2+2+2+2+2+2

 

 

7

2

5

8

 

Слагаемое

Множитель

Степень

Основание

Показатель

Квадрат

Произведение

Учащиеся составляют соответствия и показывают их стрелками. После самостоятельного заполнения высказывают предположения, что относится  к теме, как можно назвать это выражение, что не относится. Третья колонка заполняется в конце урока, когда изучен материал, с опорой на учебник. Ученики сравнивают «До» и «После», делают выводы. 

Материал: карточки с таблицами.

Критерии оценивания:

- умение догадаться о значении слова по его грамматическим признакам (показатель – показывает что-то, квадрат – две равные стороны, два равных компонента, основание – на нем что-то построено, воздвигнуто).

- полнота выводов;

- умение использовать учебник для сравнения и формулировки выводов.

4.9.Задание «Составь кроссворд». [5] Тема: Геометрические тела и их изображение.  [4,238]

Цель: формирование умения выделять существенные признаки математических понятий и объектов, формулировать определения названия геометрических тел и их элементов в виде загадки, вопроса, описания, составлять отзыв на работу товарищей.

Форма выполнения задания: групповая работа, межгрупповое взаимодействие.

Описание задания: Класс  разбивается на группы. Каждая группа получает  макет кроссворда – расчерченный на клетки лист А4 и список слов (не больше 5-7) кроссворда, к которым учащиеся в группе находят описание, определение. Составляют вопрос, загадку или изображение. После составления кроссворда  группы обмениваются  работами, выполняют его  по учебнику,  делают вывод о том, как группа наиболее полно отразила понятия изучаемой  темы[5]. 

Примерные слова и определения для кроссворда по теме «Геометрические тела». 1.Многоугольник, из которого состоит многогранник. (Грань). 2. Сторона грани. (Ребро). Название произошло от предмета, которым древние греки затыкали бочку. (Конус). На плоскости круг, в пространстве – шар, на плоскости окружность, в пространстве - … (Сфера). Все грани этого тела – квадраты. (Куб).  Такую форму имеет валик, свеча, барабан, консервная банка. (Цилиндр).  Своей острой вершиной это тело напоминало древним  костер, огонь. (Пирамида).  Этот прием помогает на листе бумаги изображать объёмные тела. (Перспектива).

Материал: листы с макетом кроссворда, учебники.

Критерии оценивания:

- умение  дать ясную формулировку-загадку математическим терминам;

- умение сотрудничать в поиске информации, в составлении перекрестного расположения математических понятий;

- умение распределить роли, работать  вместе;

- умение составить отзыв по содержанию кроссворда.

 

4.10. Задание: «Цепочка признаков». Тема: Деление дробей [5,73].

Цель: формирование умения описывать существенные признаки  математических понятий в условиях недостаточности информации, уважать мнение участников коллективного диалога.

Форма выполнения задания: коллективная игра.

Описание задания: 1-й ученик называет существенный признак понятия по теме «Дроби», 2-й  само понятие. 3-й называет дополнительный признак названного или другое понятие, связанное со вторым, 4-й – признак вновь названного или третье понятие, связанное со вторыми т.д. Задача участников игры – не прервать цепочку. Побеждает тот, кто назвал больше слов или после которого новое понятие не названо. Дети могут искать слова в учебнике, спрашивать, советоваться друг с другом.

Пример. 1-й ученик говорит: Дробь – числитель больше знаменателя. 2-й ученик: Неправильная дробь. 3-й ученик – Правильная дробь. 4-й ученик: числитель меньше знаменателя. 5-й ученик: Знаменатель пишется под чертой и т.д. Цепочка ответов разная, но необходимо, чтобы  все опорные знания для темы «Деление дробей»: дробь, запись смешанного числа в виде дроби, знаменатель, числитель дроби, обратная дробь, правило умножения дробей, -  были названы.  В ходе игры необходимые для урока понятия вывешиваются на доску и обобщаются.         

Материал: демонстрационные карточки со словами дробь, знаменатель, числитель дроби, обратная дробь, пример записи смешанного числа в виде дроби, обобщенное  правило умножения дробей.

Критерии оценки:

- умение находить слова в соответствии с заданием;

- умение сформулировать мысль понятно и ясно;

- соблюдение правил общения в игре, желание дать слово другому, выслушать и продолжить составленную цепочку.

 

4.11.Задание «Составь задание партнёру».[5] Тема: Таблицы и диаграммы [5,262]

Цель: формирование умения представлять символическую информацию в текстовой форме,   выделять требование, условие задачи, находить связи между ними, на основе которых составлять вопросы или задания, развитие уважения друг к другу в общении, внимание к личности.

Форма выполнения задания: работа в парах, взаимодействие двух пар.

Описание задания:  После решения задач с практическим содержанием №№ 1192, 1193, 1194 паре предлагается по газетным материалам, графикам прогноза погоды, изменения роста ребенка, температуры больного и т.д. составить задания  и вопросы для другой пары.

Материал: доступные для детей графики реальных процессов.

Критерии оценки:

- умение читать графики, интерпретировать символическую информацию, точно формулировать вопросы;

- соблюдение норм речевой этики.

К заданиям, развивающим коммуникативные универсальные учебные действия с использованием учебника, также относится работа с иллюстрациями в учебнике. Например, по рисунку или символической записи объясни их смысл, расскажи соседу, что значит - умножить обыкновенные дроби, а он расскажет тебе, что значит - разделить дробь на дробь? По приведенным в учебнике решению задачи, рисунку объясни. составь алгоритм решения.

 

Выводы

Универсальные учебные действия выступают как цель образовательного  процесса, в то же время являются интегрированными умениями, формирование которых происходит в контексте усвоения разных дисциплин, и являются показателем результативности образовательного процесса: чем выше уровень сформированности УУД, тем выше предметные и метапредметные результаты образования. 

Формирование УУД на уроках математики происходит на всех его этапах и во взаимосвязи. Коммуникативные УУД включают в себя  две группы умений, связанных с  общением и взаимодействием со сверстниками, и необходимых для организации совместной деятельности в группе.

Из общих приемов формирования  коммуникативных УУД самым популярными являются разные виды учебных диалогов в паре, группе, приемы, связанные с изменением и передачей информации во взаимодействии со сверстниками и соблюдением норм речевого этикета. Виды заданий  с использованием учебника – это задания, связанные с изучением и трансляцией текста; взаимоопросы, взаимообмен текстами, заданиями по тексту; решение задач, примеров с опорой на объяснение в учебнике, ответы на вопросы по тексту, составление вопросов, разъяснение задач в паре с использованием пошагового алгоритма; изучение нового в парах сменного, постоянного состава; цепочка-опрос по тексту; другие творческие  задания.

Коммуникативные учебные действия считаются сформированными, если ученик желает и умеет общаться, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации, работать в группе.

           

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010г. № 1897.

2.     Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной  школе: от  действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

3.     Дьяченко В.К. Новая  дидактика: М. Народное образование. 2011.

4.     Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика. 5 класс.12-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

5.     Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://fesnival/1september.ru/articles/513374/

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x