Системно - деятельностный метод обучения на примере ОС "Школа 2100"

Автор: Галинская Наталья Вячеславовна

Системно - деятельностный метод обучения

 

на примере ОС "Школа 2100"

 

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость

 Я бы хотела сейчас обратить ваше внимание  на одну из самых актуальных тем современного образования: системно-деятельностный подход в современной системе образования. Другими словами, системно-деятельностный подход - это формирование умения действовать со знанием дела. 

       В 2010/2011 учебном году наша школа№15 имени Пяти Героев Советского Союза перешла на обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, основная цель которого – развитие личности ребёнка на основе усвоения универсальных способов деятельности. Без их освоения ребёнок не может учиться. И системно-деятельностный подход способствует развитию таких универсальных учебных действий, которые распространяются на все предметы, а также необходимы для решения задач практического характера. Чтобы ученик не оказался беспомощным в современном мире, надо его научить учиться, приобрести способность к самоизменению, саморазвитию.

     Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного ребёнка ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

      Проблемно- диалогическая технология, лежащая в основе программы «Школа 2100»  создаёт для ребёнка  ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния.

     Эта программа обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие  интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Она  адаптирована к стандартам II поколения.  Данный УМК реализует системно-деятельностный подход через ряд деятельностно-ориентированных принципов, а именно:

  а) Принцип обучения деятельности.

   Все предметные УМК, составляющие комплекс УМК ОС «Школа 2100» основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет мне в полном объёме реализовать системно-деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

-проблемно-диалогическая технология,

-технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

-технология оценивания учебных успехов;

-проектная технология.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

     «Школа 2100» - это система развивающего обучения. В ней я активно реализую технологию проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В  понятии «проблемно-диалогическое» обучение  первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

    Учебная проблема существует в 2 формах: как тема урока и как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - это значит помочь ученикам сформулировать тему урока,. Сформулированные в учебниках задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, при  поиске  решения проблемы, закреплении, а также во время тренинговых упражнений.

    В своей работе я использую методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом .

      В настоящее время у меня  четвертый класс по ОС "Школа 2100". В  своей работе  с моими четвероклассниками я создаю ситуацию успеха, чтобы каждый получил и похвалу, и поощрение.).

 Исходя из этого, на 1 этапе использования системно-деятельностного подхода (а это мотивация к учебной деятельности) звучит примерно такой диалог:

- Но у нас времени мало, поэтому мы будем работать дружно все вместе. Договорились?

Или:

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех нам сопутствует успех!

2 этап: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения(постановка проблемного вопроса). В формировании проблемы мне помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи,.

Рассмотрю мой урок русского языка в 4 классе по теме: " Тема урока: «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении».".

Повторяем все о предложении

У вас на партах лежат карточки с предложениями. Вставьте недостающие знаки препинания.

IV. Актуализация знаний (работа в парах).

 1. Ночью месяц сверкает и всѐ освещает. 2. Осенью звѐзды светят ярко но холодно. 3. Дети собрали букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев. 4. Белка наелась оглянулась и исчезла. 5. Небо потемнело и полил сильный дождь. - Давайте проверим предложения по порядку. Расскажите, какие знаки препинания и почему вы поставили. № 1 – между однородными сказуемыми, соединѐнными союзом И – запятая не ставится; №2 – перед союзом НО – ставим запятую; № 3 – перед первым союзом И – запятую не ставим, а перед повторяющем союзом И – ставим; № 4 – между первым и вторым однородными сказуемыми – ставим запятую, а перед союзом И- нет.

V. Постановка проблемы. №5 – могут быть разные варианты ответов. Оцените… А ты как считаешь? - Интересно, с 1 по 4 предложение у нас с вами было одинаковое мнение, а в 5 предложении ваши мнения разошлись, значит на какой вопрос попытаемся ответить?.

3 этап:выявление места и причины затруднения, нахождение выхода из затруднения("открытие нового знания").

Это трудный этап и для учителя, и для ученика. Здесь дети должны понять, "чего они не знают" и найти выход из этого положения. Очень эффективна на этом этапе работа в парах.

Продолжу рассмотрение урока русского языка.

- А где можно найти ответ на этот вопрос? - Ребята, а где мы можем проверить свои предположения? (в учебнике)

Какая тема урока сегодня? (Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении.)

4 этап:первичное закрепление.

5 этап:самостоятельная работа.

6 этап:рефлексия учебной деятельности.

Тот же урок русского языка.

- Какую цель ставили? (узнать что – то новое) - Удалось ли нам сделать открытие? - А ввиде чего? (алгоритма) – Какая тема урока была? – В чѐм главное отличие простого и сложного предложений? - Оцените свою работу на уроке, используя нашу памятку. 1. Урок полезен, всѐ понятно 2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно 3. Ещѐ придѐтся потрудиться 4. Да, трудно всѐ-таки учиться! В результате применения на уроке элементов системно-деятельностного метода, дети самостоятельно «открыли»  и освоили новое знание.

     Благодаря системно-деятельностному методу, проблемному диалогу дети активны, все думают и не боятся выражать свои мысли, какие бы они не были. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей (при групповой работе) позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.

     Главное,к чему мы стремимся, это не механическое запоминание, а задания творческого и поискового характера. Это учит детей планировать, преодолевать трудности и самостоятельно учится

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x