СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА | Свешникова Светлана Геннадьевна. Работа №205853
Автор: Свешникова Светлана Геннадьевна
В статье анализируется процесс формирования у студентов социально-коммуникативной культуры, рассматриваются наиболее эффективные аспекты образовательных технологий формирования социально-коммуникативной культуры будущего педагога.
Свешникова С.Г.
Доцент кафедры общегуманитарных
и естественнонаучных дисциплин,
Северо-Западного института (филиала)
Московского гуманитарно-экономического университета
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье анализируется процесс формирования у студентов социально-коммуникативной культуры, рассматриваются наиболее эффективные аспекты образовательных технологий формирования социально-коммуникативной культуры будущего педагога.
Ключевые слова: социально-коммуникативная культура, социально-коммуникативная деятельность, социальное взаимодействие, социальный интеллект, стиль социально-коммуникативной деятельности педагога.
Современная парадигма образования определяет пристальный интерес педагогического общественности к социально-педагогическим аспектам обучения и воспитания. Объективным фактором возникновения данной доминанты является изменение самой социальной действительности – усложнение системы социального взаимодействия, а также переосмысление ценностных ориентиров этого взаимодействия. Наблюдается переосмысление образовательного процесса из «педагогического взаимодействия» в «педагогическое взаимодействие». Соответственно, предназначение педагога видится не в управлении учащимися, а в управлении процессом взаимодействия.
Социально-коммуникативная культура педагога в данных условиях является важнейшим компонентом профессиональной компетентности. Формировать социально-коммуникативный опыт учащихся в условиях педагогического процесса может специалист, обладающий готовностью и способностью к проявлению коммуникативной активности. Она инструментально необходима во всех основных видах его деятельности: учебно-методической, образовательно-воспитательной, социально-педагогической, которые определяются государственным образовательным стандартом.
Каковы же внутренние психологические механизмы, репрезентирующие основные компоненты социально-коммуникативной культуры педагога? Раскрывая внутренний, психологический план данного механизма в социально-коммуникативной деятельности субъекта, необходимо ввести понятие «социальный интеллект». Социальный интеллект рассматривается как сформированная многокомпонентная способность, в основе которой лежат базовые способности, обнаруживающиеся в ходе социального взаимодействия и межличностных отношений.
О.Б. Чеснокова анализируя различные подходы к изучению компонентов социально-коммуникативной культуры педагога, предлагает следующее определение: «социальный интеллект можно определить как способность ориентироваться на существенные характеристики коммуникативной ситуации, недоступные непосредственному наблюдению и способность на основе этой ориентировки намечать возможные способы опосредованного достижения своих целей в условиях, когда прямые способы ее достижения невозможны [3]. Социальный интеллект является механизмом ориентации в коммуникативной ситуации и обеспечивает начальную фазу деятельности общения – ориентировочную.
Содержанием второго технологического компонента социально-коммуникативной культуры педагога являются две характеристики социально-коммуникативной деятельности: внутренняя – набор способов (операций) социальной коммуникации и внешняя – исполнительская фаза деятельности общения.
Для социально-коммуникативного становления личности педагога существенным является приобретение субъективных качеств в системе социального взаимодействия, задающего культурную норму данной сфере профессиональной деятельности. Формирование субъективности последнего происходит в процессе взятия им на себя ответственности в осуществлении себя в конкретной системе социальных отношений, складывающихся в педагогическом процессе.
Таким образом, охватываются три основные фазы деятельности педагога в осуществлении педагогического взаимодействия – ориентировочная, исполнительская и фаза самоконтроля. Однако, с учетом специфичности педагогического взаимодействия как управляемого процесса, обнаруживается значимость фазы проектирования, которую необходимо обозначить как самостоятельный компонент социально-коммуникативной деятельности педагога в когнитивной сфере его профессиональной культуры. Способность педагога к анализу возможностей педагогического взаимодействия, к прогнозированию его результативности в соответствии с педагогическими целями, к моделированию, планированию его осуществления являются важнейшими факторами педагогического процесса.
Определив содержание компонентов социально-коммуникативной культуры педагога, необходимо акцентировать их взаимосвязанность. Системообразующим элементом данного множества является социально-коммуникативная деятельность, точнее, стиль социально-коммуникативной деятельности педагога.
Рассматривая категорию стиля социально-коммуникативной деятельности педагога в аспекте становления личности, можно предложить следующую типологию стилей:
Адаптивный, характеризующийся
отчетливым пониманием целей деятельности, но отсутствием представлений о способах их достижения.
Репродуктивный, характеризуемый отчетливым пониманием способов выполнения деятельности, но неточным и неустойчивым ее выполнением; наличием лишних «движений», напряжённого внимания; сосредоточенности на своих действиях; слабым контролем педагогического взаимодействия.
Эвристический, характеризуемый качественным выполнением операций, их слиянием, устранением лишних, переносом внимания на результат педагогического взаимодействия
; автоматизацией контроля в общении.
Креативный, характеризуемый гибким целесообразным выполнением социально-коммуникативной деятельности, контролем общения на основе интуиции.
Данная типология стилей социального взаимодействия характеризует личность с точки зрения ее субъективности, т.е. способности к субъективной оценке, анализу и решению коммуникативных задач в педагогическом взаимодействии.
Таким образом, социально-коммуникативная культура педагога является интегральной характеристикой его профессиональной деятельности, включающей три взаимосвязанных компонента. Данные компоненты характеризуют личностные качества субъекта по отношению к содержанию и этапам осуществления социально-коммуникативной деятельности в соответствии с требованиями данной сферы педагогического труда.
Процесс формирования социально-коммуникативной культуры будущего педагога можно представить в виде четырех уровней «открытия социально-коммуникативной субъективности» в профессиональной деятельности.
Первый уровень – усвоение навыков педагогической коммуникации в не рефлексируемом опыте личности. «Педагогическая культура» - понятие более широкое по своему содержанию, нежели понятие «профессиональная педагогическая культура». Педагогическая культура означает широкий круг общественных явлений, так или иначе связанных с передачей социокультурного опыта одними людьми другим. Соответственно, каждый человек в большей или меньшей степени обладает общими навыками данной деятельности, реализуемой во взаимодействии со своим окружением.
Второй уровень – усвоение навыков воспроизведения образцов, моделей педагогического взаимодействия, известных или представляемых будущему педагогу в процессе обучения. На данном уровне происходит профессиональная специализация навыков социально-коммуникативной деятельности будущего педагога. Чем разнообразнее «набор» моделей педагогического взаимодействия, предлагаемый для усвоения, тем шире круг возможностей саморазвития социально-коммуникативной деятельности педагога.
Третий уровень – усвоение навыков проектирования педагогического взаимодействия в соответствии с конкретными образовательными задачами. Данный уровень определяется через способность будущего педагога эффективно использовать собственный опыт в решении педагогических задач.
Четвертый уровень – уровень индивидуального стиля социально-коммуникативной деятельности педагога в образовательном процессе. Именно на этом уровне происходит интеграция педагога в сфере профессиональной культуры в качестве субъекта деятельности, тем самым определяется его профессиональная компетентность.
Преподаватель также является носителем профессиональной педагогической культуры. В этом видится особая значимость и ответственность преподавательского коллектива профессионального образовательного заведения.
Литература
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2012.
Шадриков
В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и
компетентностный
подход
//
Высшее образование в России, 2010, № 2.
Чесноков О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей
//
Вопросы психологии, 2015, №6.