Статья Социально-психологическое сопровождение развития личности будущих педагогов (из опыта работы СПС). Автор: Моякунова Анна Авдеевна

Автор: Моякунова Анна Авдеевна

Социально-психологическое сопровождение студентов рассматривается как целостная деятельность, которая носит системный характер и позволяет выстроить текущую работу специалистов как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутриколледжного взаимодействия, причем педагоги, администрация, студенты, родители, рассматриваются как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе на правах сотрудничества.  Целью деятельности социально-психологической службы является содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей условия для личностного, интеллектуального и социального развития студентов, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.


Автор: Моякунова Анна Авдеевна

Социально-психологическое сопровождение развития личности будущих педагогов (из опыта работы Социально-психологической службы ГАПОУ РС(Я) Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева)

Автор: Моякунова А.А. преподаватель высшей категории, руководитель СПС

Социально-психологическое сопровождение студентов рассматривается как целостная деятельность, которая носит системный характер и позволяет выстроить текущую работу специалистов как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутриколледжного взаимодействия, причем педагоги, администрация, студенты, родители, рассматриваются как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе на правах сотрудничества. Целью деятельности социально-психологической службы является содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей условия для личностного, интеллектуального и социального развития студентов, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

Задачи социально – психологической службы:

 1.Содействие в создании условий, способствующих социально-психологической адаптации студентов, обеспечивающих психологические условия для охраны здоровья и развития личности.

2. Обеспечение психологической и социально-педагогической поддержки через оказание индивидуальных и групповых консультаций.

3. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности, содействие личностному и интеллектуальному развитию студентов.

Материальная база службы: рабочий кабинет «Уйул5ан» с консультативной зоной, кабинет для релаксации.

Оборудование:

компьютер, комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих методик «Эффектон студио».

Программы и методики:

Интеллект:

Тестирование показателей развития интеллекта. Для оптимизации учебного процесса в учебных заведениях, для профессионального отбора, психологического консультирования, развития интеллектуальных функций.

Ягуар:

Тестирование точностных, скоростных и надеждностных качеств человека. Психодиагностика познавательных способностей в форме игр- симуляторов: Восприятие, сенсорные реакции, работоспособность, моторика.

Отношения:

Психодиагностика межличностных отношений.

Внимание:

Развитие внимания, изучение свойств и видов внимания -объем, концентрация внимания, и др.Тестирование и тренировка основных свойств внимания человека.

Память:

Тестирование и оптимизация основных видов памяти. Выявление психологических свойств и состояний личности. Исследование процессов познавательной сферы.

Целью социально-профилактических программ является совершенствование системы профилактической деятельности в колледже посредством использования интерактивных форм и методов работы.

В социально-психологической службе имеется нормативно-правовая база и ведется следующая документация: журналы консультирования, журналы и бланки отчета групповых форм работы, диагностические карты, карты индивидуального психологического развития студентов.

Работа социально-психологической службы спланирована по следующим направлениям:

Организационно-методическая работа;

Диагностическая работа;

Психологическое просвещение и социально-психологическая профилактика;

Развивающая и

психокоррекционная

работа;

Консультативная работа;

Социально-психологическое сопровождение

Цели консультативной деятельности:

Предупреждение социально-психологических деформаций личности

Создание благоприятного микроклимата в образовательной среде

Содействие в укреплении социальной позиции, развитие личностных качеств студентов.

Необходимо отметить активизацию интереса субъектов образовательного процесса к психологическим знаниям, увеличился также спектр вопросов, по которым осуществляется консультирование специалистами социально-психологической службы.

Индивидуальное консультирование по социальной поддержке студентов «группы риска», работа со студентами, состоящими на внутриколледжном контроле и студентами, находящимися в социально-опасном положении, студентов-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентов с особыми образовательными потребностями.

Методики:

Мотив поступления в колледж

Отношение к учебно-профессиональной деятельности

Отношение студентов к здоровью и ведению ЗОЖ

Оценка уровня тревожности

Изучение уровня воспитан

нос

ти;

методика «Рисунок семьи».

Шкала депрессии

Зунг

е

(

Т.И.Балашовой

)

Изучение характерол

огических особенностей личности

(тест

Айзенка

).

Изучение удовлетворенности жильцов в общежитии

Социально-психологическая профилактика является приоритетным в деятельности службы, рассматривается как система коррекционно-реабилитационных и развивающих мер, ориентированных на формирование системы ценностных установок, укрепление социальной позиции, развитие личностных качеств студентов.

В колледже осуществляется комплексный подход к организации социально-психологического сопровождения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних студентов, поступивших на базе 9 класса.

Тьюторами, преподавателями, воспитателями, социальными педагогом, педагогом-психологом, медработником колледжа осуществляется широкая сеть просветительских мероприятий для студентов, педагогов и родителей.

Специалистами СПС организовано индивидуальное социально-психологическое сопровождение студентов группы риска, осуществляется систематическое углублённое изучение их психологических свойств и состояний. На основе диагностических данных разрабатывается алгоритм взаимодействия со всеми субъектами профилактической работы, выбираются основные формы и методы работы, даются рекомендации тьюторам воспитателям по организации конструктивного взаимодействия с студентами группы риска.

Большое внимание уделяется просвещению несовершеннолетних студентов в тех вопросах, которые имеют для них первостепенное значение: административная ответственность за правонарушения, конфликты с родителями, последствия ПАВ и других вредных привычек.

Необходимо отметить активизацию интереса субъектов образовательного процесса к психологическим знаниям, увеличился также спектр вопросов, по которым осуществляется консультирование специалистами социально-психологической службы.

Разработан план адаптационной недели, целью которых является оказание психолого-педагогической поддержки студентов-первокурсников, в том числе и несовершеннолетних студентов, поступивших на базе 9 класса, в период их адаптации к условиям обучения в колледже. В целях благоприятной адаптации для студентов, имеющих повышенный уровень тревожности, проводятся коррекционно – развивающие занятия.

Разработаны планы работы с детьми «Группы риска» детьми с ОВЗ, со студентами –сиротами, и детьми, оставшимся без попечения родителей.

Диагностическая деятельность направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение студентов на протяжении всего периода обучения, выявление наиболее важных психологических особенностей, изучение уровня воспитанности и мотивационной сферы, особенностей деятельности, поведения и психологических состояний студентов, а также направлена на помощь в профессиональном становлении.

По результатам диагностических исследований, тьюторам, заведующим отделениями, даются рекомендации. Все предоставленные материалы используются в практической деятельности не только службы, но и в работе всех структурных подразделений колледжа, так как СПС взаимодействует участвует в работе научно- методического совета, педсоветов, психолого-педагогических консилиумов во всех отделениях.

Усилена работа в области взаимодействия с социальными партнерами-Намским, Вилюйским педагогическими колледжами, медицинским колледжем гкутска, Центром социально-психологической поддержки молодежи, органами Опеки и попечительства Окружной администрации г.Якутска, с КДН и ЗП г.Якутска, с правоохранительными органами г.Якутска.

Таким образом, социально-психологическая служба колледжа, взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с целями и задачами системы образования, уверенно обеспечивает социальное развитие студентов, оказывает необходимую психологическую помощь и поддержку, содействует в становлении конкурентноспособных будущих педагогов на рынке труда.

 

 

 Литература

Ясюкевич

М.В., Социально-психологическая поддержка модернизации начального и среднего профессионального образования. – М.: УЦ «Перспектива»,2011.- 72с

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x