Системно-деятельностный подход на уроках литературы при изучении творчества М. Ю. Лермонтова в 5, 7 классах

Автор: Андреенко Юлия Николаевна

Центром внимания учителя и учеников на уроке литературы становится словесно-художественное произведение, ребята открывают его для себя как произведение искусства, а учитель пытается помочь им его понять. Но произведение искусства не является пассивным объектом изу­чения, оно включает в себя не только образ мира, но и образ мыслей своего творца. Поэтому текст произведения становится полноправным субъектом урока. Задача читающего (и учителя, и ученика) — понять смысл текста, закодированный автором, с помощью художественных образов. Позиция учителя отличается от позиции ученика тем, что он уже знает код или коды, уже познал структуру текста и осмыслил его, а потому может выступить посредником между автором текста (произведения) и учеником в их диалоге.

Очевидно, что первая мысль учителя, готовящегося к уроку, — мысль об устройстве художественного текста и о его смысле. А потому основой урока литературы всегда является концепция произведения, родившаяся в процессе литературоведческого ана­лиза художественного текста. Конечно, толкование произведения искусства всегда носит субъективный оттенок, но всё же любая интерпретация не должна противоречить смысловому инварианту — авторской позиции, авторскому замыслу, который объективирован именно художественной формой. Анализ текста и позволяет учителю максимально приблизиться к авторскому замыслу, почти перево­плотиться в автора, посмотреть на мир с его точки зрения — и при этом у учителя, как и любого читателя, есть право с автором не согласиться. Не забудем, что оно сохранится и за нашими учениками.

Найти смысл произведения помогают такие вопросы.

• Какой мир изобразил автор, по каким законам этот мир существует? Что удивило меня в нём? Что в нём допустимо, а что — нет? Что ценится, что отвергается и почему?

• На какие качества героев обращает внимание читателя автор? Почему именно так складываются их отношения?

• Перед каким выбором автор ставит героев и что определяет их выбор?

• Как оценивают всё происходящее герои и как — автор? Чем авторское отношение к происходящему отличается от отношения героев?

• Что волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до читателя?

• Какие открытия я сделал, прочитав этот текст?

Первое правило: прежде чем проектировать урок, проанализируйте произведение, осмыслите его, сформулируйте для себя важные мысли, выраженные автором, его позицию и художественную идею.

Следует помнить, что это нельзя сделать в двух словах и даже в двух-трёх предложениях. Концепция требует точности формулировок, последовательности в развитии мысли. Её стоит записать.

Кроме произведения учитель будет работать с учениками. Поэтому его вторая мысль — о них: кто из них и как прочитает этот текст, что поймёт, на что обратит внимание, а что пропустит; что его заинтересует, что оставит равнодушным?.. Какие группы чита­телей образуются в классе? Понятно, что точного ответа на эти вопросы не даст даже опытнейший учитель.

Сформулируем второе правило: прежде чем проектировать урок, подумайте о том, как текст может быть воспринят учениками, определите, кому, где и в чём нужна будет помощь.

Выявив для себя идею художественного произведения и специфику его восприятия учениками, мы получаем образы двух субъектов, которым при нашей помощи предстоит вступить в диалог: автора, точнее, его сознания, отражённого в тексте, и читателя-ученика. К этой паре (автор — ученик) добавляется третий участник диалога — посредник, учитель.

Проблема целеполагания

Отталкиваясь от художественной специфики литературного произведения, особенностей его восприятия школьниками и их личностных качеств, учитель выстраивает движение к некоей цели. А что же будет этой целью? Для чего мы вообще входим в класс и разбираем текст? Чтобы ученики вступили в диалог с автором. А зачем им необходим этот диалог? Чтобы узнать о том, каким видит автор мир, что он о нём думает и как к нему относится. Зачем же нашим детям это знание?

Ответить на этот вопрос поможет сама литература. Английский поэт Уильям Блейк так определил назначение поэтов: поэты помогают человеку открывать очи, направленные внутрь. Очевидно, что речь идёт о саморазвитии, о восхождении к тому, что мы называем духовностью, культурой. Эти преобразования необходимы для того, чтобы отыскать истину, найти смысл своего бытия. Поэтому надо учить учащихся поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.

Планируя свою деятельность, мы учитываем цели, которые ставит перед нами программа, но при этом и цель учащегося, пришедшего на урок.

[26, Петерсон Л.Г, 2008, с. 16]

Проектирование учебных задач

Термин «учебная задача» представляет собой развивающую задачу, поставленную перед ребятами учителем и интересную для них, несмотря на её сложность. Почему мы начинаем проектировать содержание уроков именно с учебной задачи? Именно она — смысловое ядро урока: к ней, как реки, сте­каются предыдущие этапы и из неё же вытекают последующие. Учебная задача становится ведущим мотивом ученической деятельности, анализа текста и в то же время позволяет учителю направить деятельность учеников к поставленным целям урока.

Обычно учебная задача ставится двумя способами.

1. Как аналитическое задание. Это может быть вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения; таким образом создаётся проблемная ситуация на материале произведения. Это может быть сопоставление разных вариантов актерского исполнения произведения, иллюстрации разных художников, предварительной и окончательной редакции текста; таким образом создаётся проблемная ситуация с помощью текста и внетекстовых материалов.

2. Как творческое задание: оформить книгу, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению, написать сценарий кинофильма или анимационного фильма, составить режиссёрский киносценарий, стать художниками мультипликаторами или создателями комикса, актёрами-чтецами или актёрами — исполнителями ролей в спектакле, стать членами редакции, выпускающей научно-популярный или научно-художественный журнал, организаторами музейной экспозиции и т.п.

Проектирование этапа обобщения

Этап обобщения завершает изучение произведения и учебной темы. В младших классах он занимает по времени минут пять (если речь идёт о произведении), в среднем звене рассчитан на четверть или половину урока, а в старших классах может потребовать от одного до нескольких уроков. Занятие, завершающее изучение темы, может длиться целый урок и в младшем звене.

Этап обобщения (или, как его называют, заключительное занятие) — это, прежде всего, подведение итогов работы, которую проделали ученики под руководством учителя; это момент осознания того, что им удалось сделать, что они узнали и чему научились. Особенно важна такая рефлексия для учеников 5, 7 -х классов, которые только овладевают приёмами работы с текстом, учатся вести диалог с учителем, автором и одноклассниками. Поэтому в 5, 7-х классах каждый урок, независимо от того, входит он в систему или нет, завершается обобщением. Ребёнок должен уйти домой, осознав, что произошло на уроке, ради чего он трудился.

Уроки в системе, конечно, завершаются выводами, но собственно обобщение происходит после изучения текста как целого.

Рефлексия и творчество требуют не повторения в сжатой форме того, что происходило на уроках, а переноса полученных знаний, сделанных открытий в новую ситуацию. Эту ситуацию и должен создать на уроке учитель.

Этап обобщения можно организовать с помощью произведений других видов искусства, предлагая ребятам сопоставить литературный текст с его интерпретацией или даже с разными интерпретациями.

Ещё она нетрадиционная форма обобщающих уроков — встреча учеников с героем произведения. Конечно, этот герой должен вызвать у ребят множество вопросов. Тогда изучение произведения становится подготовкой к встрече: ученики, осмысляя взгляды героя, пытаются найти в них противоречия, сформулировать, в чём выражается их несогласие с героем и т.п. Класс можно разделить на группы по темам предстоящей беседы. Каждая группа готовит свои вопросы герою, а принимать участие в обсуждении темы могут все. Если урок проводится в средних классах, то на роль героя приглашаем старшеклассника, наделённого актёрскими способностями, отлично владеющего текстом произведения, обладающего даром импровизации и самое главное — хорошо чувствующего и понимающего героя, которого ему предстоит играть, играть в ситуации неопределённой, непредсказуемой.

Викторины и конкурсы (например, по модели «Умники и умницы») столь популярные в средней школе на этапе обобщения, имеют смысл и полезны для развития школьников только тогда, когда требуют не формальных знаний, а умений применять эти знания на практике, в новой ситуации, умений рассуждать, сравнивать, доказывать свою позицию. «Угадайка», которой часто заменяется обобщение, безусловно, развлечёт ребят, но вот принесёт ли пользу? Одно дело, когда ребёнок сам составляет кроссворд, другое дело, когда он его угадывает (это требует памяти, но не мысли).

Итак, этап обобщения необходим не только для подведения итогов и выводов, но и для рефлексии над прочитанным под новым углом зрения.

Проектирование этапа постановки домашнего задания

Этап постановки домашнего задания не имеет строго определённого места в структуре урока. Домашнее задание мы задаём тогда, когда это продиктовано логикой урока. Другое дело, что в конце урока необходимо напомнить ребятам о том, что они должны сделать дома, а главное, объяснить, зачем. Таким образом, домашнее задание — первый шаг в разрешении проблемной ситуации будущего урока; значит, проблемную ситуацию необходимо создавать в конце урока, а обострять и разрешать на следующем.

Очевидно, что чем чётче сформулировано задание, обстоятельнее мотивировано и подробнее прокомментировано, тем больше вероятность того, что оно будет выполнено. Чем младше ученики, тем серьёзнее следует относиться учителю к этому этапу: он не может проходить формально, так как является важнейшим элементом обучения.

Для примера иллюстрирующего этапы проектирования я разработала урок литературы в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x