Социальный проект "Вместе весело шагать" | Пуляева Юлия Александровна. Работа №240488
Автор: Пуляева Юлия Александровна
Для адаптации детей и родителей к детскому саду
Социальный проект
в группе раннего дошкольного возраста «Капелька»
«Вместе весело шагать»
Воспитатели: Пуляева Ю.А
2015 – 2016 уч.год
Актуальность проекта
Состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада.
Как известно работа с семьей - важная задача образовательной системы. И поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Ребенок часто находится между этими двумя институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психическое развитие.
Проблема
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Бесспорно, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но очень часто они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах воспитания, чрезмерно опекают своего ребенка. Многие родители не знают, как вести себя в период адаптации ребенка в детском саду. Поступление в детский сад часто вызывает стресс не только у ребенка, но и у родителей.
Чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение, необходима четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психолога, медицинской сестры, во взаимодействие с родителями.
Цель проекта
Создание условия для комфортной благоприятной адаптации и ранней социализации детей к ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи проекта:
Изучить научную и методическую литературу, разработать план работы по теме адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет.
Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.
Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
Оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития, адаптации к ДОУ.
Предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку.
Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.
Ожидаемый результат
Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Продолжительность проекта: октябрь 2015 – май 2016г
Тип проекта: социальный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы раннего дошкольного возраста
Реализация проекта:
Этапы проекта
Содержание работы
I этап
Подготовительный
Сбор информации о семьях будущих воспитанников ДОУ. Заключение договоров с родителями. Формирование групп.
Подбор и изучение необходимой литературы. Составление плана работы, подбор методик.
Знакомство с ребенком на основе медицинских документов (анамнеза, диспансерного листа)
Организация развивающей среды в группе.
Повышение квалификации воспитателей в вопросах адаптации детей и взаимодействие с родителями.
Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями.
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование родителей на выявление стиля и методов воспитания)
II Этап
Основной
Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе. Заполнение адаптационных листов.
Прогнозирование течения адаптации по результатам анкетирования, выявление групп «риска».
Осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул)
Наблюдение за состояние здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое и психическое здоровье)
Ведение адаптационных листов
Использование игровых методов взаимодействия с ребенком.
Проведение информационных и тематических мероприятий. (Встречи, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, консультирование родителей по вопросам адаптации воспитанников.)
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды,
II Этап
Заключительный
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей. Сравнительный анализ с уровнем адаптации в прошлом учебном году.
Анкетирование родителей по итогам адаптации.
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания в детском саду и дома.
Выпуск стенгазеты с фотоснимками детей «Я уже большой. Я уже не плачу!»
Изготовление «Дерева добра»
Создание портфолио группы
Почта доверия
Работа с родителями
Родительское собрание:
«Давайте познакомимся!»
«Развитие мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста»
Родительская конференция «Здоровый ребенок, и счастливы мы»
«Культурно-гигиенические навыки детей раннего дошкольного возраста»
Консультации:
«Ребенок идет в детский сад»
«Адаптация ребенка в детском саду»
«Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»
«Ясли – это серьезно»
Конкурсы:
«Символ года 2016»
«Мастерим кормушки»
Мини-сочинение «Мой ребенок»;
Выставки:
1.«Символ года 2016»
2.«Подарок Деду Морозу»
3.«Весеняя фантазия»
4.«Мой веселый мяч»
5.«Веселый магнитик»
6. «Макеты из коробки»
Фотовыставки:
1.«Играем дома»
2.«Наши девчонки»
3.«Какие разные мальчишки»
4.«Зимняя прогулка»
5.«Мой любимый детский сад»
6.«День матери»
7. «Мама, папа, я – спортивная семья»
Предметно – пространственная среда:
Игры на развитие мелкой моторики
Пополнение уголка ряженья
Театр «
Смешарики
»
Доска «
Монтессори
»
Пано
«Времена года»
Пано
«Дорога»
Домик для уединения
Многофункциональная ширма
Работа на участке (Елка к Новому году)
Украшение группы к Новому году
Огород на окне
Помощь в вязании одежды для кукол
Работа с детьми:
Выставки рисунков:
1.«Маленькой елочке холодно зимой»
2. Подарок папе «Ракета»
3. «Подарок мамочке»
Коллективная работа
1.«Конфетки для мамочки»
Стенгазеты:
«Наши мальчики отправляются в полет» (к 23 февраля)
«
Какие бывают девчонки
»
(к 8 марта)
«день матери»
Подкормка птиц
Итог проекта: «Дерево добра», видеофильм «Мы уже большие, мы уже не плачем», групповое портфолио.