Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья Социокультурный феномен понятия детства. Автор: Черкасова Татьяна Евгеньевна

Автор: Черкасова Татьяна Евгеньевна
Понятие детства рассматривается в качества отдельного феномена в различных научных направлениях. В общегуманитарных исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. Американские ученые детально изучали отношение к личности ребенка в различных культурах. Особую область образует этологическое детства, акцент в котором делается на анализе эмоционально-психологических состояний. В статье обознается существенное, даже определяющее, значение для многих концепций в целом является то, как понимается воспроизводство культуры. Другие подходы в изучении понятия феномена детства более распространенные и обоснованные рассматривают детство как форму усвоения культурных стереотипов , подчеркивая существенную роль внешних воздействий. 


Автор: Черкасова Татьяна Евгеньевна

Т. Е. Черкасова

Социокультурный феномен понятия детства

Детство как самостоятельный аспект было выделено в качестве «некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью», в романтическо – просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж. Ж. Руссо «О воспитании» (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиографические, однако имевшие и историко – культурную ценность, создали Л. Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен. [4] В общегуманитарных исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных общностей. Бесспорным лидером в этой области исследования культур было направление «Культура – и – личность» (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими особенностями, можно было увидеть мир «взрослой» культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для дальнейшей деятельности. [4, с. 27] В то же время детство – это особый мир, своеобразная культура, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимодействия со сверстниками драматизируются. [2] Таким образом, преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важнейшее культурное качество человека в создании идеальных сущностей.

Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных формах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственно наблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор не ясно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство представляет собой, если использовать теорию А. Крёбера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения навыками, приносящий непосредственную радость маленькому человеку, входящему в безбрежный мир социума. [4]

Нередко факт из жизни ребенка объяснить труднее, чем совершить очередной этап технологической революции. Можно привести всего один пример, касающийся «детских обычаев», особенностей их игр. Абсолютное большинство детей, играют в секреты, тайники, в которые закапывают «сокровища» в виде цветных стеклышек, камешков и других предметов. Каким-то образом эта игра или обряд воспроизводится в бесконечной цепи поколений, причем как в традиционных культурах, так и в современных индустриально-урбанизированных. Единственное, весьма посредственное объяснение этого явления состоит в уподоблении действий детей действиям животных, запасающих пищу впрок.

Детство, в первую очередь раннее, исследовали в своих трудах такие ученые, как Р. Бенедикт «Психологические типы в культурах Юго-Запада США», М. Мид «Культура и мир детства». Они изучали особенности кормления детей, пеленания, приучения к горшку, чередования периодов сна и активности. Безусловно, этим объекты их исследования не исчерпывались. Ученых – антропологов, психологов интересовало отношение к личности ребенка в раннем детстве, взаимоотношения типа «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослые», система поощрений и наказаний, распространенная в том или ином обществе. Европейцев удивляло отсутствие наказаний детей в одних культурах и, наоборот, существование наказаний вплоть до 20 лет – в других. Важное значение в изучении «образа детства» играют обряды и ритуалы, связанные с рождением ребенка, наречением его и инициациями – посвящениями во взрослое состояние. Определенное воздействие на исследования оказывали психоаналитические понятия, описывающие коренные качества ребенка: желание быть любимым, потребность в общении (с рождения), в нежности и избегание тревоги. [5]

Особую область образует этологическое изучение раннего детства, акцент в котором делается на анализе эмоционально – психологических состояний (радость, печаль, агрессивность, любовь, привязанность). Ключевое понятие здесь – «привязанность», выражающее формирование особого качества, возникающего в тесном контакте между ребенком и взрослым на ранних этапах младенчества. Оно есть основа социального взаимодействия в культурах, и возникает оно аналогично импринтингу (запечатлевают) у животных. Благодаря импринтингу образуются родственные чувства к детенышам не своего вида (утята у курицы и т.д.). Интересным аспектом в изучении детства как феномена культуры является отношение к незнакомому и отражение его в этнокультурных стереотипах поведения.

Существенное, даже определяющее, значение для многих концепции в целом является то, как понимается воспроизводство культуры. Этот аспект изучения детства анализируется с двух позиций. Одна заключается в том, что становление культурного человека состоит лишь в развертывании генетической программы, созревании навыков, умений и проявлении их в определенные периоды или в связи с соответствующей жизненной ситуацией, или благодаря каким – нибудь пусковым событиям. Такой взгляд на детство получил название «нативизм». Подобные воззрения связаны с пониманием культуры лишь как формы существования генетических задатков индивидов.

Другой подход, более распространенный и более обоснованный, рассматривает детство как форму усвоения культурных стереотипов, подчеркивая существенную роль внешних воздействий. В особенностях детства проявляется влияние культурной традиции, навыки формируются в процессе деятельности. Эта позиция в интерпретации детства как культурного феномена получила название «эмпиризм». Значительное влияние, в том числе и на межкультурное изучение детства, оказала культурно – историческая теория российского психолога Л.С. Выготского. Рассматривая процессы, происходящие в детстве, он отмечал их особенность в том, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет собой единый сплав с процессами его органического» развития. «Культурное развитие приобретает совершенно своеобразный характер, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся организм ребенка». Само культурное развитие ребенка осуществляется, согласно Л.С. Выготскому, «путем врастания речевых форм общения людей во внутренний план индивидуального сознания и превращения их через промежуточную форму «общения с самим собой» в собственно человеческие формы психической деятельности». Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского и его гипотеза интериоризации культуры (внесение в индивидуальное сознание) использовались в качестве интерпретирующей теории в межкультурном изучении детства. [1]

В структурном плане изучение детства как феномена состоит из различных концепций и разнообразных направлений исследований, выделяемых на основании как метода, так и объекта изучения.

 

Примечания:

 

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.

СПб.:

Союз, 1997.

253 с.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий /

C

. Н. Иконникова. –

Спб

,

:

Питер, 2005. – 257 с.

Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 335 с.

Куруленко

Г. А. Историческая эволюция детства. Социокультурный аспект // Социология / Г.А.

Куруленко

. – 1998. – №1. – С. 21–35.

Мид

М. Культура и мир детства.

Избр

. Произведения / М.

Мид

.

М.

: Наука. 1988. – 428 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×