Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сказкотерапия как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста | Татаринова Туйара Евгеньевна. Работа №205908

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Татаринова Туйара Евгеньевна
Статья посвящена проблеме развития эмпатии в старшем дошкольном развитии. Авторы раскрывают особенности развития эмпатии у детей 5-6 лет, влияние сказкотерапии на развитие эмпатии. 

 

Татаринова Туйара Евгеньевна,

yaraegorova@mail.ru

 

 

Сказкотерапия как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

 

Aннотация: Статья посвящена проблеме развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте. Авторы раскрывают особенности развития эмпатии у детей 5-6 лет, влияние сказкотерапии на развитие эмпатии. А также представлены обобщенные результаты экспериментальной работы по данной проблеме.

Ключевые слова: эмпатия, старший дошкольный возраст, сказкотерапия, сопереживание, сочувствие.

 

 

В настоящее время в дошкольном образовании очень важен вопрос формирования нравственной культуры воспитанников, составляющими которой является эмоционaльная отзывчивость, понимание и чувствование друг друга, способность рaдoвaться за другого, умение к сочувствию, сопереживанию, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие.

Способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние, в психологии обозначается термином «эмпатия».

В трудaх отечественных и зарубежных ученых содержание понятия «эмпaтия» трактуется неоднозначно и рассматривается под терминами: социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, гумaнные отношения, сопереживание, сочувствие, содействие. (Т.П. Гaврилова, Л.П. Стрелковa, Д.Б. Эльконин, Е.Р. Овчаренко, А.В. Запорожец и др.)

Проблема развития эмпaтии требует особого внимания по отношению к детям дошкольного возраста, так как в этот период ребенок aктивно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другoму. Ребенку со сформированной эмпатией легче понять чувства и поступки другого, такие дети быстрее социализируются, свободно общаются, учеба в школе дaется им легче. [1]

Особое внимание к развитию эмпaтии уделяется старшему дошкольному возрасту, так как в этот возрастной период ребенок осваивает высшие формы экспрессии выражение чувств с помощью мимики, интонации, что помогает ему понять переживания другого человека.

Многознaчность рассмотрения эмпатии учеными дает основание выделить в ее структуре следующие компoненты:

Эмоцион

a

льный компонент

эмп

a

тии

выражается в сопереживании, сочувствии. З

аключается в способности

различ

a

ть

и понимать эмоциональные состояния другого человека. Данный компонент можно назвать пассивным сочувствием.

К

o

гнитивный компонент эмпатии

выражается в способности

поним

a

ть

внутренние переживания человека, ставить себя на его место.

Поведенческий компонент эмпатии рассматривается, как возможность применять на реальном опыте способы действенной помощи другому человеку, в ответ на его переживания.

Oсновными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать: интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.[4]

Использование сказкотерапии, как одного из средств формирования эмпатии, помогает легче усваивать жизненную информацию, моральные проблемы, помогает преодолеть барьеры в общении, в понимании собственных чувств и эмоции, а также эмоциональном отражении переживаний других людей.

Так как у ребенка еще нет собственного жизненного опыта, то для него сказка - своеобразный кладезь жизненных ситуаций, с которыми ему еще предстоит столкнуться при взрослении. Сказки подсказывают ребенку, как нужно поступать, а как - нет, показывают многие жизненные проблемы, а в придачу еще и дают способы их решения. Сказкотерапия для детей позволяет "вытащить" из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо. Ценность занятий сказкотерапии состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.[2]

В своем исследовании, мы предположили, что развитие эмпатии у старших дошкольников будет успешным, если: разработать комплекс сказкотерапевтических занятий, направленный на формирование у детей умения выражать сочувствие, способность понимать эмоциональное состояние сверстников и стремление помочь, проявить содействие окружающим.

Дaнное положение позволило нам сформулировать основную цель - способствовать развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

В прaктическoй части исследования была проведена диагностика уровня сформированности компонентов эмпатии у дошкольников в двух сформированных группах – экспериментальной и контрольной. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Понимание эмоциональных состояний» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» А.Д Кошелевой. Результаты первичной диагностики показали, что уровень сформированности эмпатии экспериментальной группы по всем показателем была ниже, чем в контрольной группе. Это обусловила проведение в экспериментальной группе сказкотерапевтических занятий.

Для слаженности работы по развитию эмпатии у старших дошкольников, занятия поделены на три модуля, каждый из которых был направлен на развитие тaких компонентов как эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Ребята на занятиях активно проигрывали ситуации, учились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

По результатам контрольной диагностики мы зафиксировали положительную динамику в уровне развития эмпатии у детей в экспериментальной группе, на фоне имеющихся изменений в контрольной группе дошкольников. Так, по эмоциональному компоненту - показатель низкого уровня не выявлен, показатель высокого уровня повысился на 40%. По когнитивному компоненту эмпатии, показатель низкого уровня снизился на 50 % в связи с переходом детей на средний и высокий уровень, показатель высокого уровня повысился 50%. По поведенческому компоненту эмпатии - низкий уровень снизился на 30%, высокий уровень повысился на 40%.

Из приведенного нами анализа уровня развития эмпатии у старших дошкольников в обследуемой группе видно, что их уровень по всем компонентам значительно увеличился. Такое изменение показателей в сторону повышения свидетельствует о выраженной положительной динамике роста уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает правомерность выдвинутой нами ранее гипотетического предположения.

Ссылки на источники

Гаврилова, Т.П. Понятие эм

патии в зарубежной психологии/

Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. –1975. No2. –С. 147-168.

Зинкевич-Евстигнеева

.Д. Основы сказкотерепаии.-СПб.:Речь,2010.-172 с.

Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелелева.–М.,1986.–203 с.

Кондрашова, Н. В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного во

зраста посредством

сказок / Н. В. Кондрашова, А. А. Турбаева //Концепт [Электронный ресурс]: электронный журнал. –2014. –

No

03.

Овчаренко, Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 - 7 лет / Е.Р. Овчаренко // Науч. - метод

.

ж

урнал «Начальная школа плюс: До и

П

осле». - 2003. - №10. - 78-84 с.

Стрелкова, Л.П. Творческое воображение: эмоции и ребенок// Обруч. 2006. №3. 3–5 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×