Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Ружьина Наталья Владимировна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема выступления:

 

«Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе»  № 1 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Шоу

 « Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»                        2 слайд

 

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

3 слайд.

 В основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения, который сформулирован Л.С. Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за учителем заученный урок, они способны на большее. Дети должны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

В 60-90 годы благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова эта теория превратилась в развёрнутую теорию развивающего обучения.

В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, приоритетным направлением, которых является «соответствия  учебной  деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям».

  4 слайд

Основная идея Стандарта  состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 5 слайд

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
   6 слайд

  Целью деятельностного подхода является: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

 7 слайд

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

8 слайд

Наша школа не первый год работает по программе «Перспективная начальная школа». Мы думаем, что данный комплект соответствует всем требованиям II стандарта начального общего образования. Он хорошо сочетает в себе инновационность и традиции образования. В его основу положен принцип развивающего обучения и системно-деятельностный подход, где ученик является субъектом обучения.

Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

 -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развиваю творческие способности;

 - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Для решения конкретных учебных задач в комплекте «Перспективная начальная школа» в учебном процессе применяем такие инструменты, как лупу, термометр, рамочки, цветные карандаши и маркеры.

Приведу несколько конкретных примеров того, каким образом учебник «Литературное чтение» Натальи Александровны Чураковой реализует деятельностный подход к обучению.

9 слайд

1.     находить и выделять необходимую информацию.

 В учебнике литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда в «Музейном доме» помещены прекрасного качества художественные репродукции. Тексты, представленные в учебнике, воспитывают у ребенка  такие человеческие качества как  доброту, толерантность, ответственность, способность сопереживать и  помогать.  Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы.

Главное, на что следует обратить внимание, – это работа с текстом и иллюстрациями. В УМК большое значение придается иллюстративному материалу, он выступает как самостоятельный источник информации.

Текст можно перечитывать с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск нужных слов.

10 слайд

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

На формирование данного умения направлены, в первую очередь, задания, адресующие учащихся к познавательной и справочной литературе, к словарям, ресурсам Интернета, а также задания, предполагающие поиск и чтение дополнительной художественной литературы на определенную тему, заданного жанра или названного автора.

11 слайд

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).

Учебник и рабочая тетрадь содержат многочисленные методические материалы, помогающие детям в освоении правильного выполнения способов действий, заявленных  стандартом и программой обучения чтению.

В учебнике «Литературное чтение» для 2 класса этому способствует цветной фон – цветовое маркирование части текста, которое помогает учащимся формировать положительное отношение к источникам информации.

Начало каждой части отмечено голубым или жёлтым цветами, позволяющими найти эти части и определить их сходство или различие. Маркирование желтым и голубым цветами по краю листа учебника предполагает прочитывание частей текста разными учениками. Некоторые абзацы в тексте  обведены жёлтым и голубым цветом: это помогает ребенку быстрее и правильнее найти ответы на вопросы учебника.

а) С помощью чередования вертикальных полосок голубого и жёлтого цвета на полях в учебнике организуется чтение текстов по цепочке,

- чтения про себя.

 - развивает навыки периферического зрения.

чтение текста по ролям,

- эмоциональное содержание Так, голубой цвет используется для обозначения обычного, житейского, банального восприятия мира героем произведения, а также для обозначения его негативных эмоций (страха, плохого настроения, разочарования). Жёлтый цвет используется для обозначения жизнеутверждающего мировосприятия, выходящего за рамки житейской логики и связанного со способностью прорваться сквозь пелену обыденности к смыслу и красоте. Кроме этого, жёлтый цвет используется для обозначения приподнятого настроения, эмоций радости и счастья.

Два цветных карандаша - жёлтого (оранжевого) и голубого цвета постоянно присутствуют на уроках литературного чтения. Этим инструментом школьники пользуются в "Тетрадях для самостоятельной работы" практически на каждом уроке. Школьникам предлагаются незнакомые тексты небольшого объёма, читая и анализируя которые они имеют возможность продемонстрировать, насколько успешно формируются разнообразные умения работы с текстом.

2.     Работа с простейшими инструментами (лупой и рамкой) при знакомстве с  художественными репродукциями.

С помощью  вертикальной и горизонтальной рамки можно рассмотреть нужный фрагмент репродукции, её часть.

«Музейный дом», картина Никифора Крылова « Зимний пейзаж»

17 слайд

4. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Реализации данного условия осуществления деятельностного подхода к обучению способствуют, во-первых, вопросы и задания учебника, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии.

Например: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил (поступила) ты? Твоя точка зрения?» - Г.Юдин « Скучный Женя»;

В.Драгунский» Тайное становится явным»

- Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным.

Реализация системно-деятельностного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» позволяет удовлетворить стремление ребенка мыслить и действовать самостоятельно, формирует интерес к учению, помогает реализовывать свои образовательные потребности и это приносит свои результаты.

18 слайд

Закончить свой доклад хочется словами, выдающегося  деятеля XVIII века Ж.-Ж. Руссо: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×