Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социально-педагогическая деятельность как ключевое понятие социальной педагогики | Матвеева Диана Ильвировна. Работа №210730

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Матвеева Диана Ильвировна
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи детям и молодёжи в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе. С другой стороны социально-педагогическая деятельность – это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; а также разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

С точки зрения многих авторов: Беляевой Л.А., Галагузовой М.А., Лесохиной Л.Н. – социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, прежде всего использует и учитывает принципы нравственности, определяет цели и разрабатывает методы, исследует проблемы межличностного взаимоотношения.

Тем самым, теория социально-педагогической  деятельности, является ключевым понятием социальной педагогики.

 

Социально-педагогическая деятельность как ключевое понятие социальной педагогики

Ключевые слова: социальная педагогика, социально-педагогическая деятельсть, социальный педагог, образовательные приоритеты и положения ФГОС.

Как часть педагогики, социальная педагогика опирается на подходы и принципы. Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, направленная на создание условий для личного развития обучаемых и воспитанников. Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как социально-педагогическая деятельность проходит сложный путь своего становления и развития.

В современной России только формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями, группами. Одновременно формируется социально-педагогическая деятельность как относительно самостоятельная научная дисциплина. Сущность данной деятельности состоит в социальном воспитании человека и его социальной защите. Это вызывает необходимость формирования социальной педагогики как вида педагогической, профессиональной деятельности.

Социально-педагогическая деятельность важна для общества, ведь она помогает найти детям своё место в жизни, правильный путь и стать полноценным гражданином.

Социальный педагог призван восполнить пробелы в воспитании и предупредить антиобщественное и противоправное поведение ребёнка. Он выявляет потребности своих подопечных, устраняет насколько это возможно, проблемы, отклонения в поведении, особенности личности и характера, и осуществляет социальную помощь на основе всех этих данных, помогая ребенку в социализации.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется педагогами, классными руководителями, социальными работниками, психологами. Вопросами социально-педагогической деятельности занимаются ученые страны, такие как: В.Г. Бочарова1, В.И. Загвязинский2, Л.Я. Олиференко3, и многие другие в Российской академии образования – ведущем научно-педагогическом учреждении страны, высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах, а также в других научных сообществах.

Социально-педагогическая деятельность как область науки для социальной сферы, еще сравнительно молода. Однако нельзя сказать, что её развитие в России началось с нуля. Истоки этой деятельности можно найти в трудах многих отечественных философов, психологов, педагогов, таких как: Н.А. Бердяев4, В.С. Соловьев5, Л.С. Выготский6, А.Н. Леонтьев7, Ушинский А.С.8и другие.

Образовательные приоритеты и положения Федеральных Государственных Образовательных стандартов требуют большого внимания к личности обучающегося, его социальным проблемам, решение которых не возможно без компетентной деятельности социальных педагогов.

В современной образовательной организации социальный педагог очень значимая фигура, призванная объединять усилия образовательной организации, семьи, общественности с целью успешной социализацией ребенка.

В чем же значимость социально-педагогической деятельности? Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от работы учителя-предметника?

Учителя чаще всего работают с классом или группой, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка. Содержательно, деятельность социального педагога можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество; помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном самоопределении. Иными словами – помощь в социализации ребенка.

Современная действительность требует воспитание и развитие у подрастающего поколения качеств самостоятельного, инициативного, творческого человека, способного позитивно строить свои отношения в различных сферах жизни, а это возможно лишь при успешной социализации ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение в условиях введения и реализации ФГОС предусматривает активную просветительскую деятельность, направленную на повышение социально-психологической культуры всех участников образовательного процесса.

Социальному педагогу отводится одна из ведущих ролей, так как важное значение уделяется саморазвитию, ценностно-смысловым установкам, отражающим личностные позиции, воспитанию и толерантности личности. Социально-психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности социального педагога, направленный на формирование у всех участников образовательного процесса положительных установок социально-психологической помощи и расширение кругозора в области психологического знания. Главная задача и смысл социально-психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного социально-психологического развития ребенка.

Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения сегодня особенно значима. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: дети, родители, педагоги находятся под его пристальным вниманием.

Итак, социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, которая направлена на оказание помощи детям и молодёжи в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе9. С другой стороны социально-педагогическая деятельность – это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; а также разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды10.

С точки зрения многих авторов: Беляевой Л.А.11, Галагузовой М.А.12, Лесохиной Л.Н.13 социально-педагогическая деятельность, в свою очередь, прежде всего использует и учитывает принципы нравственности, определяет цели и разрабатывает методы, исследует проблемы межличностного взаимоотношения.

Тем самым, теория социально-педагогической деятельности, является ключевым понятием социальной педагогики.

Список использованной литературы

Беляева Л.А. Психология и педагогика: учебля вузов.. 2-е изд., М.: Томск, 2014.351с.

БочароваВ. Г. Социальная педагогика. М., 1994.210 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. 538 с.

ГалагузоваМ.Н. Социальная педагогика. М., 1999. 412 с

Загвязинский В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учебля вузов. 2-е изд. М., 2005. 322 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003. — 176 с.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. 48 с.

Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей: учеб, пособие. СПб., 1998.273 с.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб, для вузов.8-е изд. М., 2013. 240с.

Олиференко. Л.Я, Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008. 256 с.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М., 1989. 528 с.

 

См.: БочароваВ. Г. Социальная педагогика, 1994.

См.: Загвязинский В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учебля вузов. 2-е изд. М., 2005.

См.: Олиференко. Л.Я, Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008.

См.: Бердяев Н.А. Философия свободы и мысли творчества. М., 1989.

См.: Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб, для вузов.8-е изд. М., 2013.

См.: Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.

См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М., 1989.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003. – С. 79

Там же.

См.: Беляева Л.А. Психология и педагогика: учебля вузов.. 2-е изд., М.: Томск, 2014.

См.: ГалагузоваМ.Н. Социальная педагогика. М., 1999.

Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей: учеб, пособие. СПб., 1998.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×