Смысловое чтение на уроках математики. | Будуков Алмас Галимжанович. Работа №208921
Автор: Будуков Алмас Галимжанович
В данной статье, показанны основные приемы смыслового чтения на уроках математики.
Смысловое чтение на уроках математики.
В данной статье рассмотрим влияние смыслового чтения на решение текстовых задач. Данный тип задач присутствует в геометрии.
Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами и определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит из двух частей – условия и вопроса. В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторые числовые данные объекта, об известных и неизвестных значениях между ними. Требования задачи – это указание того, что нужно найти. Оно выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Ученик должен, прежде всего, осознать, что такое текстовая задача. И целью подготовительного периода является возможность показать перевод различных реальных явлений на язык математических символов и знаков.
Но зачастую решение таких задач вызывает затруднения у учащихся. В частности задач с большим условием. Ученикам нелегко воспринимать и обрабатывать большой объем информации. Из – за непонятого условия, становится непонятным и сам вопрос. А условие становится непонятым по причине неумения находить ключевые слова и смысла всей задачи в целом.
Важно, подготовить учеников к быстрому восприятию информации, поэтому проблема обучения смысловому чтению становится наиболее актуальной.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.
Смысловое чтение-это чтение, подразумевающее не только чтение знаков, но и вникание в смысл текста, построение иерархии текста (то есть выделение главного и второстепенного), максимально рациональное и эффективное использование этой информации с учетом субъективных особенностей читателя.
После изучения методической литературы можно выделить следующие основные приёмы развития смыслового чтения:
1.Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
2.Приём «Составления краткой записи задачи»
3.Приём «Составления вопросов к задаче и составление задачи»
4.Приём «Вопросы к тексту учебника»
5.Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» или «Ромашка Блума»
6.Приём «Тетрадь с печатной основой»
7. Приём «Инсерт»
8.Приём «Кластер»
9.Приём «Ключевые слова»
10.Приём «Верно или неверно утверждение»
11.Приём «Верите ли вы…»
12.Приём «Синквейн»
13.Приём «Знаю-Хочу узнать - Узнал (З-Х-У)
14.Приём «Фишбоун»
Исследуя эти методы на своих уроках, я выделила наиболее эффективные приёмы.
1 Приём «Составление краткой записи задачи»
«Составление краткой записи задачи»- один из основных приёмов смыслового чтения, которые используются на уроках математики. Первые навыки этого приёма ученики получают уже в начальной школе при решении текстовых задач, в средней школе появляются новые схемы краткой записи. В ходе изучения геометрии в 7 классе умение прочесть задачу и кратко записать её условие является одним из важнейших результатов обучения.
2. Приём «Использование тетради с печатной основой»
К использованию тетрадей с печатной основой в своей работе я отношусь достаточно осторожно. Во-первых, у школьников возникает устойчивая нехорошая привычка делать записи в книгах. Конечно, книги 18-19 века с пометками владельцев представляют большую ценность, нежели те же издания, но без рукописных записей. Но если эти записи делаются в учебниках, которыми будут пользоваться другие учащиеся, то такая книга очень неудобна для дальнейшего использования. Во-вторых, учащиеся, заполняя такую тетрадь, действуют слишком формально, не задумываясь. Тем самым идея смыслового чтения уничтожается.
Но есть тетради с печатной основой, которые я считаю необходимыми в работе учителя математики. Например, это линейка тетрадей-конспектов по геометрии с седьмого по одинадцатый класс к учебнику Л.С. Атанасяна. Авторы этого продукта А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.Ф. Крижановский.[3]
В этих тетрадях с одной стороны в сжатой форме выделены основные понятия, теоремы, а с другой - отведены пустые места, для самостоятельной работы учеников. Здесь необходимо вписывать доказательства или решать интересные задачи. В помощь учащимся приведены подсказывающие рисунки, где выполнены дополнительные построения, необходимые для доказательства теорем или решения задач. Также к достоинствам этой тетради можно отнести то, что в теорию добавлены теоремы, которые в учебнике Л.С. Атанасяна[4] выведены в задачи, и могут быть пропущены при изучении той или иной темы или в сознании учащегося не обладать такой же значимостью как основные теоремы. В то же время использование этих утверждений значительно упрощает решение некоторых задач, в том числе и сложных заданий ОГЭ.
Таким образом, использование такой тетради-конспекта позволяет экономить рабочее время на уроке и при выполнении домашней работы; структурирует изучаемый материал; позволяет учащемуся работать самостоятельно, используя подсказки; дополняет учебник, выделяя некоторые задачи как теоремы.
3.Приём «Верные и неверные утверждения»
Одним из наиболее часто используемых мною приёмов смыслового чтения является приём «Верные и неверные утверждения». Значимость этого метода возросла после включения в ОГЭ по математике модуля «Геометрия». Задание 13 предполагает умение учащимися проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения [5].
Этот приём можно использовать на уроках математики с пятого по одинадцатый класс. Он позволяет быстро и в интересной для учащихся форме проверить знание основных определений и утверждений.
Метод можно использовать в начале урока на этапе актуализации знаний: учащимся предлагается ответить на вопросы. Ответ записывается в виде многозначного числа, состоящего из «0» и «1» («0-нет», «1-да»). Также эффективно использовать этот приём в качестве динамической паузы в середине урока. Например, ответ «да» отмечается подниманием руки (вставанием с места, поворотом и.т.д.), «нет» - учащийся не выполняет этих действий.
4. Приём «Синквейн»
После изучения этого вопроса в литературе и благодаря интересному опыту, описанному в статье [6,7] я стала предлагать учащимся в качестве домашней творческой работы или на этапе рефлексии написание синквейна по изучаемой теме. Некоторые школьники с удовольствием приняли эту форму. Данный приём безусловно носит метапредметный характер, так как позволяет развить не только математические способности, но и проявить себя в гуманитарной области. Создание синквейнов, на мой взгляд, демонстрирует, насколько ученик понял какое-либо утверждение или понятие, то есть постиг его смысл. Более того, асоциативный характер синквейна позволяет считать, что произошло собственное понимание, то есть процесс рефлексивного восприятия смысла информации. По содержанию этого приёма, очевидно, что его лучше применять на заключительном этапе изучения темы.
5.Составление различных формулировок для одного и того же утверждения или определения.
Известно, что успехи по геометрии тесно связаны со знанием русского языка. Этому я всегда нахожу подтверждение, когда начинаю изучать со школьниками геометрию в седьмом классе. Учащиеся с хорошо поставленной речью быстро запоминают формулировки определений и теорем. Для развития умения математически грамотно выражать свою мысль я предлагаю ученикам следующее задание: придумать как можно больше различных формулировок одного и того же утверждения, записать на листок. Далее проводится обсуждение предложенных утверждений или всем классом, или возможна работа в парах и группах. При такой форме работы сразу выявляется, насколько ученик понимает ту или иную тему. Например, первый признак равенства треугольников.
Формулировка из учебника [4]:
«Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны».
Варианты, предложенные ученицей 7 класса :
1.Если в двух треугольниках соответственно равны две стороны и угол между ними, то эти треугольники равны.
2. При соответственно равных двух сторонах и угла между ними в двух треугольниках, эти треугольники являются равными.
3.Равность двух треугольников может доказываться соответственной равностью двух сторон и угла между ними.
6. Задачи PISA
Для оценки эффективности использования приёмов смыслового чтения на уроках математики помимо стандартных контрольных и тестовых работ считаю интересным опыт решения учениками задачи международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), так как часто они отличаются от типовых задач учебника и по содержанию и по формулировке вопроса.
В заключении можно сказать, что, несомненно, применение методов развития смыслового чтения позволит повысить эффективность обучения, помогает ученикам лучше справляться с огромным информационным потоком в современном мире.
Список литературы:
1.Эрдниев Б.П. Методика упражнений по математике. /– М.: Просвещение, 1970 2.Открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014. http://mathege.ru
3.Ершова А.П., Голобородько В.В., Крижановский А.Ф. Тетрадь-конспект по геометрии-7 ( по учебнику Л.С. Атанасяна и др)/ – М., Илекса, 2014.
4.Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Геометрия 7-9/ –М., «Просвещение», 2014.
5. Официальный портал государственной итоговой аттестации. Демонстрационные версии. http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/demonstration/
6. Иванова Т.А., Перевощикова Е.Н., Григорьева Т.П., Кузнецова Л.И.; Под ред. Проф. Ивановой Т.А.. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие Н.Н./- НГПУ, 2003.
7. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей/ Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6.