Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников | Морозова Ольга Евгеньевна. Работа №206400

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Морозова Ольга Евгеньевна
Воспитательные возможности сказок в формировании духовных основ и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста

Воспитательные возможности сказок в формировании духовных основ и нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста

 

Русскую народную сказку в ходе продолжительных споров в силу высоких идейно-художественных достоинств признали в качестве ценного педагогического материала. Был доказан ее потенциал для развития словесного творчества детей седьмого года жизни. Вопросами методики подачи сказок и их отбора для круга детского чтения и рассказывания занимались Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Л.П. Стрелкова, Е.А. Флерина, В.М. Федяевская.

Как отмечает О.И Соловьева, волшебные сказки следует отбирать по принципам доступности их смысла и воспитательной ценности. По ее мнению, для детей седьмого года жизни наиболее актуальны такие сюжеты: выполнение трудных задач, страдания невинно гонимых и добывание-спасение брата, матери, невесты; по форме - это должны быть одноходовые сказки, где выдерживается линия действия, связанная с главным героем.

Наиболее предпочтительный для детей седьмого года жизни способ подачи сказки в силу ее особенностей - это художественное рассказывание. При этом подчеркивается важность сохранения типичной сказочной обрядности и недопустимость рассказывания сказки «своими словами». Такого же мнения придерживается Е.А. Флерина: рассказчик воспринимается слушателями как «взволнованный очевидец, соучастник рассказываемого», что обеспечивает особую близость его со слушателями. Одним из главных условий подачи произведения Л.П. Стрелкова считает эмоциональное отношение к нему рассказчика, искренность и неподдельность чувств взрослого».

Эти условия будут способствовать раскрытию потенциала волшебной сказки как средства формирования словесного творчества у детей седьмого года жизни.

Кроме того, специалисты советуют использовать следующие приемы и методы работы с волшебной сказкой: повторное рассказывание, пересказ (О.И. Соловьева); беседы о сказках, игры-драматизации (кроме волшебных сказок), игры в придумывание загадок (лаконичная характеристика героев знакомых сказок) (Н.С. Карпинская).

Эффективным приемом, углубляющим понимание волшебной сказки, в силу простоты ее сюжетной линии, острой драматической коллизии, яркости и доступности образов, признается рисование.

Влияние различных типов народной сказки (социально-бытовой, о животных, волшебной и современной) на творческую деятельность старших дошкольников изучала М.М. Конина. В своих исследованиях она «отмечала значение народной сказки для умственного, нравственного и эстетического воспитания, обосновала качества сказки как источника обогащения детской речи и словесного творчества. Влияние народной сказки на речевое творчество признано М.М. Кониной наибольшим, о чем свидетельствуют детские пересказы и сочиненные детьми сказки. Критериями для анализа стали элементы сказки, различные по содержанию (элементы веселого и страшного, элементы героики) и форме (динамика действия, ритмичность построения, образность языка, присказки и концовки). М.М. Конина выделяет две группы детских сочинений: творческая переработка известных сказок и собственно творческие сказки и отмечает наличие в них характерных особенностей сказки (типичных сюжетов, чудесных превращений и элементов героики, чудесных предметов, сказочной обрядности)».

Сказка повествует о том, что заведомо является невозможным или нереальным.

Каждая сказка содержит в себе нечто, что является фантастическим, неправдоподобным. Например, сказочные животные умеют говорить, а обычные предмета обладают мистической силой.

Кроме того, любая сказка обладает тем или иным педагогическим эффектом и потенциалом. Посредством правильной организации работы с текстом возможно использовать сказку в обучающих и воспитательных целях.

Сказка способна предупредить, остановить ребенка в совершении плохих поступков, она побуждает совершать конструктивную деятельность. Потенциал сказки не только в том, что реализуется художественно-эстетическое развитие и воспитание, но здесь решаются почти все образовательные задачи.

Все разновидности сказочного жанра (речь идет о сказках о животных (животном эпосе), волшебных (или чудесных) сказках, социально-бытовых сказках, авантюрно-новеллистических сказках) обладают огромным потенциалом в формировании представления ребенка о мире и живой природе, о том, как нужно выстраивать свое поведение в соответствии с нравственными нормами.

Например, в сказках о животных встречаются дикие и домашние животные, животные способны дружить и помогать друг другу. Во многих сказках повествуется о том, как выстраиваются взаимоотношения между животными и человеком. Народные сказки отражают веру в том, что животные наделены человеческими качествами, и что человек должен развивать в себе данные качества.

В целом, сказочные истории являются отражением верований древних людей, согласно которым начало их рода связывалось с теми или иными животными или растениями.

Действительно, отношения между человеческим и животным миром в сказках демонстрируются достаточно интересные. Так в сказке об Ивашке - медвежьем ушке медведь берёт в жёны девушку. Животные в сказках обладают человеческим языком, занимаются такими же делами, имеют те или иные человеческие достоинства и недостатки.

Герои сказки «Вершки и корешки» мужик и медведь, последний желает получить половину урожая, выращенного человеком, не прилагая никаких усилий, не зная, как растет пшеница или репа. Поэтому мужик может легко обманывать медведя, который каждый раз выбирает не ту часть растения, которая является съедобной, получая вершки пшеницы, репы. Медведь является комическим персонажем, образ которого создается с целью высмеивания глупости и незнания.

А в жизни медведь является хозяином леса, которого боятся не только звери, но и люди.

Волшебные сказки являются репрезентацией поистине фантастического мира, читатель то оказывается то «в тридесятом царстве, в тридевятом государстве», то в подводном царстве. Всё, что происходит там, не может не привлекать внимания читателей.

Сказочные образы вследствие своей яркости и выразительности оставляют след в душе ребенка.

В сказке герои проявляют свои подлинные качества. В частности, многие герои любят природу, выручают животных из беды, а затем получают награду - животные в ответ помогают им, выступая в роли чудесных помощников. Это учит детей помогать друг другу, воспитывает такое качество, как отзывчивость.

Большое место в русском сказочном жанре занимают социально-бытовые сказки. Социальный быт крестьян тесно связан с природой. Знакомство с бытом позволяет увидеть жизнь человека в природе, познавая саму природу. Через сказку ребенок не только понимает то, что высмеивается народом, что не принимается им, но то, о чем он мечтает, чего желает. В сказках жадный богач не становится ещё богаче, а разоряется, бедняк же, наоборот становится богачом. В жизни барин, помещик, чиновник, поп издевались над мужиком, батраком, просителем - в сказке происходит наоборот. Сказочный герой Емеля - дурак разъезжает на печи по всему царству, для печи рубит дрова. Эта информация помогает показать, какие природные ресурсы потреблял человек, для чего, каких целей. Развивая данную тему, можно спросить, какие ресурсы нужны современному человеку, чтобы получить тепло и изготовить пищу, как этично относиться к окружающему миру. Волшебная щука, которую поймал Емеля - это еще тема для беседы (богатство рек служило человеку). И здесь возможность поднять проблему водных ресурсов и их богатств, которые не остаются вечными, истощаются. Своеобразие социально-бытовых сказок в том, что действие их происходит в реальном мире. Однако этот реальный мир сегодня изменился, изменились условия быта, среда. Постоянным остается востребованность природных богатств и взаимодействие человека с природой. Ценность чтения для детей бытовых сказок заключается в том, что заключенный в них юмор и иронии помогают оценить ситуацию, которая может быть спроецирована педагогом на современную реальность (здесь возможность развития творческого воображения ребенка). Еще одна возможность реализации задач экологического воспитания ребенка в процессе чтения сказок - это «встречи» с волшебными предметами, которые обладают чудесными свойствами. В организации беседы о чудесных предметах можно предложить детям использовать их возможности для решения тех или иных проблем. В. Г. Белинский так писал о русских социально-бытовых сказках: «В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве». К сказкам этого типа часто обращались Пушкин, Гоголь, Салтыков - Щедрин, Некрасов, Демьян Бедный, Маяковский и другие писатели. Авантюрно-новеллистические сказки - это сказки о необычных, но не волшебных приключениях и событиях в личной или семейной жизни героя. В них повествуется об удивительных путешествиях и опасностях, забавных и запутанных положениях в жизни, из которых герой (героиня) выходит победителем не с помощью волшебства, а благодаря собственной изворотливости и ловкости, хитрости и уму. Творческая фантазия, выдумка в сказках этого типа носит принципиально иной характер, чем в волшебных сказках: это не столько фантастическое, сколько просто удивительное, исключительное, невероятное. Местом действия авантюрно- новеллистических сказок является не фантастическое «тридевятое царство, тридевятое государство», а вполне реальная обстановка, причём обычно городская (трактир, богатый дом и т. д.) Сюжеты авантюрно-новеллистических сказок часто тоже «свадебные», как и волшебных, но развёрстываются они при всей их невероятности в реальной обстановке. Эти сказки о том, как незнатный герой жениться на царской дочери, разгадав её загадки, добыв её кольцо, узнав её приметы и т. п. Подобные сказки рассказываются и о простой девушке, сумевшей также ловко выйти замуж за царевича. Героем авантюрно-новеллистических сказок обычно является «бывалый» человек, пройдоха, умеющий не дать себя в обиду и выйти сухим из воды. Это купеческий сын или приказчик, шут, ловкий вор, солдат и т. п. В сказках этого типа царь награждает вора за то, что тот не соглашается обворовывать «государеву казну». Раньше, чем другие разновидности русских народных сказок, авантюрно-новеллистические сказки нашли отражение в русской литературе. Так, на мотиве сказок о простых девушках, посрамляющих знатных лиц своей мудростью, построена древнерусская повесть о муромском князе Петре и его супруге Февронии. На протяжении всего дошкольного возраста детей учат слушать, воспринимать и понимать сказку. Свой потенциал в реализации экологического образования имеют и авторские сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», П. Бажов «Серебряное копытце») знакомство с которыми может быть использовано и для решения задач формирования нравственных представлений дошкольника. Таким образом, используя все многообразие педагогических методов в работе со сказочным материалом можно воспитать нравственное представление ребенка, сформировать ценностное отношение к живой и неживой природе, к миру и людям.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×