Статья «Системно - деятельностный подход на уроках математики» (из опыта работы).. Автор: Виноградова Лариса Петровна

Автор: Виноградова Лариса Петровна
Главным в моей работе является «повышение качества обучения с помощью деятельностного подхода».

 

Моя задача: как спроектировать урок который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?


Автор: Виноградова Лариса Петровна

 

 

 

ДОКЛАД

«Системно - деятельностный подход на уроках математики»

(из опыта работы).

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель высшей категории

по математике Виноградова Л.П.

МБОУ гимназия №3 г. Пролетарск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию в процессе активной деятельности. Задача учителя состоит не в том, чтобы всё доступно объяснить и рассказать, а в необходимости организовать работу по активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроке математики.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. А целью является воспитание личности ребенка, умеющего ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Важно развивать такие стороны как планирование, анализ, рефлексия, они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

 

Главным в моей работе является «повышение качества обучения с помощью деятельностного подхода».

Моя задача: как спроектировать урок который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?

 

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации , демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. (Слайд)

На этапе объяснения нового материала предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их самостоятельному к открытию нового, В результате обсуждения подвожу итог. Процесс творчества включает в себя, прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Суть проблемного изложения знаний в том, что я стараюсь не собирать знания в готовом виде, а ставить перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действий. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Что происходит с учащимися: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой, у них возникало состояние недоумения, удивления, возникал вопрос: в чём суть? Далее мыслительный процесс протекает по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Детям не всегда удается осуществить мыслительный поиск, открыть неизвестное, приходится мне им помогать. Так, при изучении темы «Сравнение дробей» перед учащимися стоит проблема, которая прослеживается в формулировке самой темы. На данный момент школьники умеют выполнять сравнение дробей с одинаковым знаменателем и дроби с одинаковым числителем. Но как сравнить две дроби у которых знаменатели и числители различные? У учащихся пауза, а действительно как? Один из учеников выдвигает гипотезу, а если дроби изобразить на координатном луче? Другой предлагает изобразить дроби с помощью круга и сравнить части круга соответствующие дробям. Практически начало решения проблемы положено. Далее рассматриваем другие способы сравнения, находим особые случаи и тем самым достигаем самого главного – учащиеся сами вывели правило сравнения дробей.

 

На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь

именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. (работа в парах у доски ,обычно сильный и слабый)

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания.

 

 

На этапе закрепления и повторения обучающиеся определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с ранее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. (Слайд, пример использования вариативного метода) На этом этапе я отказалась от выставления неудовлетворительной оценки за ответ учащихся. В старших классах оценивание учащихся провожу только по письменным работам, с правом пересдачи. Провожу мониторинг письменных работ с полным анализом.

При подведении итога на этапе рефлексии фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.

Учащиеся подготавливают сообщения и презентации на различные математические темы и выступают с ними на уроках.

Мои ученики регулярно принимают участие в исследовательской конференции «Сократ» и занимают призовые места.

Исходя из этого можно выделить положительные стороны введения стандарта.

Первый плюс - это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности личности. Поэтому во главе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.

Второй плюс ФГОС – воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

Третий плюс – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:

-       начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

-       основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

-       старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне

В заключении хочется отметить, что применение деятельностного подхода в обучении математике помогает развитию у школьников основной школы высокого уровня знаний, умений, приемов мышления, которые в свою очередь способствуют повышению качества обучения по предмету.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x