Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» и специфика эмоциональной отзывчивости дошкольников | Захарова Ольга Борисовна. Работа №357448

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современной психологии проблема эмоционального развития детей признана одна из самых значимых. Прежде всего, это связано с многозначностью понимания термина «эмоциональное развитие».

Изучением эмоций занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, К. Изард, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.П. Стрелкова, П.М. Якобсон и др.). 

Эмоция, по определению В.К. Вилюнаса – это высшая психическая функция, возникающая и формирующаяся под влиянием окружающей социальной общественной среды. При всем многообразии определений понятия «эмоции» следует констатировать, что они несколько похожи, однако каждый исследователь акцентирует внимание на особенности, которые считает наиболее значимыми.

Рассмотрим понятие «эмоциональное развитие».

Эмоциональное развитие – это развитие отдельных элементов эмоционального процесса и связей между ними считает Г.М. Бреслав.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, по мнению В.К. Вилюнаса следует понимать как сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя: расширение репертуара аффектов; трансформацию активаторов конкретных эмоций; динамику способности использования эмоциональной экспрессии как средства общения; развитие эмоциональной саморегуляции и изменение способа реагирования на эмоции; формирование дифференцированной и адекватной эмоциональной экспрессии.

Интегрируя положения отечественных и зарубежных исследователей эмоциональной сферы ребёнка (А.В. Запорожец, О.В. Гордеева и др.), можно выделить структуру эмоционального развития, состоящую из аффективного компонента, когнитивного компонента и реактивного компонента.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь и эмоциональный опыт ребенка многократно обогащаются и расширяются. Усложняется не только содержание, служащее источником для переживания определенных эмоций, появляются разнообразные оттенки и нюансы длительных и глубоких чувствований (стыда, зависти, вины, сопереживания, сочувствия). В связи с тем, что у многих детей значительная часть жизни проходит в  детском саду, где складывается своеобразное детское сообщество, этот период является благоприятным, для развития у детей эмоций морально-нравственного спектра. Это эмоции сострадания и сорадости, сопереживания и сочувствия. Формирование данной группы эмоций представляется нам чрезвычайно важным для морально-нравственного развития ребенка.

Одним из главных условий развития этих эмоций является то, как организован опыт особого социального действия, а именно – постановки себя на место другого. Так, этот опыт может быть реализован в реальном практическом действии, в игровом плане (ролевом исполнении). От понимания глубины этой проблемы, от разработанности ее применительно к разным видам деятельности  старшего дошкольника зависит и уровень эмоциональной отзывчивости ребенка на события, связанные со сверстниками и его эмоциональными состояниями. В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли целенаправленно и эффективно организовать процесс формирования эмоциональной отзывчивости к сверстнику как одного из важнейших компонентов формирования морального сознания в дошкольном возрасте. 

Понятие «эмоциональная отзывчивость» в современной литературе пока не имеет конкретной трактовки, поэтому различными специалистами воспринимается по-своему:

- как эмоциональную реакцию на состояние другого человека понимает эмоциональную отзывчивость А.В. Запорожец;

- как главную эмоциональную единицу, обуславливающую отношение между людей трактует эмоциональную отзывчивость М.И. Лисина;

- компонентом эмпатии эмоциональную отзывчивость считает Т.П. Гаврилова;

- ведущим показателем развития гуманных чувств и коллективистских отношений полагает эмоциональную отзывчивость В.В. Абраменкова;

- в качестве средства понимания людьми друг друга объясняет эмоциональную отзывчивость А.Д. Кошелева;

- обобщающим определением многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, возникающим от взаимодействия с другими людьми, предметами искусства, окружающим живым миром называет эмоциональную отзывчивость И.В. Груздова.

Эмоциональная отзывчивость и ее развитие в дошкольном возрасте рассматривается авторами, как правило, с двух ведущих позиций:

- с позиции нравственного воспитания, т.е. как нравственное качество (в исследованиях А.В. Запорожец, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович и пр.);

- с позиции эстетического воспитания, т.е. как эмоционального отклика на воспринимаемые предметы искусства, музыкальные произведения и пр. (в исследованиях Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской и пр.).

Прикрепленные файлы:
25ed383532c412929850c09c5cb8600c.pdf
Пожалуйста, подождите.
x
×