Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Социальные проект "Искусство маленьких шагов" | Загоскина Ирина Владимировна. Работа №309828

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Расстройство аутистического спектра остается с человеком в течение всей его жизни, но социализация его в обществе во многом зависит от помощи, которая была ему оказана в дошкольном возрасте. Программы с использованием практик с доказанной эффективностью успешно работают с диадой аутизма (дефицитами), опираясь на его сильные стороны. Вопрос подготовки специалистов является невероятно важным. Опыт проведения проекта может быть полезен для других ДОО и родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 337 г. Челябинска»

Комсомольский пр-т, 41-в, 454112, г. Челябинск.

 

 

 

Проект

«Искусство маленьких шагов»

социальный

 

Компенсирующая группа детей с ОВЗ старшего возраста

Сроки реализации: октябрь – декабрь 2022 года

 

 

Авторы проекта: Ишимова Е.В., педагог-психолог,

Загоскина И.В., логопед,

Тюленова Е.Е., воспитатель,

Пушкарева А.А., дефектолог,

Обухова А.К., руководитель службы

ранней помощи «Звездный дождь»,

Грекова М.О., специалист по развитию

коммуникации «Звездный дождь»

 

г. Челябинск

2022 г.

АННОТАЦИЯ

Цель проекта: развитие творческой активности, социальных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра, используя практики с доказанной эффективностью.

Задачи проекта:

1. Создание специальных условий образовательной среды, подготовка команды педагогов и специалистов, их вовлеченность в реализацию проекта.

2. Повышение уровня компетенции специалистов.

3. Развитие навыков социального поведения и социального взаимодействия детей с РАС.

4. Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ, используя практики с доказанной эффективностью.

5. Формирование и развитие коммуникативных навыков детей через обучение играм.

6. Развитие творческого потенциала и коррекция социально-эмоциональных навыков детей средствами арт-терапии.

Методы и формы работы:

изучение истории развития,

наблюдение,

создание условий для развития,

психолого-педагогическое сопровождени

е,

методы прикладного анализа поведения (ПАП),

развитие совместного внимания, вовлеченности и игры JASPER,

система альтернативной коммуникации PECS,

Результаты работы

Социальный проект реализуется в три этапа. На I этапе разрабатываются цели и задачи, заключается договор о сотрудничестве с организацией «Звездный дождь» и перевод детей в компенсирующую группу. На II этапе – подготовка компетентной команды, создание условий безопасной среды, работа с детьми с использованием практик с доказанной эффективностью (социальные навыки, образовательная деятельность, обучение игре, арт-терапия). III этап заключительный: вовлечение детей с ОВЗ в общую деятельность с нормотипичными детьми, создание продуктов проекта – 2 видеоролика (о проекте и «Сказка о маленькой рыбке») и презентация своего опыта педагогам.

В результате работы снизилось нежелательное поведение детей с ОВЗ, дети понимают инструкции педагогов, соблюдают некоторые правила, уменьшилось сопротивление и улучшилось качество выполнения заданий, замечается усидчивость на занятиях. Сверстники стремятся помочь им справиться с трудностями, вовлечь в игру. Дети с РАС теперь могут играть в совместные игры, соблюдая правила и выражая свои эмоции. Расстройство аутистического спектра остается с человеком в течение всей его жизни, но социализация его в обществе во многом зависит от помощи, которая была ему оказана в дошкольном возрасте. Программы с использованием практик с доказанной эффективностью успешно работают с диадой аутизма (дефицитами), опираясь на его сильные стороны. Вопрос подготовки специалистов является невероятно важным.

Опыт проведения проекта может быть полезен для других ДОО и родителей детей с РАС и другими ментальными нарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасная образовательная среда подразумевает создание

комфортной обстановки для нормального развития личности.

Главное – это не ориентировать образование на решение

типовых задач, в которых уже заранее есть ответы

на все вопросы, а четко сказать:

«Образование должно помочь человеку

жить в мире неопределенности».

А.Г. Асмолов

Проблема

Аутизм… Количество поставленных в мире диагнозов растет с каждым годом. Так, в США с 2000 г. по 2021 г. количество зарегистрированных диагнозов возросло на 241 %. Частота встречаемости РАС в России поданным Министерства здравоохранения – 1%. У человека с РАС есть семья, близкие люди, он учится или работает. Еще10-15 лет назад не знали, что делать с этим диагнозом, и родителям лучше было бы не знать о нем. Федеральный закон «Об образовании в РФ» обеспечивает право получить образование всем детям без исключения в соответствии с их потребностями и возможностями. По Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ДОО обязаны предоставить необходимые условия для обучения и социализации в обществе.  Задача детского сада, по Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, организовать обучение для детей с особенностями развития, создать оптимальное место для реализации программы, доступной для детей с РАС.

Но педагогам часто не хватает знаний о том, как должны выглядеть программы раннего вмешательства, как лучше учить аутичных детей, как помочь им удержаться в детском саду и создать необходимые условия. Научить буквам, цифрам и классификации предметов не поможет детям социализироваться в обществе. При этом дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития ребенка. Детский сад предсказывает будущее ребенка с РАС.

Понимание ответственности за образование и воспитание детей с РАС, посещающих комбинированную группу детского сада второй год, но практически не контактирующих со сверстниками и периодически отказывающихся от какой-то деятельности, обусловило поиск лучших путей решения этих задач. Да, лекарства от аутизма нет, но эффективная помощь есть. Программы помощи должны быть основаны на практиках с доказанной эффективностью, так, если главные дефициты аутизма (диада аутизма):

- нарушение коммуникации и социального взаимодействия и

- ригидность мышления, то работать с ними необходимо, опираясь на

сильные стороны аутизма: память, составление закономерностей, визуальный канал.

Именно сотрудничество с Челябинской организацией помощи детям «Звездный дождь», освоение практик с доказанной эффективностью, основанных на методах прикладного анализа поведения (ПАП), позволило шагнуть в лучшее будущее доверенных нам детей с аутизмом.

Проект проводится на базе МБ ДОУ «ДС№337 г. Челябинска» в группе компенсирующей направленности детей с ОВЗ в возрасте 5-6 лет.

Цель проекта: развитие творческой активности, социальных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра, используя практики с доказанной эффективностью.

Задачи проекта:

1. Создание специальных условий образовательной среды, подготовка команды педагогов и специалистов, их вовлеченность в реализацию проекта.

2. Повышение уровня компетенции специалистов.

3. Развитие навыков социального поведения и социального взаимодействия детей с РАС.

4. Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ, используя практики с доказанной эффективностью.

5. Формирование и развитие коммуникативных навыков детей через обучение играм.

6. Развитие творческого потенциала и коррекция социально-эмоциональных навыков детей средствами арт-терапии.

Методы и формы работы:

изучение истории развития,

наблюдение,

создание условий для развития,

психолого-педагогическое сопровождение,

методы прикладного анализа поведения (ПАП),

альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

развитие

совместного внимания, вовлеченности и игры JASPER,

система альтернативной коммуникации PECS,

диагностика развития ребенка.

Натуралистические стратегии

:

- коммуникация,

- социальные навыки,

- игра,

- гибкость,

- естественный контекст.

Проактивные

стратегии преодоления нежелательного поведения:

- позитивное подкрепление;

- безусловное подкрепление;

- организация окружающего пространства;

- визуальная поддержка;

- система альтернативной коммуникации;

- развитие навыков.

Реактивные стратегии вм

ешательства:

- подкрепление желательного поведения,

- дифференциальное подкрепление,

- развитие поведения, несовместимого с нежелательным.

В работе с родителями:

- телефонное интервью;

- индивидуальные консультации специалистов;

- дистанционное сопровождение;

- психолого-педагогическое просвещение родителей.

 

Ожидаемые результаты:

- создана безопасная среда для развития детей с ОВЗ, в том числе с РАС;

- педагоги повысили уровень компетентности и работают единой командой;

- дети выполняют инструкции педагогов;

- дети осваивают и пользуются навыками социального поведения;

- посредством игры дети совершают первые коммуникации.

 

Практическая ценность состоит в освоении:

- педагогами - практик с доказанной эффективностью, которые могут быть успешно использованы и с детьми с другими особенностями, например, ЗПР, СДВГ;

- детьми с РАС - начальных коммуникативных навыков (правила этикета, попросить о помощи, выразить свое желание, предложить поиграть).

Наш опыт может быть полезен педагогам и специалистам других детских садов, а также родителей детей с РАС, находящихся в поиске лучших практик работы с детьми с РАС.

Необходимое оборудование

Для реализации практик с доказанной эффективностью:

- контейнеры пластиковые разных размеров;

- карточки Пекса;

- фото детей;

- алгоритмы выполнения бытовых навыков;

- картинки видов деятельности для визуального расписания;

- планшетки с контактной лентой для картинок;

- таймер;

- красная самоклеющаяся бумага для обозначения;

- игры: Чудесный мешочек, Балансирующие камни и другие;

- игрушки для сенсорного насыщения (поп ит и др.);

- подкрепление;

Для занятий арт-терапией:

- краски акварельные, гуашь, тушь, кисти, трубочки коктейльные;

- альбомы для рисования;

- глина, клеенка на тканевой основе;

- лоскутки ткани, нитки;

Для песочной терапии:

- песочница;

- световой стол;

- кварцевый песок;

- мелкие игрушки.

 

Продукт

- видео ролик о реализации проекта;

- совместная работа детей студии рисования песком - видеоролик в технике песочной анимации «Сказка о маленькой рыбке», в которой принимали участие и дети с ОВЗ.

 

Выводы

Расстройство аутистического спектра остается с человеком в течение всей его жизни, но социализация его в обществе во многом зависит от помощи, которая была ему оказана в дошкольном возрасте. Большинство детей с РАС пока имеет другие диагнозы или вовсе нет диагнозов. Диагноз имеет значение, когда есть система поддержки. Программы с использованием практик с доказанной эффективностью успешно работают с диадой аутизма (дефицитами), опираясь на его сильные стороны. Важнейшая задача – развитие мягких/адаптивных навыков.

Вопрос подготовки специалистов является невероятно важным.

Чтобы инклюзия была успешной, поддержку нужно оказывать всем вовлеченным участникам. Необходима работа с окружением человека с РАС: сохранить ресурс семьи и специалистов, видеть нужду. Важна поддержка администрацией и достаточность ресурсов.

Самоанализ

Проект «Искусство маленьких шагов» положил начало большому проекту социализации детей с РАС, ЗПР, СДВГ в детском саду. Команда педагогов и специалистов прошла обучение, стажировку и получает поддержку кураторов «Звездного дождя». Организованная с детьми работа с практиками с доказанной эффективностью перешла на новый уровень. Срок реализации еще не окончен и впереди много работы, но промежуточные результаты можно считать достойными за непродолжительное время.

Мы делаем мир доступней!

 

План-график мероприятий

 

I этап предварительный

Сбор информации, заключение Договора о сотрудничестве с

Челябинской организацией помощи детям

«Звездный дождь», создание команды, получение согласия родителей.

Определение цели, задач, исходя из интересов, возможностей и потребностей детей, содержания проекта и ожидаемых результатов.

Перевод детей в группу компенсирующей направленности

для более успешного внедрения практик с доказанной эффективностью.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Разработка паспорта проекта.

 

II этап основной - Подготовка компетентной команды

Проведение образовательной деяте

льности, режимных моментов в группе детей с ОВЗ под наблюдением кураторов «Звездного дождя».

Посещение семинара об

особенностях аутизма

и практиках с доказанной эффективностью в детском саду.

Обучение игровой деятельности команды на практико-ориентированн

ом семинаре в центре «Звездный дождь», стажировка в сопровождении кураторов.

Выполнение домашних заданий и обучение через приложение «

Classroom

» с предоставленным теоретическим материалом для ознакомления и практическими заданиями.

Повышение уровня компете

нции участием во II

Межрегиональной конференции «Маршруты помощи как система поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом и другими ментальными особенностями в развитии», знакомство с руководителями Фонда «Обнаженные сердца».

Создание условий образовательной среды

Приобретение необходимого оборудования (контейнеров для структурирования среды), дидактических и игровых пособий.

Подготовка карточек

Пекса

, картинок для визуального расписания, структурирования пространства, подборка начальных игр.

Структурир

ование пространства группы и кабинетов специалистов.

Разделение детей на подгруппы и составление нового расписания сетки занятий с учетом личностных особенностей и индивидуальных возможностей детей.

Работа с детьми

Применение инструментов

практик с доказан

ной эффективностью (таймер, визуальное расписание, индивидуальное расписание, карточки

Пекса

, поощрение и др.), составление социальных историй для р

азвития навыков социального

поведения и

социального взаимодействия.

Проведение образовательной деятельност

и с использованием практик с доказанной эффективностью.

Обучение детей группы играм с правилами посредством развития двух- и

трех-стороннего

внимания.

Вовлечение в игру со сверстниками.

Использование техник арт-терапии для активизации творческого

потенциала и коррекции эмоциональных навыков детей (

глинотерапия

, песочная терапия, рисование песком).

Работа с родителями

Анкетирование родителей (сбор информации о личностных особенностях и индивидуальных возможностях ребенка).

Проведение собрания для о

пределения образовательного маршрута детей с ОВЗ и консультация психолога об особенностях развития данных детей, их потребностях и возможностях.

Индивидуальные беседы с родителями и получение согласия на проект взаимодействия с Челябинской организацией пом

ощи детям «Звездный дождь».

Ежедневное информирование в родительском чате о развитии детей в детском саду.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, их посильное участие в мероприятиях детского сада и группы, раскрытие их ресурсов (конкурс мам – созд

ание видеороликов о своем хобби, уникальных способностях, талантах, творчестве).

 

III этап заключительный

Вовлечение детей с ОВЗ в общую деятельность с

нормотипичными

детьми других групп через проведение совместных занятий по арт-терапии, песочной терапии,

куклотерапии

, игре в глину, рисование песком.

Подготовка и проведение совместного новогоднего утренника с детьми другой группы.

Создание и презентация для детей детс

кого сада и родителей видеоролика в технике песочной анимации «Сказка о маленькой рыбке», у которой не было друзей.

Создание видеоролика и участие социального проекта «Искусство маленьких шагов» в городской Акции добра и толерантности.

Выступление команды

перед коллективом детского сада и на родительском собрании группы с результатами проектной деятельности.

Семинар для педагогов детского сада об использовании техник и приемов практик с доказанной эффективностью для возможного использования в работе с детьм

и.

 

Результат работы

В результате работы над проектом были созданы два видеоролика: совместной творческой работы детей с ОВЗ с детьми других групп, посещающих дополнительные занятия студии песочной терапии и рисования песком «Сказка о маленькой рыбке» и видеоролик работы над проектом, как результат.

Процесс реализации проекта и первые успехи детей принесли команде удовлетворение в своей работе, уверенность в выбранном пути. Объединение в команду позволяет работать слаженно, а значит, эффективно. Встреченная проектом поддержка со стороны администрации сохранила ресурсы для творчества в реализации проекта. Большое значение для активности команды имеет продолжающееся сопровождение кураторами «Звездного дождя» и повышение квалификации специалистов.

Результаты работы оцениваем в снижении нежелательного поведения (крики, кусание, щипки), понимании детьми инструкций педагогов, соблюдении некоторых правил («Сначала - потом» и др.), уменьшении сопротивления и улучшении выполнения заданий образовательной деятельности. Дети могут сидеть на занятиях, выполнить инструкцию из двух-трех последовательностей. Они стали спокойнее, ведь педагогам теперь легче понимать их потребности и предупреждать истерики.

Развитие навыков социального поведения у детей с РАС встречает всё меньше негативных замечаний со стороны сверстников, вызывает у них желание помочь им справиться с трудностями, вовлечь в игру. Дети с РАС теперь могут играть в совместные игры, соблюдая правила и выражая свои эмоции. Начался процесс освоения навыков коммуникации. Смена групповых помещений на совместных мероприятиях уже не вызывает тревоги, а приобретение наушников решило проблему громких звуков детского окружения. Началась подготовка к совместному с другой группой новогоднему утреннику с помощью социальных карт. Им очень многому предстоит научиться.

 

Список источников информации

Как организовать инклюзию в детском саду: опыт участников проектов Фонда «Обнаженные сердца». – М.: Альпина ПРО, 2022. – 222с.: ил. https://

Как_организовать_инклюзию_

в_детском_саду.pdf

Довбня

С., Морозова Т.,

Залогина

А.,

Монова

И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018.

Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спект

ра? Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца». 2020.

https://nakedheart.online/books/kak-pomochdoshkolniku-s-ras

Альтернативная и дополнительная коммун

икация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / Сост. О. Н. Тверская, М. А.

Щепелина

; ред. А. Г.

Гилева

. — Пермь: ПГГПУ, 201

8

Грей К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. — Екатеринбург: Рама

Паблишинг

, 2021

Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра? Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца». 2020.

https://nakedheart.online/books/kak-pomoch-doshkolniku-s-ras

 

Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. — Екатеринбург: Рама

Паблишинг

, 2018.

Довбня

С., Морозова Т.,

Залогина

 А.,

Монова

И. Дети с расстройст

вами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018

Рубцов В.В., Селявина Л. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2

Лебедев

а И.Н.,

Балака

Л. П.,

Какурина

И. А. Методические рекомендации по сопровождению воспитанников в инклюзивных группах детского сада. СПб.: Детство-Пресс, 2021.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×