Содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и специфика эмоциональной отзывчивости дошкольников | Захарова Ольга Борисовна. Работа №357448
В современной психологии проблема эмоционального развития детей признана одна из самых значимых. Прежде всего, это связано с многозначностью понимания термина «эмоциональное развитие».
Изучением эмоций занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, К. Изард, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.П. Стрелкова, П.М. Якобсон и др.).
Эмоция, по определению В.К. Вилюнаса – это высшая психическая функция, возникающая и формирующаяся под влиянием окружающей социальной общественной среды. При всем многообразии определений понятия «эмоции» следует констатировать, что они несколько похожи, однако каждый исследователь акцентирует внимание на особенности, которые считает наиболее значимыми.
Рассмотрим понятие «эмоциональное развитие».
Эмоциональное развитие – это развитие отдельных элементов эмоционального процесса и связей между ними считает Г.М. Бреслав.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, по мнению В.К. Вилюнаса следует понимать как сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя: расширение репертуара аффектов; трансформацию активаторов конкретных эмоций; динамику способности использования эмоциональной экспрессии как средства общения; развитие эмоциональной саморегуляции и изменение способа реагирования на эмоции; формирование дифференцированной и адекватной эмоциональной экспрессии.
Интегрируя положения отечественных и зарубежных исследователей эмоциональной сферы ребёнка (А.В. Запорожец, О.В. Гордеева и др.), можно выделить структуру эмоционального развития, состоящую из аффективного компонента, когнитивного компонента и реактивного компонента.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь и эмоциональный опыт ребенка многократно обогащаются и расширяются. Усложняется не только содержание, служащее источником для переживания определенных эмоций, появляются разнообразные оттенки и нюансы длительных и глубоких чувствований (стыда, зависти, вины, сопереживания, сочувствия). В связи с тем, что у многих детей значительная часть жизни проходит в детском саду, где складывается своеобразное детское сообщество, этот период является благоприятным, для развития у детей эмоций морально-нравственного спектра. Это эмоции сострадания и сорадости, сопереживания и сочувствия. Формирование данной группы эмоций представляется нам чрезвычайно важным для морально-нравственного развития ребенка.
Одним из главных условий развития этих эмоций является то, как организован опыт особого социального действия, а именно – постановки себя на место другого. Так, этот опыт может быть реализован в реальном практическом действии, в игровом плане (ролевом исполнении). От понимания глубины этой проблемы, от разработанности ее применительно к разным видам деятельности старшего дошкольника зависит и уровень эмоциональной отзывчивости ребенка на события, связанные со сверстниками и его эмоциональными состояниями. В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли целенаправленно и эффективно организовать процесс формирования эмоциональной отзывчивости к сверстнику как одного из важнейших компонентов формирования морального сознания в дошкольном возрасте.
Понятие «эмоциональная отзывчивость» в современной литературе пока не имеет конкретной трактовки, поэтому различными специалистами воспринимается по-своему:
- как эмоциональную реакцию на состояние другого человека понимает эмоциональную отзывчивость А.В. Запорожец;
- как главную эмоциональную единицу, обуславливающую отношение между людей трактует эмоциональную отзывчивость М.И. Лисина;
- компонентом эмпатии эмоциональную отзывчивость считает Т.П. Гаврилова;
- ведущим показателем развития гуманных чувств и коллективистских отношений полагает эмоциональную отзывчивость В.В. Абраменкова;
- в качестве средства понимания людьми друг друга объясняет эмоциональную отзывчивость А.Д. Кошелева;
- обобщающим определением многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, возникающим от взаимодействия с другими людьми, предметами искусства, окружающим живым миром называет эмоциональную отзывчивость И.В. Груздова.
Эмоциональная отзывчивость и ее развитие в дошкольном возрасте рассматривается авторами, как правило, с двух ведущих позиций:
- с позиции нравственного воспитания, т.е. как нравственное качество (в исследованиях А.В. Запорожец, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович и пр.);
- с позиции эстетического воспитания, т.е. как эмоционального отклика на воспринимаемые предметы искусства, музыкальные произведения и пр. (в исследованиях Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской и пр.).
Содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и специфика
эмоциональной отзывчивости дошкольников
В современной психологии проблема эмоционального развития детей
признана одна из самых значимых. Прежде всего, это связано с
многозначностью понимания термина «эмоциональное развитие».
Изучением эмоций занимались как отечественные, так и зарубежные
ученые (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, К. Изард, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, Л.П. Стрелкова, П.М. Якобсон и др.).
Определение эмоциям психологи давали разное, так американский
психолог К.Э. Изард считал, что эмоция – это психический процесс, который
отражает субъективное оценочное отношение к существующим или
возможным ситуациям, а С.Л. Рубинштейн писал, что эмоция – это особая
субъективная
форма
существования
и
развития
потребностей.
С.Л. Рубинштейн и его последователи, отмечали тесную связь эмоций и
потребностей в развитии человека.
Эмоции, по В.В. Зеньковскому – это, прежде всего, сама
естественность поведения ребёнка, непосредственность, грация и свобода.
Эмоция – это система сигналов, с помощью которой субъект узнает о
потребностной значимости происходящего, считает Г.М. Бреслав.
Эмоция, по определению В.К. Вилюнаса – это высшая психическая
функция, возникающая и формирующаяся под влиянием окружающей
социальной общественной среды. При всем многообразии определений
понятия «эмоции» следует констатировать, что они несколько похожи,
однако каждый исследователь акцентирует внимание на особенности,
которые считает наиболее значимыми.
Рассмотрим понятие «эмоциональное развитие».
По определению К.Э. Изарда, эмоциональное развитие – это ряд
взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные
способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы
включения эмоций.
Эмоциональное развитие – это развитие отдельных элементов
эмоционального процесса и связей между ними считает Г.М. Бреслав.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, по мнению
В.К. Вилюнаса следует понимать как сложный и многоаспектный процесс,
включающий в себя: расширение репертуара аффектов; трансформацию
активаторов конкретных эмоций; динамику способности использования
эмоциональной экспрессии как средства общения; развитие эмоциональной
саморегуляции и изменение способа реагирования на эмоции; формирование
дифференцированной и адекватной эмоциональной экспрессии.
Принципиально
новый
взгляд
на
эмоциональное
развитие
демонстрирует деятельностный подход, представляющий динамику
эмоциональной сферы ребёнка через закономерное (последовательное)
формирование
личностных
и
эмоциональных
новообразований
(А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др.).
Интегрируя положения отечественных и зарубежных исследователей
эмоциональной сферы ребёнка (А.В. Запорожец, О.В. Гордеева и др.), можно
выделить структуру эмоционального развития, состоящую из аффективного
компонента, когнитивного компонента и реактивного компонента.
Однако эмоциональное развитие ребенка в общем контексте его
психического развития, особенно ребенка старшего дошкольного возраста,
ранее изучалось недостаточно системно и в объеме, явно ограничивающем
возможности своевременной коррекции эмоциональной сферы детей
современными средствами психологической науки.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь и
эмоциональный опыт ребенка многократно обогащаются и расширяются.
Усложняется не только содержание, служащее источником для переживания
определенных эмоций, появляются разнообразные оттенки и нюансы
длительных и глубоких чувствований (стыда, зависти, вины, сопереживания,
сочувствия). В связи с тем, что у многих детей значительная часть жизни
проходит в детском саду, где складывается своеобразное детское
сообщество, этот период является благоприятным, для развития у детей
эмоций морально-нравственного спектра. Это эмоции сострадания и
сорадости, сопереживания и сочувствия. Формирование данной группы
эмоций представляется нам чрезвычайно важным для морально-
нравственного развития ребенка.
Одним из главных условий развития этих эмоций является то, как
организован опыт особого социального действия, а именно – постановки себя
на место другого. Так, этот опыт может быть реализован в реальном
практическом действии, в игровом плане (ролевом исполнении). От
понимания глубины этой проблемы, от разработанности ее применительно к
разным видам деятельности старшего дошкольника зависит и уровень
эмоциональной отзывчивости ребенка на события, связанные со
сверстниками и его эмоциональными состояниями. В связи с этим возникает
вопрос о том, можно ли целенаправленно и эффективно организовать
процесс формирования эмоциональной отзывчивости к сверстнику как
одного из важнейших компонентов формирования морального сознания в
дошкольном возрасте. Нам представляется, что результатом развития у детей
дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости по отношению к
сверстнику выступит развитие способности к эмоциональной децентрации, к
постановке себя на место другого, к эмпатическому поведению,
формированию толерантного поведения по отношению к сверстникам.
Понятие «эмоциональная отзывчивость» в современной литературе
пока не имеет конкретной трактовки, поэтому различными специалистами
воспринимается по-своему:
- как эмоциональную реакцию на состояние другого человека понимает
эмоциональную отзывчивость А.В. Запорожец;
- как главную эмоциональную единицу, обуславливающую отношение
между людей трактует эмоциональную отзывчивость М.И. Лисина;
- компонентом эмпатии эмоциональную отзывчивость считает
Т.П. Гаврилова;
- ведущим показателем развития гуманных чувств и коллективистских
отношений полагает эмоциональную отзывчивость В.В. Абраменкова;
- в качестве средства понимания людьми друг друга объясняет
эмоциональную отзывчивость А.Д. Кошелева;
- обобщающим определением многообразных форм небезразличного
отношения человека к переживаниям, возникающим от взаимодействия с
другими людьми, предметами искусства, окружающим живым миром
называет эмоциональную отзывчивость И.В. Груздова.
Эмоциональная отзывчивость и ее развитие в дошкольном возрасте
рассматривается авторами, как правило, с двух ведущих позиций:
- с позиции нравственного воспитания, т.е. как нравственное качество
(в исследованиях А.В. Запорожец, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович и пр.);
- с позиции эстетического воспитания, т.е. как эмоционального отклика
на воспринимаемые предметы искусства, музыкальные произведения и пр. (в
исследованиях Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской и пр.).
Все
разнообразие
включаемых
в
понятие
«эмоциональная
отзывчивость» смыслов было систематизировано в рисунке 1.
Рис. 1. Содержание понятия эмоциональной отзывчивости
Эмоциональная отзывчивость у ребенка-дошкольника формируется под
влиянием окружающей среды. Результатом формирования выступает
возникновение нового опыта – эмоционального опыта сопереживания,
сочувствия.
Структурно эмоциональную отзывчивость можно представить в виде
следующих компонентов:
- мотивационного компонента: включает мотивы сопереживания;
-
социально-коммуникативного
компонента:
предполагает
обязательный процесс социального взаимодействия;
- когнитивного компонента: нуждается в определенном развитии
интеллектуальной сферы;
- поведенческого компонента: предполагает различное проявление в
разных ситуациях;
-
оценочно-рефлексивного компонента: требует определенного
эмоционального опыта.
Мы будем рассматривать эмоциональную отзывчивость как
способность личности понимать эмоции и общее состояние другого человека,
что является характеристикой когнитивного компонента эмоционально-
нравственной сферы, а также проявлять такие качества как сочувствие,
сопереживание, сострадание или наоборот сорадость, гордость за успехи
другого человека, демонстрируя высокий уровень развития поведенческого
компонента морального сознания.
Многие исследователи отмечают, эмоциональная отзывчивость
возникает и развивается в рамках определенных форм взаимодействия
взрослого с ребенком, при которых используются различные игровые
технологии, направленные на формирование эмоциональной компетентности
и развитие у ребенка дошкольного возраста нравственных эмоций по
отношению к сверстнику.
За период дошкольного детства в эмоциональной сфере ребенка
происходят значительные изменения:
-
происходит усложнение представлений детей о причинах
возникновения эмоций и формах их проявлений;
- возникает понимание того, что разные люди могут испытывать
различные эмоции при сходных обстоятельствах ввиду их личностных
особенностей;
- происходит смещение фокуса эмоций с собственного «Я» ребенка на
сферу отношений с окружающими.
Основными источниками эмоционального развития в дошкольном
возрасте являются сюжетно-ролевая игра, практическая деятельность и
общение со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте эмоциональное осознание и предвосхищение
возникают в результате внутренней ориентировочно-исследовательской
деятельности ребенка, формирующейся на основе практического
взаимодействия с окружающей действительностью. В этой деятельности
складывается своеобразная функциональная система, в которой органически
сочетаются как собственно аффективные, так и познавательные процессы.
Развиваясь, эмоции интеллектуализируются, становятся «умными»,
обобщенными, предвосхищающими. Благодаря этому ребенок дошкольного
возраста может не только заранее представить, но и пережить смысл данной
ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя
и других людей. Такое явление получило название «эмоциональное
воображение».
С помощью эмоционального воображения ребенок дошкольного
возраста, в отличие от ребенка раннего возраста, стремится сделать нечто
нужное, полезное не только для себя, но и для окружающих сверстников и
взрослых.
Процесс интеллектуализации эмоций, зарождение таких чувств, как
эмпатия, сочувствие и содействие людям внутренне обусловлен
возникновением у детей простейших просоциальных мотивов поведения по
утверждению Л.С. Выготского. В дошкольном возрасте содействующими
людьми являются в первую очередь родители, воспитатели и особенно
сверстники. Поэтому развитие эмоционального интеллекта в дошкольном
возрасте требует понимания ребенком эмоциональных состояний других
людей и успешного сотрудничества с ними, в большей степени со своими
сверстниками. Без соучастия других людей деятельность ребенка немыслима,
поскольку, по высказыванию Л.С. Выготского, ребенок научается понимать
других, и только потом научается понимать себя.
По мнению Е.П. Ильина, дети, понимающие эмоции, бывают более
отзывчивыми по отношению к своим сверстникам, более социально умелыми
и принятыми в своей группе. Другие психологи, например Г.А. Урунтаева,
утверждают, что чувства – это почва, на которой вырастает забота.
Способности чувствовать, понимать чувства и конструктивно действовать –
необходимые компоненты для построения сильной совести.
Итак, для эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
характерны следующие черты:
- эгоцентризм (ощущение того, что сам ребенок выступает центром
всех событий и явлений),
- центрация (тенденция сосредотачивать свое внимание на конкретной
стороне объекта), коммуникативная готовность к взаимодействию с
окружающими. Также необходимо отметить, что именно в старшем
дошкольном
возрасте
для
взаимодействия
ребенка
наиболее
привлекательным объектом становится именно сверстник, а не взрослый, что
приводит к формированию первых дружеских связей и конфронтаций. Кроме
того, именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинается активное
усвоение языка чувств – принятых в обществе форм выражения тончайших
оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений,
интонаций голоса и т.д.
Таким образом, эмоциональное развитие – это способность адекватного
эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также
умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и
реакциями. Эмоциональные процессы являются той сферой психического
бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции.
Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и
продуктом воспитания. Для эмоционального развития ребенка важна модель,
которая становится главным источником информации о различных эмоциях
человека. Только в ситуации реального общения и деятельности ребенок
испытывает разнообразные эмоции.
Воспитание
сочувствия,
отзывчивости,
гуманности
являются
неотъемлемой, присущей частью нравственного воспитания. Ребенок,
который понимает чувства другого, умеет адекватно и активно откликаться
на переживания окружающих людей, и стремится оказать помощь другому
человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность
и агрессивность.
Эмоциональная отзывчивость является основой полноценного развития
личности. Она определяется как способность переживания своего отношения
к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая ребенка на
положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте
реальной жизни.
Т.С. Бабаджан указывает на то, что эмоциональная отзывчивость
особенно поддается развитию в раннем детстве. В этом возрастном периоде,
в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и
содержание эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью
сливаются с эмоциональным состоянием ребенка. На рубеже раннего и
дошкольного возрастов оно может сохраняться длительно и оставлять более
глубокий след в психике ребенка.
Показателями сформированности эмоциональной отзывчивости детей
дошкольного возраста, по мнению ряда исследователей, выступают
следующие показатели:
- ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других;
- ребенок эмоционально реагирует на состояние другого, заражается
им;
- ребенок тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с
эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание;
- ребенок проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим
детям, животным;
- ребенок осуществляет эмоционально-утешительные действия.
А.Д. Кошелева считает, что значительная роль в развитии и воспитании
у ребенка дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит
семье. Автор отмечает, что в условиях семьи складывается эмоционально-
нравственный опыт; убеждения и идеалы, оттенки и ценностные ориентации,
отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок
и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной
степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть разным. А.Д. Кошелева установила,
что опыт полный и разносторонний – у ребенка из большой и дружной
семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения
ответственности и взаимной зависимости, диапазон утверждаемых ценностей
достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к
нему.
Приобретаемый в семье опыт может быть не только ограниченным, но
и односторонним. Такая односторонность, по мнению автора, складывается
обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке
отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например,
развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного
внимания
другим
качествам,
необходимых
ребенку.
Наконец,
эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (у
родителей разные представления о воспитании ребенка).
Таким образом, резюмирует А.Д. Кошелева, взаимосвязь правильно
организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является
условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости.
Описание эволюции эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства
взрослых и детей представлено у А. Валлона. Автор отмечает, что ребенок на
ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его
эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального
заражения. Исследователь полагает, что на втором году жизни ребенок
вступает в «ситуацию симпатии», которая подготавливает его к «ситуации
альтруизма». На стадии альтруизма (это происходит в 4-5 лет) ребенок
научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей,
предвидеть последствия своего поведения. Таким образом, по мере
психического развития ребенок переходит от низших форм эмоционального
реагирования к высшим нравственным формам отзывчивости.
В завершении, резюмируем: проблема воспитания эмоциональной
отзывчивости детей дошкольного возраста очень актуальна, и предполагает
серьезную систематическую работу окружающих ребенка взрослых над
развитием у него чувственной сферы в тесной взаимосвязи с его
нравственным воспитанием. Исходя из теоретических положений о
формировании
у
детей
эмоциональной
отзывчивости,
развития
эмпатического поведения по отношению к сверстнику, способности
сопереживать ему, мы полагаем, что эффективным способом организации
деятельности с ребенком в условиях ДОО, направленной на повышение
уровня данных компонентов морального сознания будет развивающая
программа, в содержании которой используются следующие игровые
технологии: игротерапия, сюжетно-ролевые игры (моделирование морально-
нравственных ситуаций), психогимнастика, элементы тренинга. Важным
компонентом программы должно являться знакомство детей с базовыми
эмоциональными состояниями человека (базовыми эмоциями), что на наш
взгляд, дает возможность многократно расширить диапазон знаний детей о
эмоциональных состояниях людей и повысить уровень их эмоционально-
нравственного развития.