Социально-педагогическая деятельность как ключевое понятие социальной педагогики | Матвеева Диана Ильвировна. Работа №210730
Автор: Матвеева Диана Ильвировна
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи детям и молодёжи в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе. С другой стороны социально-педагогическая деятельность – это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; а также разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
С точки зрения многих авторов: Беляевой Л.А., Галагузовой М.А., Лесохиной Л.Н. – социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, прежде всего использует и учитывает принципы нравственности, определяет цели и разрабатывает методы, исследует проблемы межличностного взаимоотношения.
Тем самым, теория социально-педагогической деятельности, является ключевым понятием социальной педагогики.
Социально-педагогическая деятельность как ключевое понятие социальной педагогики
Ключевые слова: социальная педагогика, социально-педагогическая деятельсть, социальный педагог, образовательные приоритеты и положения ФГОС.
Как часть педагогики, социальная педагогика опирается на подходы и принципы. Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность.
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, направленная на создание условий для личного развития обучаемых и воспитанников. Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как социально-педагогическая деятельность проходит сложный путь своего становления и развития.
В современной России только формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями, группами. Одновременно формируется социально-педагогическая деятельность как относительно самостоятельная научная дисциплина. Сущность данной деятельности состоит в социальном воспитании человека и его социальной защите. Это вызывает необходимость формирования социальной педагогики как вида педагогической, профессиональной деятельности.
Социально-педагогическая деятельность важна для общества, ведь она помогает найти детям своё место в жизни, правильный путь и стать полноценным гражданином.
Социальный педагог призван восполнить пробелы в воспитании и предупредить антиобщественное и противоправное поведение ребёнка. Он выявляет потребности своих подопечных, устраняет насколько это возможно, проблемы, отклонения в поведении, особенности личности и характера, и осуществляет социальную помощь на основе всех этих данных, помогая ребенку в социализации.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется педагогами, классными руководителями, социальными работниками, психологами. Вопросами социально-педагогической деятельности занимаются ученые страны, такие как: В.Г. Бочарова1, В.И. Загвязинский2, Л.Я. Олиференко3, и многие другие в Российской академии образования – ведущем научно-педагогическом учреждении страны, высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах, а также в других научных сообществах.
Социально-педагогическая деятельность как область науки для социальной сферы, еще сравнительно молода. Однако нельзя сказать, что её развитие в России началось с нуля. Истоки этой деятельности можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких как: Н.А. Бердяев4, В.С. Соловьев5, Л.С. Выготский6, А.Н. Леонтьев7, Ушинский А.С.8и другие.
Образовательные приоритеты и положения Федеральных Государственных Образовательных стандартов требуют большого внимания к личности обучающегося, его социальным проблемам, решение которых не возможно без компетентной деятельности социальных педагогов.
В современной образовательной организации социальный педагог очень значимая фигура, призванная объединять усилия образовательной организации, семьи, общественности с целью успешной социализацией ребенка.
В чем же значимость социально-педагогической деятельности? Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от работы учителя-предметника?
Учителя чаще всего работают с классом или группой, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка. Содержательно, деятельность социального педагога можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество; помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном самоопределении. Иными словами – помощь в социализации ребенка.
Современная действительность требует воспитание и развитие у подрастающего поколения качеств самостоятельного, инициативного, творческого человека, способного позитивно строить свои отношения в различных сферах жизни, а это возможно лишь при успешной социализации ребенка.
Социально-педагогическое сопровождение в условиях введения и реализации ФГОС предусматривает активную просветительскую деятельность, направленную на повышение социально-психологической культуры всех участников образовательного процесса.
Социальному педагогу отводится одна из ведущих ролей, так как важное значение уделяется саморазвитию, ценностно-смысловым установкам, отражающим личностные позиции, воспитанию и толерантности личности. Социально-психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности социального педагога, направленный на формирование у всех участников образовательного процесса положительных установок социально-психологической помощи и расширение кругозора в области психологического знания. Главная задача и смысл социально-психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного социально-психологического развития ребенка.
Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения сегодня особенно значима. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: дети, родители, педагоги находятся под его пристальным вниманием.
Итак, социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи детям и молодёжи в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе9. С другой стороны социально-педагогическая деятельность – это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; а также разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды10.
С точки зрения многих авторов: Беляевой Л.А.11, Галагузовой М.А.12, Лесохиной Л.Н.13 – социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, прежде всего использует и учитывает принципы нравственности, определяет цели и разрабатывает методы, исследует проблемы межличностного взаимоотношения.
Тем самым, теория социально-педагогической деятельности, является ключевым понятием социальной педагогики.
Список использованной литературы
Беляева Л.А. Психология и педагогика: учеб.для вузов.. 2-е изд., М.: Томск, 2014.351с.
БочароваВ. Г. Социальная педагогика. М., 1994.210 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. 538 с.
ГалагузоваМ.Н. Социальная педагогика. М., 1999. 412 с
Загвязинский В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учеб.для вузов. 2-е изд. М., 2005. 322 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003. — 176 с.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. 48 с.
Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей: учеб, пособие. СПб., 1998.273 с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб, для вузов.8-е изд. М., 2013. 240с.
Олиференко. Л.Я, Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008. 256 с.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М., 1989. 528 с.
См.: БочароваВ. Г. Социальная педагогика, 1994.
См.: Загвязинский В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учеб.для вузов. 2-е изд. М., 2005.
См.: Олиференко. Л.Я, Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008.
См.: Бердяев Н.А. Философия свободы и мысли творчества. М., 1989.
См.: Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб, для вузов.8-е изд. М., 2013.
См.: Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М., 1989.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003. – С. 79
Там же.
См.: Беляева Л.А. Психология и педагогика: учеб.для вузов.. 2-е изд., М.: Томск, 2014.
См.: ГалагузоваМ.Н. Социальная педагогика. М., 1999.
Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей: учеб, пособие. СПб., 1998.