Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей средствами социально-культурной деятельности | Саркисян Кристина Артёмовна. Работа №210819
Автор: Саркисян Кристина Артёмовна
Современная семья отличается своей нестабильностью,развитием процессов кризисных явлений в семье, увеличением числа конфликтных семей.
Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей средствами социально-культурной деятельности
Саркисян К.А.
Саркисян Кристина Артёмовна – студентка 2 курса магистратуры Псковского Государственного университета
Аннотация. В статье рассматриваются условия социализации детей дошкольного возраста из неполных семей средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: неполная семья, социализация, социально-культурная деятельность.
В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что наряду с экономическими факторами активизировало процесс распада семьи. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков.
Современная семья отличается своей нестабильностью, развитием процессов кризисных явлений в семье, увеличением числа конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей, и как следствие возникает развод родителей. Все это искажает условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением, что затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Усилилась криминальная обстановка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходятся, поэтому часть населения существует на грани нищенства. Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, фактически все такие семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения. В семье растет алкоголизм и наркомания. Поэтому наиболее проблематичной и уязвимой неполная семья является в воспитательном плане.
В современной России проблема социализации личности в неполных семьях является одной из самых острых и социально значимых, требующих пристального внимания. Неполная семья, при всей своей жертвенности и героических усилиях родителя, не может обеспечить полноценных условий социализации ребенка, а влияние различных видов факторов лишь осложняет этот процесс и приводит к его деформации.
Семья как микромодель общества выступает важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности. Сегодня перед неполной семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов (разведенных родителей), но и системы «родитель – ребенок». Семья вообще очень часто не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия. Воспитание ребенка в неполной семье осуществляется в более трудных условиях. Поэтому мудро поступает родитель, когда осмысливает сложившуюся ситуацию и ищет правильные пути для преодоления препятствий, чтобы избежать опасности. Необходимо осознавать, что источником многих трудностей является сам воспитатель, поэтому он должен научиться с ними справляться.
Неполная семья – это малая социально-психологическая группа ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним либо несколькими несовершеннолетними детьми. Она возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей, установления опеки или усыновления ребенка одним родителем. В таких семьях родитель не всегда может сам справиться с возникшими трудностями и проблемами. В частности, в неполных семьях актуальной становится проблема успешной социализации ребенка.
Мудрик А.В. определил понятие «социализация», как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. [3].
А.В. Петровский дал такое определение понятию «социализация» – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. А процесс социализации – это обретение личностью своей индивидуальности, своего индвидуально-конкретного социального лица [4].
Социализация детей дошкольного возраста из неполных семей в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения социокультурными нормами, ценностями, ролями в специально созданных психолого-педагогических условиях, посредством развития познавательной активности, формирования ценностных ориентаций, организации социальной коммуникации и воспитание на их основе гуманистических качеств личности дошкольника.
Комплекс педагогических условий представлен совокупностью мер воспитательного процесса и организации социализирующей среды, обеспечивающих достижение социально-успешного уровня социализации личности дошкольника.
К педагогическим условиям социализации дошкольников в процессе организации их социально-культурной деятельности можно отнести следующие.
1. Формирование социального опыта ребенка посредством специально организованного общения с педагогами, родителем ребенка, сверстниками в условиях ДОО.
2. Усиление профессиональной направленности педагогов ДОО на взаимодействие с семьей ребенка.
3. Развитие педагогической культуры родителя ребенка.
Перейдем к рассмотрению содержания каждого из выдвинутых нами психолого-педагогических условий.
Первое условие – формирование социального опыта ребенка посредством специально организованного общения со сверстниками, педагогами ДОО, родителем. За счет организации подобного пространства в ДОО расширяется семейно-бытовая сфера социализирующего пространства. Цель достигается посредством организации таких форм социально-культурной деятельности в условиях ДОО, как коммуникационные и ролевые игры; организация занятий по детскому художественному творчеству (по способу организации аудитории – индивидуальные и групповые). Комплекс данных форм наилучшим образом возможно реализовать в контексте деятельности специально созданной в ДОО экспериментальной «Лаборатории детского творчества».
Второе условие – усиление профессиональной направленности педагогов ДОО на взаимодействие с семьей. Центральной частью в процессе социализации ребенка выступает педагогическая составляющая, на основе чего оказывается педагогическое содействие первоначально педагогам, а затем родителям в формировании успешного уровня социализации детей. Мы рассматриваем социально-культурную деятельность ДОО как совместную деятельность педагогов, детей и родителей, которая должна обеспечить условия для полноценного развития личности в период дошкольного возраста [1]. Данное направление осуществимо при помощи таких форм социально культурной деятельности, как консультации, беседы, семинары-практикумы, тренинги, содержанием которых является оптимизация работы педагогов с семьей.
Третье условие – развитие педагогической культуры родителей. Планируя содержание взаимодействия с родителями по повышению их педагогической культуры, своей целью мы ставим формирование у них осознанного отношения к воспитанию детей, содействующего развитию социальных качеств ребенка в условиях семьи, в том числе эффективных коммуникативных качеств. В процессе взаимодействия с родителями мы считаем целесообразным использовать формы организации социально-культурной деятельности, учитывающие их индивидуальные возможности: уровень культуры, образования, интересы, склонности и способности, потребности в образовательных услугах. Восстановление в практике образовательной организации таких форм просвещения, как школа молодой семьи, просветительская деятельность по культуре речи, взаимоотношениям в семье, определено современными социально- педагогическими условиями, что подтверждается исследованиями Р. В. Овчаровой [3].
Таким образом, данные условия образуют комплекс, позволяющий систематизировать социализирующее пространство растущей личности, организовать регулируемое образовательное пространство.
Список литературы
Киселева Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник. — М.: МГУКИ, 2014. — С. 416.
Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
Овчарова Р.В.
Справочная книга социального педагога
. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 480 с.
Петровский А.В. Социальная психология:
Учебное пособие для студентов педагогиче
ских институтов /
А. В. Петровский, В. В. Аб
раменкова, М. Е. Зеленова и др.//
Под ред. А. В. Петровского. — М.: «Просвещение», 1987. — 224 с.