Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ. Автор: Громова Ольга Борисовна

Автор: Громова Ольга Борисовна
Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований определяют меру возможного и должного поведения. Обучающиеся с ОВЗ, находящиеся в зоне риска, имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и обязанностей, понимание сложных взаимоотношений между людьми и социальными институтами – все это является процессом правовой социализации. Работа с такими «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный педагогический подход является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений и залогом эффективности правового воспитания обучающихся.


Автор: Громова Ольга Борисовна

Государственное областное общеобразовательное учреждение

«Мончегорская коррекционная школа»

 

Громова Ольга Борисовна,

учитель,

классный руководитель 11 класса,

высшая квалификационная категория

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований определяют меру возможного и должного поведения. Обучающиеся с ОВЗ, находящиеся в зоне риска, имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями административного, уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика показывает ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах (например: требуют назначения исправительных работ с трудоустройством. Ссылаются на то, что будут работать, будут выплачивать административный штраф).

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой проступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление (покатался без прав, за 2 часа освоив вождение автомобиля. А то, что мог погибнуть сам или сбить невинного человека – не задумываются).

В-третьих, обучающиеся с ОВЗ не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена (для них легче всё решить оскорблениями или рукоприкладством).

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного проступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия (если, например, чужая вещь "взята", так как (по их мнению) хозяин её не использует, то они не видят здесь состава преступления).

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания - правосознание.

Овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и обязанностей, понимание сложных взаимоотношений между людьми и социальными институтами – все это является процессом правовой социализации. Первый цикл социализации происходит, как правило, в семье. Но на сегодняшнем этапе далеко не в каждой семье ребенок может получить положительные нравственные примеры морально-правовых норм и правил поведения в обществе. Вот почему наиболее важным агентом правовой социализации является образовательное учреждение.

Терпеливая, настойчивая работа с такими «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, старание нормализовать обстановку в семье, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений и залогом эффективности правового воспитания обучающихся.

Важно, чтобы обучение базировалось на деятельностном подходе. Мною выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания старших школьников:

наличие системного и индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся;

стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

активизация интереса подростков к приобретению правовых знаний;

связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

учёт интеллектуальных, психофизических особенностей, максимального развития познавательных интересов школьников с ОВЗ.

В своей работе педагогу требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания. В целях достижения воспитания в подростковой среде морально-нравственных устоев, формирования законопослушного поведения, выработки иммунитета к противоправным поступкам педагогу надо знать мотивации подростка к различным видам преступлений, своевременно выявлять их, корректировать и уметь противостоять им.

Система нравственно – правового воспитания обучающихся с ОВЗ в ГОБОУ Мончегорская КШ охватывает деятельность всей образовательной организации на всех уровнях, начиная со школьного коллектива и заканчивая взаимодействием с общественными организациями.

Она строится на следующих принципах:

субъектной позиции обучающихся;

воспитания через социально значимую деятельность;

интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

В уставные цели и задачи школы входит нравственное развитие личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, привитие навыков законопослушного поведения, уважения к национальному и культурному наследию, любви к семье и своему Отечеству. Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для обучающихся обязательно. Это следующие документы: Устав школы, права и обязанности школьников, правила поведения в школе, в автобусе, правила дорожного движения, правила техники безопасности. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье.

Работа по правовому воспитанию складывается из правового обучения, предусмотренного учебной программой, и организацией внеурочной работы по пропаганде правовых знаний.

Эффективность работы достигается благодаря использованию традиционных и современных форм и методов, стимулирующих социальную активность детей:

Ситуативные. Предусматривается разбор ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. Правовое умение формируется в ходе решения данных ситуаций и задач. Школьники учатся проектировать свои действия в реальной действительности, осознавать ценность личности, ее прав и свобод.

Дискуссионные (уроки – практикумы, дискуссии, «круглые столы», диспуты, обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);

Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);

Игровые (деловые и ролевые игры, моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «На перемене», «В суде»);

Общественно значимые (выполнение общественных поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, развитие системы самоуправления в детском коллективе с разработкой законов детской жизни

. В начале учебного года проводятся выборы актива класса, а в течение всего учебного года напоминаются обязанности избранных. В классном уголке располагаются

«

законы

»

класса

);

Творческие (выставки творческих работ «Мы – граждане России», «Пусть всегда будет солнце!», «Мой дом – моя крепость»);

Наглядная правовая информация (тематические стенды, издание буклетов, листовок по вопросам права).

Обсуждение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать своё отношение к ним (кинофильмы, художественная литература, театральные постановки и др.).

Необходимо привлекать подростков и к участию в патриотическом движении.

уроки памяти и мужества

.

Всероссийский урок Мира

.

мероприятия, в рамках дня солидарности в борьбе с терроризмом

.

во время традиционных праздников:

День Защитника Отечества

;

День Победы

.

участ

ие

в акци

и

«Сердце подарю ближнему» (поздравление ветеранов войны, тружеников тыла на дому

;

поздравление ветеранов войны в Доме милосердия.

через игры, викторины, конкурсы

.

на экскурсиях

.

Важным условием является обеспечение каждому подростку активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность и т. п. Это позволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет у окружающих. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению обучающимися правовых норм, обостряет чувство ответственности, укрепляет связь с коллективом. Изучение вопросов по правовому образованию имеет значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.

Основы правовых знаний изучаются и на общеобразовательных предметах. В частности, на уроках ОБЖ обучающиеся много говорят по пропаганде ЗОЖ. Содержание правового просвещения на уроках обществознания в старшей школе включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательство. Организация практической деятельности обучающихся предусматривает использование различных форм и методов с учётом ведущих видов деятельности. Ребята должны твердо усвоить, что при совершении уголовного деяния, страдает не только жертва преступного посягательства, но и сам преступник. Своим близким, родителям (законным представителям) он причиняет не только непоправимый моральный вред, но приносит и большой материальный ущерб: они вынуждены нести затраты на адвокатов, а при совершении хищений, насильственных преступлений, возмещать моральный и материальный ущерб потерпевшему.

Данные дисциплины способствуют формированию у обучающихся таких качеств и возможностей как:

чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия

.

толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

способности анализировать информацию, в том числе политического, экономического, социального характера;

умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

умение использовать демократические методы и процедуры для достижения своих целей;

осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

Внеурочная работа по правовому воспитанию школьников имеет много различных форм и включает в себя организацию бесед, классных часов, проведение олимпиад и викторин (викторина Единого урока по правам человека, 19.11.2018; викторина Единого урока «День конституции», 27.11.2018; всероссийская контрольная работа по информационной безопасности в сети «Интернет», 28.11.2018); участие в конкурсах различного уровня (городской конкурс молодёжного рекламного плаката "Жизнь полна ярких красок" (в рамках декады "SOS", 07.12.2018).

Положительный эффект дает проведение дней правовых знаний (мероприятий по проведению Единого урока прав человека, в рамках 25-летия действующей Конституции Российской Федерации и 70-летия Всеобщей декларации прав человека: круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей»).

Для успешного проведения правовой пропаганды педагог должен уметь анализировать, систематизировать и организовать тематические занятия с обучающимися по правовой пропаганде в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Так мною была пройдена методико-педагогическая программа «Правовое просвещение» и «Основы кибербезопасности» Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации, при поддержке Министерства образования и науки РФ на портале Единыйурок.рф (диплом от 19.11.2018, 27.11.2018). также я стала участником всероссийского проекта «Я за обеспечение правил безопасного поведения обучающихся в условиях современной жизни» (ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», сертификат участника от 30.11.2018).

Таким образом, считаю целью педагога в правовом воспитании в убеждении обучающихся в том, что соблюдение законности и правопорядка – это норма жизни любого цивилизованного общества. Такой подход к освоению основ правовых знаний способствует осознанному восприятию информации, её длительному запоминанию. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности выпускников, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. А задача педагога помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, с другими людьми. От того, насколько на школьном этапе будет осуществлено педагогическое воздействие для раскрытия внутренних индивидуальных накоплений ребёнка, от осознания подростком своей личной ответственности за всё происходящее вокруг, от привития уважения и значимости правовых норм, будет зависеть дальнейший избранный им путь в жизни.

Литература:

1. Концепция правового просвещения на период до 2020 года // http://www.pravo.khv.ru/concept

2. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи: учебное пособие. М.: ООО «Триада», 2005. - 105 с.

3. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия», 2003. - 288 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

5. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. — Волгоград, 2008.

6. Сластенин А.Н.. Педагогика: учебник. М., 2002.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×