Системное построение процесса воспитания

Автор: Аркалова Нонна Владимировна

                    Системное построение процесса воспитания[1]

 

Проект этой концепции был разработан в 1991 году уче­ными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот  документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания де­тей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание ... Вос-питание!». Ее авторами являются извест­ные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание рас­сматривается как целенаправленное управление процессом раз­вития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целе­направленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова под­черкивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспита­теля отдается приемам опосредованного педагогического воз­действия: происходит отказ от лобовых методов, от лозун­гов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск исти­ны, развитие через создание воспитывающих ситуаций, раз­нообразную творческую деятельность.

Основные понятия:

— в совершенствовании человека видят не средство бла­гополучия общества, а цель общественной жизни;

— развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

— самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания. Разработчики концепции полагают, что и в современном российском обществе воспи­тание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, — пишет В.А. Кара­ковский, — дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической  личности, и нет осно­ваний и сегодня отказываться от нее как от сверхцели». Од­нако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

В настоящее время, по мнению авторов концепции, уси­лия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач. Во-первых, это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. Дети мно­гое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов — дать возможность ребенку представить себе, по­чувствовать целостную картину мира. На решение этой зада­чи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа. Вторая, не менее важная задача — формирование гражданс­кого самосознания, самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины. Третья задача — приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая — разви­тие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности. И пятая — формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализа­ции. Эффективное решение совокупности перечисленных за­дач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической системы вос­питания отведена в концепции роль принципов воспитатель­ного процесса. К ним относятся следующие:

а) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; при­знание их социальных прав и свобод; ориентация на лич­ность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспи­таннику как к субъекту собственного развития; опора в вос­питательной деятельности на всю совокупность знаний о че­ловеке, на естественный процесс саморазвития формирую­щейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отно­шения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

     в) средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной  работы, во-первых, в соответствии с этни­ческими и региональными культурно-историческими, соци­ально-экономическими и социально-психологическими ус­ловиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания, которая предпола­гает обязательный учет половозрастных особенностей уча­щихся и реализацию таких положений, как:

— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на форми­рование которых следует ориентироваться;

— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации разви­тия и в ведущем виде деятельности школьника;

— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

— построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периоди­зации возрастов;

— обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспи­тательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса. Основу содержа­ния воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравствен­ные потребности и поступки. Из всего спектра общечелове­ческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

« Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей"». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда явля­лось главным понятием педагогики. Но ни в одном вопросе не было столько путаницы, лицемерия и демагогии, как в этом. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ре­бенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспи­тания, становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преж­девременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику созна­ния его собственной неповторимости, побуждение его к са­мовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека — это взаимодействие людей. В каждом своем по­ступке надо научиться видеть и выражать отношение к дру­гому человеку.

Семья — начальная структурная единица общества, пер­вый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появля­ется ребенок. Значит, дети — главный признак семьи. В тече­ние многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенчес­кого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье пред­стоит многое сделать для возрождения в людях чувства чес­ти рода, ответственности за фамилию. Дети и родители долж­ны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о про­должении рода, сохранении и умножении его добрых тра­диций. Вместе с тем актуальным является возрождение на­родной педагогики и ее профессиональная проекция на се­годняшнюю воспитательную реальность. Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назна­чения требуют и времени, и определенных условий. И что­бы в сознании людей семья вновь стала величайшей нрав­ственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд — основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он чело­век, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, раз­рушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медлен­но преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от при­роды ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физи­ческий труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эф­фективен, если он многообразен, продуктивен, связан с раз­витием креативности и включен в гуманистическую воспи­тательную систему. Задача педагога — одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни чест­ным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, доб-ротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим к на­правлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вме­сте с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания — результат разнообразного, прежде всего твор­ческого, труда. Знания учащихся — мера труда учителя. Вос­питательная сущность знаний состоит в том, что они не са­моцель, а средство к достижению цели — развитию личнос­ти ученика. В широком смысле знания — это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует разви­тию человека. Воспитывают лишь те знания, которые явля­ются для ученика субъективной ценностью, обладают нрав­ственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Глубина — это понимание сущ­ности предмета или явления, приближенности к истине. Здесь на первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. происходят наи­более ценные мыслительные операции. Прочность знаний предполагает их быстрое и точное воспроизведение, что дает­ся, в основном, тренировкой и памятью. Разнообразие зна­ний — это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного мате­риала. Это знания, приобретаемые добровольно, из интереса, любознательности или выгоды. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъек­тивная позиция ярко воспитательного характера.

Культура — великое богатство, накопленное человече­ством в сфере духовной и материальной жизни людей, выс­шее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педаго­га — помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера — высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие челове­ка. Мерой культуры и воспитанности можно считать интел­лигентность. Шекспир и Пушкин пришли к одному выводу: причина всех человеческих бед — в невежестве. Интеллигент­ность — антипод хамству и невежеству. Сегодня это особен­но актуально, ибо мы переживаем разгул практицизма. Идет мощная коммерциализация духовной сферы, в особенности искусства. Прагматики грубо срывают с него покров таин­ства высокого творчества, деформируют эстетические вку­сы молодежи, подсовывая ей порнографию и жестокость. Многие великие мира сего видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стрем­ление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культу­ре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эсте­тизации среды, потребности строить жизнь по законам кра­соты и гармонии, — она является главным гарантом духов­ного бытия общества.

Отечество — единственная уникальная для каждого чело­века Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его пред­ков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвер­гается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога — воспитание уважительного, бережного отноше­ния к истории своего народа. Это качество гражданина хоро­шо выразил в свое время А.С. Пушкин: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков". Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разру­шения истории. Это приводит лишь к комплексу историчес­кой неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека — жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вы­зывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и учас­тием в жизни своих современников-соотечественников, лич­ным вкладом во благо Отечества,

Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок — естественный философ, которого волну­ют мировые проблемы. Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный ха­рактер. Вначале это некая метафора, миф, сказка. Потом на­стает время накопления информации. В ранней юности образ мира нередко окрашен в романтические тона. В старших клас­сах наступает пора реализма, основанная на научном позна­нии. По мере постижения действительности образ мира все усложняется, приобретая множество дифференцированных признаков. Педагоги должны помочь школьнику представить целостность, неделимость мира, взаимосвязь всех мировых процессов, помочь осознать себя частью этого громадного целого, научить дорожить им как величайшей ценностью. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют плане­тарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катаст­роф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в обра­зовании, способные создать целостный образ мира; неоцени­мо также экологическое воспитание, формирование устой­чивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир — покой и согласие между людьми, народами и госу­дарствами — главное условие существования Земли, челове­ческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания — пре­одоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное — создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иног­да решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и соци­альное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности реша­ются сегодня через школу и при ее участии».

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержа­ния и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

— первый путь — создание комплексной программы воспи­тания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

— второй путь — формирование отдельных целевых про­грамм, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья — нравственная ценность человека», «Молодые граждане Рос­сии» и др.;

— третий путь — разработка совместно с детьми своеоб­разных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении, основой которых являются общечеловеческие ценности.

Возможен и четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Общечеловеческие

ценности

ноябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Человек

 

 

 

 

Семья

 

 

 

 

Труд

 

 

 

 

Знания

 

 

 

 

Культура

 

 

 

 

Отечество

 

 

 

 

Земля

 

 

 

 

Мир

 

 

 

 

 

Механизм воспитания. Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего разви­тия учащихся.

Под воспитательной системой авторы концепции, одно­временно являющиеся разработчиками теоретических и ме­тодических основ использования системного подхода в вос­питании, понимают «целостный социальный организм, воз­никающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими ин-тегративными характеристиками, как образ жизни коллек­тива, его психологический климат». Разумеется, что систе­ма воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

— наличие разделяемого и принимаемого как взрослы­ми, так и детьми целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее ме­сте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

—событийный характер в организации жизнедеятельно­сти людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

— формирование здорового образа жизни учебного заве­дения, в котором преобладают порядок, позитивные цен­ности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздни­ки и будни);

— педагогически целесообразная организация внутрен­ней среды учебного заведения — предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возмож-ностей  внешней (природной, социальной, архитектуркой) среды и участие в ее педагогизации;

— реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность кото­рой строится на основе гуманистических ценностей.

Авторы  концепции считают, что для успешной реализа­ции воспитательных функций педагогам необходимо, с од­ной стороны, использовать в воспитании и развитии школь­ников разнообразные виды и формы деятельности, а с дру­гой — выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего, играющего пер­востепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешколь­ного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соот­ветствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потреб­ность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально вла­деет методикой его использования в воспитательном процессе:

г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влия­ния в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело. Нередко ключе­вое дело называют «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимо­связи и взаимодействии и оказывает целостное педагогичес­кое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравствен ную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготов­ке и проведении чаще всего принимают участие все школь­ники с 1 по 11-й класс, все педагоги, независимо от препо­даваемого предмета и классного руководства, родители, друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естествен­ные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе. Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учрежде­нии воспитательная система выполняла следующие функции:

1) развивающую, направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитатель­ных воздействий;

3) регулирующую, связанную с упорядочением педагоги­ческих процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную, направленную на повышение уровня со­циальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрали­зацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

     5) компенсирующую, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедея­тельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и об­щения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Однако процесс становления и функционирования вос­питательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной систе­мы, по мнению авторов концепции, включает четыре ос­новных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирова­ние детей и взрослых в процессе такой деятельности на об­щечеловеческие ценности, корректировку возникающих от­ношений в этом процессе, рациональное использование вос­питательного потенциала среды.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностичес­кий аппарат разрабатывался для оценки состояния и ре­зультативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне раз­вития воспитательной системы и ее эффективности.

 1 группа критерии факта

1. Упорядоченность  жизнедеятельности школы: соответ­ствие содержания, объема и характера воспитательной ра­боты возможностям и условиям данной школы; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправлен­ных воспитательных воздействий;  скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласо­ванность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе; связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллекти­ва, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые меж­возрастные связи и общение. Педагогическая часть коллек­тива представляет союз единомышленников, воспитателей-профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству. В ученической среде высоко разви­то коллективное самосознание, «чувство школы». Школь­ный коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, привычкам, традициям.

3. Интегрированность  воспитательных воздействий в ком­плексы, концентрация педагогических усилий в крупные «дозы воспитания», в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела, тематические программы). Дискретность воспитательного процесса, чередование пери­одов относительного покоя, повседневной черновой работы с периодами повышенного коллективного напряжения, яр­кими, праздничными событиями, фокусирующими  глав­ные черты системы.

II группа — критерии качества

1. Степень приближенности системы к поставленным це­лям, реализация педагогической концепции, лежащей в ос­нове воспитательной системы.

2. Общий психологический климат школы, стиль отно­шений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защи­щенность, комфорт.

3. Уровень воспитанности выпускников школы.

Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в образовательном учреждении воспитательной системы.

 

 



[1] Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002.  – С.5-18.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x